Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемкиМетоды и приемы, преимущественно экспериментального, практического характера, которые присущи фотосъемки в черно-белом и цветном исполненииФотография широко применяется во всех областях науки и техники, образования и культуры. Она является одним из тех средств массовой информации, которые эффективно содействуют формированию общественной мысли. Как разновидность искусства фотография оказывает существенное влияние на эстетическое воспитание советских людей. В нашей стране насчитывается более 35 млн. фотографов-любителей, в личном пользовании которых находится 35 млн. 200 тыс. фотоаппаратов советского производства Многие люди, проводящие свой досуг с фотоаппаратом, сотрудничают с редакциями газет, журналов, различных издательств, принимают активное участие в культурной и политической жизни предприятий, учреждений, учебных заведений, в многогранной жизни нашей страны. Фотографии любителей, выполненные на высоком профессиональном техническом уровне и с художественным вкусом, можно увидеть на республиканских, всесоюзных и международных выставках; на различных конкурсах они завоевали много призов.
Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленкахПространство, форма, структура, фактура предметов, богатство палитры реального мира передаются в черно-белой фотографии определенным размещением и чередованием разных оттенков черно-белой шкалы. В фотографии цветной эту роль играют цвета, их оттенки, контрастно-гармоническое сочетание красок. Создать определенный впечатляющий образ можно, соединяя цветовые эффекты с другими художественными средствами. Качество цветного изображения зависит от спектрального состава освещения, свойств объективов, качества кинофотопленки, времени ее экспонирования и хранения, методов обработки и т. п. Среди таких характеристик освещения, как интенсивность, направленность, цветность и др., для цветной фотографии особое значение имеет цветовая температура, свидетельствующая о спектральном распределении энергии излучения конкретного источника света. Цветовой баланс пленок для цветной фотографии обозначается в Кельвинах (К) или градусах Мапреда (М) и указывается на упаковке. В России принята шкала Кельвина. При съемке на цветную пленку необходимо учитывать спектральный состав освещения и в соответствии с ним подбирать тот или иной тип цветной кино-фотопленки. Так, па пленках, предназначенных для дневного освещения, можно фотографировать утром до восхода Солнца и сам его восход, днем и вечером, заход Солнца и вечерние сумерки, когда зажигаются уличные фонари, при электронных лампах-вспышках, а с голубым светофильтром — и при обычных электролампах. На пленках, предназначенных для искусственного освещения, можно фотографировать при свете перекальных кинофотоламп, возле костра, при отсветах пожара, освещении импульсными лампами некоторых типов.
Художники считают красный, желтый и синий цвета главнымиВ нестереоскопической фотографии, чтобы подчеркнуть глубину пространства, композицию кадра нужно строить так, чтобы на переднем плане преобладали теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, желтый), а на заднем — холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Эффект глубины пространства достигается и при съемках монохроматических или почти одноцветных ландшафтов (например, пшеничного поля, степи, моря, снежной равнины и др.) при условии, что на переднем или среднем планах в кадре будет находиться один или несколько ярких объектов, цвет которых является дополнительным по отношению к цвету ландшафта как фона. Художники считают красный, желтый и синий цвета главными. На их основе строится вся цветовая палитра. В науке в настоящее время принято пары дополнительных цветов, образующих контрастно-гармонические сочетания, распределять так: красный — зеленовато-голубой; оранжевый — голубой; желтый — синий; желто-зеленый — фиолетовый. Так, если мы фотографируем морской пейзаж, то в кадре целесообразно разместить объект (лодку, бакен и т. п.), в окраске которого преобладали бы (в зависимости от погоды, а потому и от цвета моря) желто-оранжевый или же красные оттенки. Иногда в литературе встречается категорическое предупреждение, что предназначенные для черно-белой фотографии светофильтры нельзя применять в фотографии цветной. Исключение составляют поляризационные и ультрафиолетовые фильтры, в меньшей степени — нейтральные. Этот «канон» возник потому, что каждый фильтр активно поглощает дополнительный и близкие к нему цвета. Поэтому фильтры для черно-белой фотографии на цветных диапозитивных и негативных пленках искажают передачу естественных и искусственных красок.
Эффект ШварцшильдаВ процессе совершенствования цветной фотографии ученые и фотографы-практики обратили внимание на то, что некоторые объективы передают цвета объекта с преобладанием теплых или холодных оттенков. Это явление особенно заметно во время съемок одного и того же сюжета различными объективами; объясняется оно низким качеством оптики. К объективам с несколько пониженной способностью пропускать свет в сине-фиолетовой зоне спектра («теплорисующие») принадлежат «широкоугольники» «Мир-1», «Мир-10А», «Мир-20М». На цветных слайдах белые участки приобретают желтоватый оттенок. «Холоднорисующие» объективы придают изображениям синеватый оттенок. К ним относятся отечественные объективы Т-43, Т-48 и «Индустар-50». Значительное большинство объективов советского производства передают цвета без искажений; наилучшими среди них считаются «Зенитар МС», «Индустар-61МС», «Юпитер-21М» и др. Среди объективов зарубежных фирм, которые можно приобрести в наших магазинах, лучшими в отношении цветопередачи считаются «Панколар 1,8/50 МС» с многослойным покрытием линз и «Тессар» фирмы «Карл Цейсе» (г. Йена, ГДР). Проводя опыты с фотоэмульсиями, немецкий физик и астроном К. Шварцшильд еще в 1899 г. обнаружил, что «одна и та же экспозиция действует на данный фотографический слой тем слабее, чем медленнее ока доставляется фотографическому слою». Это явление вошло в науку как «эффект Шварцшильда».
Способы повышения чувствительности отснятых пленокВ съемочной практике нередки такие ситуации: у фотографа есть и аппарат с пленкой, и экспонометр, и «блиц», а снять ничего нельзя: и л и слишком мала чувствительность пленки, или отказал источник питания лампы-вспышки, или же последней нельзя воспользоваться ввиду запрета со стороны администрации (музеи, выставки и т. п.). Выход из этого, казалось бы, безвыходного положения все же есть. Можно увеличить чувствительность отснятой пленки в лаборатории. Цветную обращаемую пленку можно перепроявить и повысить ее чувствительность в 2—8 раз, а чувствительность негативной черно-белой — в 10—50. Следует помнить, что увеличить чувствительность цветной пленки можно только в первом процессе, т.е. при черно-белом проявлении. Однажды автор этих строк присутствовал на репетиции балетной труппы Киевского мюзик-холла. Освещение сцены было рабочим, а потому — слабым. «Блица» с собой не взял, в «Зените-В» была обращаемая пленка «Орвохром» UT-18. Экспонометр «Свердловск-2» показал: можно снимать при выдержке 1/125 с и диафрагме 5,8. Но для этого нужна была пленка чувствительностью 23 ДИН. Самым интересным в той ситуации была полная раскованность танцовщиц благодаря отсутствию официальных зрителей. Место можно было выбирать любое. Даже из первого ряда объектив «Индустар 61 Л/3» вбирал в кадр много мелких фигур, а «Зоянаром 3,5/135 мм» можно было снять из четвертого ряда три-четыре фигуры в полный рост. Пленка 18 ДИН экспонировалась как имеющая чувствительность 23 ДИНы.
Повышение светочувствительности черно-белых кинофотопленокНередко фотолюбитель может оказаться в ситуации, когда сюжет интересный, однако черно-белая кино-фотопленка в аппарате слишком малой чувствительности, естественное или искусственное, «подвернувшееся под руку», освещение крайне слабое, настолько, что даже не шевелится стрелка экспонометра (вечером или ночью, например падающий из окна или витрины свет и т. п.), что и останавливает сделать снимок. Фотографировать все же нужно, соблюдая следующие рекомендации:
1) открыть полностью диафрагму;
2) поставить регулятор скорости затвора в зависимости от типа последнего на выдержку 1/10, 1/15, 1/20 или 1/30 с;
3) всем корпусом тела опереться о стену здания, столб, дерево или иную прочную основу;
4) локти прижать к своему телу, а фотоаппарат — ко лбу и щеке, что создаст дополнительную устойчивость;
5) плавно спустить затвор.
Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнцаС наступлением сумерек предметы и пространство постепенно утрачивают объемность, пейзаж становится как бы плоским, преобладают контуры. Фотографируя в западном направлении, экспозицию определяют по небу над линией горизонта. Объективы лучше применять с многослойным покрытием линз типа МС, поскольку они противоореольны и дают, особенно на цветных пленках, четкое изображение. Если по замыслу в кадре должно быть заходящее Солнце, а пленка в аппарате черно-белая, желательно снимать через широкоугольный объектив (благодаря ему значительно уменьшаются размер солнечного диска и интенсивность его лучей) и выбирать такой момент, когда Солнце частично прикрыто полоской облаков. На цветную пленку можно снимать через любой объектив. Чем длиннее фокус объектива, тем крупнее солнечный диск. Цветовая температура заходящего Солнца составляет 3500 К, а освещенных им облаков — примерно 2300—2400 К. Следовательно, фотографировать нужно на пленках типа Л или негативных «универсальных». Можно использовать также тип Д, но тогда изображение будет перенасыщено теплыми тонами. Из табл. 6 видно, что корректировать цветопередачу можно с помощью компенсационного фильтра «Голубой К-28». Наблюдательный фотограф, безусловно, обратил внимание на то, что диск заходящего Солнца бывает и разных размеров, и различной окраски: ослепительно белый, оранжевый, кроваво-красный; его цвет определяется степенью загрязненности атмосферы, наличием в ней серы и других элементов. Поэтому нередко эффектные по цветовой гамме снимки можно получить и на пленке типа Д.
Приемы экспонированияМногократно экспонировать черно-белые, цветные негативные и обращаемые кинофотопленки на один и тот же кадр можно практически любым фотоаппаратом. Труднее — фотоаппаратами-роботами с полной неотключаемой автоматикой, легче — простыми аппаратами с центральным затвором («Эстафета», «Искра», «Москва-2», «Любитель-166» и т. п.), так как в них, не переводя, пленку экспонировать можно многократно, при разных скоростях и диафрагмах. Чем крупнее формат, тем лучшие результаты можно получить. Одни приемы можно выполнить аппаратами только с центральным затвором, другие — вообще без аппарата, под фотоувеличителем в позитивном процессе. Приемов разработано много. Мы рассмотрим наиболее, на наш взгляд, простые, доступные для исполнения в любительских условиях. Для удобства назовем их так: фотограмма, черный бархат, эффект Сабатье, эффект разделения цветов.
Фотограмма, или люминограммаЭти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно применять на черно-белых, цветных негативных, диапозитивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекционным способами). Статичная фотограмма, т. е. фотосилуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изображение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант. Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстояние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Выдержка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных материалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, рецептуру которых приводим ниже.
Фотографирование молний ночьюФотографирование молний ночью — разновидность люминограммы. Техника съемки почти та же, что и описанная выше. Наилучшие результаты можно получить, фотографируя через широкоугольные объективы. Аппарат устанавливаем на штативе под навесом, на балконе, в лоджии. Напоминаем, что если гроза над нами, то в целях безопасности нужно подождать, пока она не отойдет на 1 км и более. Линию горизонта выбираем низкую. В нижней части кадра размещаем ландшафт или строения (дома, в которых засветились огни), часть улиц или площадей и т. п.; всю верхнюю часть кадра отводим небу (неважно — чистому или с тучами) и ждем приближения грозового фронта. Пленка может быть любая. Оптимальная чувствительность 32—65 ед. ГОСТа, диафрагменное число от 2 до 11. Дело в том, что молнии фотографируют сами себя, и трудно угадать, какова будет интенсивность ее свечения и цвет, форма и место, где она вспыхнет. Поэтому-то и используем многократное экспонирование одного и того же кадра, фотографируем несколько электрических разрядов.
Эффект разделения цветовНа цветных негативных и диапозитивных кинофотопленках можно получить эффект разделенного трехцветного изображения объекта. Для этого последовательно через зеленый, синий и красный светофильтры трехкратно экспонируем один и тот же кадр — объект съемки, перемещающийся относительно неподвижного объектива аппарата. Суть эффекта заключается в том, что свет, идущий к пленке через разные светофильтры, создает три отдельных изображения в каждом слое, чувствительном соответственно к зеленой, синей и красной зонам спектра. Иными словами, создается псевдостробоэффект. Фотографировать можно одним из двух основных методов. При первом снимают медленно движущиеся объекты, а во втором — быстро перемещающиеся. На штативе закрепляем аппарат с центральным затвором.
Черный бархатДавно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку освещенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чувствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съемках на цветную пленку в кинематографе часто применяют темно-синий фон. Отличные снимки можно получать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, например) или планеты (Юпитер) не попадают в объектив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы. Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо практически не отражают света вообще. Это и есть идеальный фон. Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойников», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соотношение яркости и тональности объектов, на направленность освещения и ракурсы. Фотографируя на фоне черного бархата, его необходимо полностью затенять; фон должен быть вне резкости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие игнорировать, то при печатании позитивов под увеличителем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпечатках он будет не черным, а темно-серым. Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, продумать композицию кадров, определить масштабы изображения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.
Эффект СабатьеВ 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствительности в тех участках фотографической эмульсии, на которые падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспонированную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образования обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от неподвижных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изображение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обязательных условий съемки и обработки пленки.
Научное, прикладное и познавательное значение фотографирования под водойНаучное, прикладное и познавательное значение фотографирования под водой трудно переоценить; кроме того, оно дает большое эстетическое наслаждение. Для съемок необходимо специальное оборудование: водонепроницаемые боксы для аппаратов и источников мощного искусственного освещения, маски, трубки, акваланги. Но на первых порах можно использовать и самодельные приспособления для работы па малых глубинах. Начинать учиться фотографированию обитателей водной среды можно через стекло аквариума. Разделять и приближать к объективу рыбок удобно опущенным вертикально в воду отрезком оконного стекла. В красном уголке или в домашней обстановке можно установить софиты, аппарат на штативе, замерять экспозицию, изучать повадки подвижных рыбок и, не торопясь, делать снимки.
Аппаратура и особенности подводной съемкиДаль-номерные фотоаппараты мало пригодны, хотя можно использовать и их. Наиболее удобны «зеркалки» форматом 24X36 мм («Алмаз», «Киев», «Зенит») и 6Х 6 см («Салют», «Киев-90»), т. е. камеры со встроенными экспонометрами прямого визирования. Наиболее практичны объективы короткофокусные типа «Мир-10» или «Орион-15», «Мир-26», «Минитар». Дело в том, что они обладают высокой разрешающей способностью и большой глубиной резкости. Так, «Мир-10» при диафрагме 11 и установке шкалы расстояний на отметку 1 м дает на пленке резкое изображение всех предметов, удаленных на 0,65 — 2,5 м, что вполне достаточно для большинства случаев съемок. Требования к герметичным боксам такие: возможность фокусирования изображения, взведения и спуска затвора, перемотки пленки на следующий кадр, изменения диафрагменного числа, подключения к синхроконтактам источников искусственного освещения.
Фотографирование через бинокль или монокулярДля крупномасштабных съемок, удаленных предметов нужен телеобъектив. Его, однако, может заменить стереотруба, полевой или морской бинокль, а также монокуляр, соединенные с фотоаппаратом. Практика показала, что снимки, отснятые аппаратами даль-номерной конструкции, часто выходят нерезкими, поскольку нельзя осуществить сквозной визуальный контроль кадровки и резкости изображения в системе бинокль + фотоаппарат. Особенно сильно «смазываются» снимки, сделанные с расстояния 5—30 м, тем более, если объекты подвижные. Для получения резких, четких снимков нужно использовать зеркальные аппараты — «Алмаз», «Зенит», «Киев», «Старт», соединенные с монокуляром бинокля БПЦ 6X30, БПЦ4 8X30 или БПЦ 12X40 (рис. 9, 10). В такой системе один монокуляр служит телевидоискателем с высокой светосилой и большой разрешающей способностью, а второй — телеобъективом. Оптические свойства и конструкция системы. Если использовать монокуляр шестикратного бинокля и светосильный объектив «Гелиос 44-2» (1:2/58 мм), то общая оптическая система бинокль + аппарат будет соответствовать длиннофокусному объективу с фокусным расстоянием 348 мм (6X58). Для восьмикратного бинокля с тем же объективом фокусное расстояние будет уже 464 мм, а для 12-кратного — почти 700 мм! Иначе говоря, расстояние между объектом и фотографом уменьшается в 12 раз.
Репродуцирование, съемка с экрана кино и телевизораРепродуцирование — это фотосъемка двухмерных или плоских объектов: картин, топографических карт, иллюстраций, схем, чертежей, текстов, почтовых миниатюр, предметов непрозрачных, полупрозрачных и прозрачных, например цветных и черно-белых слайдов, изображений на экранах кино и телевизоров. При кажущейся простоте этот вид фоторабот требует внимания и сноровки. Снимать можно любыми аппаратами, но лучше «зеркалками», поскольку они позволяют точно наводить на резкость, определять выдержку через объектив с фильтрами, устранять параллакс, применять симметричные объективы и др. Главные требования, предъявляемые к объективам, с помощью которых фотолюбитель намерен получить копии с оригиналов, следующие: геометрическая точность, резкость по всей плоскости изображения, правильная передача цветов, оттенков, тонов и полутонов, контрастности оригинала. Для достижения геометрической точности репродукции оригинала фотоаппарат нужно установить на прочном штативе так, чтобы плоскость пленки была строго параллельна плоскости оригинала, а оптическая ось объектива совпадала с перпендикуляром, проведенным к центру оригинала. Если это требование игнорировать, то на негативе вместо прямоугольника получим усеченную пирамиду, вместо круга — яйцевидный эллипс и т. п. Геометрическую точность передачи при репродуцировании точнее всего обеспечивают объективы симметричной конструкции с устраненной дистор-сией, например симметричные анастигматы «ФЭД 1 : 2/50 мм», «Ортагоз 1 : 4,5/135 мм», «Зенитар МС 1 : 1,7/50 мм», «Биометар МС 1 : 2,8/80 мм» и ряд других, обладающих большой разрешающей способностью, которые при диафрагменных числах 5,6—8 по всему полю обеспечивают равномерную резкость с разрешением не менее 50 линий на 1 мм.
Съемка с киноэкранаНекоторые любители увлекаются коллекционированием фотографий киноактеров, музыкантов, спортивных «звезд». При помощи любого фотоаппарата нужные нам кадры из фильмов можно перефотографировать с киноэкрана. Удобнее наводить на резкость аппаратами дальномерными малого и среднего форматов. Выбирать место для съемок нужно в середине 10 —15 то рядов (в зависимости от размеров экрана), т. е. вдоль оптической оси кинопроектора к центру экрана. Наводить на резкость легче всего по титрам киножурнала; эту наводку не сбивать до конца съемок. Светосила объектива большого значения не имеет, хорошие результаты получаются при светосилах в пределах 1 : 1,5 — 1 : 4,5, так как яркость многих кадров на экране различна. Поскольку с художественной точки зрения глубина резко изображенного пространства была установлена во время съемок фильма кинооператором, и изображение на экране идет фактически в одной плоскости, значительно диафрагмировать объектив аппарата не нужно. Чувствительность пленки должна быть 65 — 250 ед. ГОСТа. Опытным путем установлена необходимая выдержка: 1/20—1/25 с.
Съемка с экрана телевизораСъемка с экрана телевизора является разновидностью репродукции, также позволяющей коллекционировать интересные события, фотографии любимых выдающихся личностей. Размер изображения на экране телевизора, контрастность, насыщенность цветов можно регулировать в соответствии с замыслом. Существенное значение имеет тип затвора. Дело в том, что на экране телевизора изображение формируется электронным лучом в процессе так называемой развертки: полный телевизионный кадр — за 1/25 с. Поэтому оптимальной выдержкой для съемки является 1/25—1/20 с. Следует учитывать, что нередко но телевидению демонстрируются кинофильмы. Если фотографировать аппаратами со шторно-щелевыми затворами, в которых шторка движется справа налево, то на негативе или слайде изображение получится с полосами разной ширины. Последние будут проходить через рамку изображения сверху слева направо вниз под углом примерно 35°. Это явление объясняется тем, что электронный луч создает телеизображение постепенно, от одного края экрана к другому, строчка через строчку. Исправить косые полосы разной плотности и ширины в процессе позитивной печати невозможно. Как же быть? Есть несколько способов съемки.
МакрофотографияВ поле или в лесу, в горах или на берегу моря, а нередко на работе или дома может возникнуть потребность сфотографировать крупным планом мелкие объекты: минералы, кристаллы, насекомых, биологические препараты, детали механизмов, микросхемы, цветы, рисунок ткани в пределах масштабов от 1:10 до 20:1, т. е. от 10-кратного уменьшения объекта на негативе до 20-кратиого его увеличения.
Наиболее удобны для макрофотографии аппараты двух типов: 1) «гармошки» с двойным и тройным растяжением меха, съемными кассетами для плоской и роль-пленки и съемными объективами;
2) «зеркалки» с набором объективов и встроенным экспонометром (рис. 11). Аппараты с жестко закрепленным объективом фотисной конструкции (с дальномером) для этих целей практически малопригодны из-за необходимости проведения расчетов, подбора насадочных линз. К тому же в результате получаются изображения невысокого качества.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |