cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки

Методы и при­емы, преимущественно экспериментального, практического харак­тера, которые присущи фотосъемки в черно-белом и цветном исполнении

Фотография широко применяется во всех облас­тях науки и техники, образования и культуры. Она является одним из тех средств массовой информации, которые эффективно содей­ствуют формированию общественной мысли. Как разновидность искусства фотография оказывает существенное влияние на эстетическое воспитание советских людей.
В нашей стране насчитывается более 35 млн. фотографов-любите­лей, в личном пользовании которых находится 35 млн. 200 тыс. фото­аппаратов советского производства
Многие люди, проводящие свой досуг с фотоаппаратом, сотруд­ничают с редакциями газет, журналов, различных издательств, принимают активное участие в культурной и политической жизни пред­приятий, учреждений, учебных заведений, в многогранной жизни нашей страны.
Фотографии любителей, выполненные на высоком профессио­нальном техническом уровне и с художественным вкусом, можно увидеть на республиканских, всесоюзных и международных выстав­ках; на различных конкурсах они завоевали много призов.
Категория: Секреты фотосъемки.

Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках

Пространство, форма, структура, фак­тура предметов, богатство палитры реального мира пе­редаются в черно-белой фотографии определенным размещением и чередованием разных оттенков черно-белой шкалы. В фотографии цветной эту роль играют цвета, их оттенки, контрастно-гармоническое сочетание красок. Создать определенный впечатляющий образ можно, соединяя цветовые эффекты с другими художе­ственными средствами.
Качество цветного изображения зависит от спект­рального состава освещения, свойств объективов, ка­чества кинофотопленки, времени ее экспонирования и хранения, методов обработки и т. п.
Среди таких характеристик освещения, как интен­сивность, направленность, цветность и др., для цветной фотографии особое значение имеет цветовая темпера­тура, свидетельствующая о спектральном распределе­нии энергии излучения конкретного источника света. Цветовой баланс пленок для цветной фотографии обо­значается в Кельвинах (К) или градусах Мапреда (М) и указывается на упаковке. В России принята шкала Кельвина. При съемке на цветную пленку необходимо учитывать спектральный состав освещения и в соответ­ствии с ним подбирать тот или иной тип цветной кино-фотопленки. Так, па пленках, предназначенных для дневного освещения, можно фотографировать утром до восхода Солнца и сам его восход, днем и вечером, заход Солнца и вечерние сумерки, когда зажигаются улич­ные фонари, при электронных лампах-вспышках, а с голубым светофильтром — и при обычных электро­лампах.
На пленках, предназначенных для искусственного освещения, можно фотографировать при свете пере­кальных кинофотоламп, возле костра, при отсветах пожара, освещении импульсными лампами некоторых типов.
Категория: Секреты фотосъемки.

Художники считают красный, желтый и синий цвета главными

В нестереоскопической фотографии, чтобы подчерк­нуть глубину пространства, композицию кадра нужно строить так, чтобы на переднем плане преобладали теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, жел­тый), а на заднем — холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Эффект глубины пространства достигается и при съемках монохроматических или почти одноцвет­ных ландшафтов (например, пшеничного поля, степи, моря, снежной равнины и др.) при условии, что на пе­реднем или среднем планах в кадре будет находиться один или несколько ярких объектов, цвет которых явля­ется дополнительным по отношению к цвету ландшафта как фона.
Художники считают красный, желтый и синий цвета главными. На их основе строится вся цветовая палитра. В науке в настоящее время принято пары дополнитель­ных цветов, образующих контрастно-гармонические со­четания, распределять так: красный — зеленовато-голу­бой; оранжевый — голубой; желтый — синий; желто-зеленый — фиолетовый. Так, если мы фотографируем морской пейзаж, то в кадре целесообразно разместить объект (лодку, бакен и т. п.), в окраске которого преоб­ладали бы (в зависимости от погоды, а потому и от цвета моря) желто-оранжевый или же красные оттенки.
Иногда в литературе встречается категорическое предупреждение, что предназначенные для черно-белой фотографии светофильтры нельзя применять в фотогра­фии цветной. Исключение составляют поляризационные и ультрафиолетовые фильтры, в меньшей степени — нейтральные. Этот «канон» возник потому, что каждый фильтр активно поглощает дополнительный и близкие к нему цвета. Поэтому фильтры для черно-белой фото­графии на цветных диапозитивных и негативных плен­ках искажают передачу естественных и искусственных красок.
Категория: Секреты фотосъемки.

Эффект Шварцшильда

В процессе совершенствования цветной фотографии ученые и фотографы-практики обратили внимание на то, что некоторые объективы передают цвета объекта с преобладанием теплых или холодных оттенков. Это явление особенно заметно во время съемок одного и того же сюжета различными объективами; объясня­ется оно низким качеством оптики. К объективам с не­сколько пониженной способностью пропускать свет в сине-фиолетовой зоне спектра («теплорисующие») при­надлежат «широкоугольники» «Мир-1», «Мир-10А», «Мир-20М». На цветных слайдах белые участки при­обретают желтоватый оттенок. «Холоднорисующие» объективы придают изображениям синеватый оттенок. К ним относятся отечественные объективы Т-43, Т-48 и «Индустар-50». Значительное большинство объекти­вов советского производства передают цвета без искаже­ний; наилучшими среди них считаются «Зенитар МС», «Индустар-61МС», «Юпитер-21М» и др. Среди объек­тивов зарубежных фирм, которые можно приобрести в наших магазинах, лучшими в отношении цветопере­дачи считаются «Панколар 1,8/50 МС» с многослойным покрытием линз и «Тессар» фирмы «Карл Цейсе» (г. Йена, ГДР).
Проводя опыты с фотоэмульсиями, немецкий физик и астроном К. Шварцшильд еще в 1899 г. обнаружил, что «одна и та же экспозиция действует на данный фотографический слой тем слабее, чем медленнее ока доставляется фотографическому слою». Это явление вошло в науку как «эффект Шварцшильда».
Категория: Секреты фотосъемки.

Способы повышения чувствительности отснятых пленок

В съемочной практике нередки такие ситуации: у фотографа есть и аппарат с пленкой, и экспонометр, и «блиц», а снять ничего нельзя: и л и слишком мала чувствительность пленки, или отказал источник питания лампы-вспышки, или же последней нельзя воспользоваться ввиду запрета со стороны адми­нистрации (музеи, выставки и т. п.). Выход из этого, казалось бы, безвыходного положения все же есть. Можно увеличить чувствительность отснятой пленки в лаборатории. Цветную обращаемую пленку можно перепроявить и повысить ее чувствительность в 2—8 раз, а чувствительность негативной черно-белой — в 10—50. Следует помнить, что увеличить чувствительность цвет­ной пленки можно только в первом процессе, т.е. при черно-белом проявлении.
Однажды автор этих строк присутствовал на репети­ции балетной труппы Киевского мюзик-холла. Освеще­ние сцены было рабочим, а потому — слабым. «Блица» с собой не взял, в «Зените-В» была обращаемая пленка «Орвохром» UT-18. Экспонометр «Свердловск-2» по­казал: можно снимать при выдержке 1/125 с и диафраг­ме 5,8. Но для этого нужна была пленка чувствитель­ностью 23 ДИН. Самым интересным в той ситуации была полная раскованность танцовщиц благодаря от­сутствию официальных зрителей. Место можно было вы­бирать любое. Даже из первого ряда объектив «Индустар 61 Л/3» вбирал в кадр много мелких фигур, а «Зоянаром 3,5/135 мм» можно было снять из четвертого ряда три-четыре фигуры в полный рост. Пленка 18 ДИН экспони­ровалась как имеющая чувствительность 23 ДИНы.
Категория: Секреты фотосъемки.

Повышение светочувствитель­ности черно-белых кинофотопленок

Нередко фотолюбитель может оказаться в ситуации, когда сюжет интересный, однако черно-белая кино-фотопленка в аппарате слишком малой чувствитель­ности, естественное или искусственное, «подвернувшееся под руку», освещение крайне слабое, настолько, что даже не шевелится стрелка экспонометра (вечером или ночью, например падающий из окна или витрины свет и т. п.), что и останавливает сделать снимок. Фотографи­ровать все же нужно, соблюдая следующие рекомен­дации:
1) открыть полностью диафрагму;
2) поставить регулятор скорости затвора в зависимости от типа по­следнего на выдержку 1/10, 1/15, 1/20 или 1/30 с;
3) всем корпусом тела опереться о стену здания, столб, дерево или иную прочную основу;
4) локти прижать к своему телу, а фотоаппарат — ко лбу и щеке, что соз­даст дополнительную устойчивость;
5) плавно спустить затвор.
Категория: Секреты фотосъемки.

Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнца

С наступлением сумерек предметы и пространство постепенно утрачивают объемность, пейзаж становится как бы плоским, преобладают кон­туры. Фотографируя в западном направлении, экспози­цию определяют по небу над линией горизонта. Объективы лучше применять с многослойным покрытием линз типа МС, поскольку они противоореольны и дают, особенно на цветных пленках, четкое изображение.
Если по замыслу в кадре должно быть заходящее Солнце, а пленка в аппарате черно-белая, желательно снимать через широкоугольный объектив (благодаря ему значительно уменьшаются размер солнечного диска и интенсивность его лучей) и выбирать такой момент, когда Солнце частично прикрыто полоской облаков. На цветную пленку можно снимать через любой объектив. Чем длиннее фокус объектива, тем крупнее солнечный диск. Цветовая температура заходящего Солнца состав­ляет 3500 К, а освещенных им облаков — примерно 2300—2400 К. Следовательно, фотографировать нужно на пленках типа Л или негативных «универсальных». Можно использовать также тип Д, но тогда изображение будет перенасыщено теплыми тонами. Из табл. 6 видно, что корректировать цветопередачу можно с помощью компенсационного фильтра «Голубой К-28».
Наблюдательный фотограф, безусловно, обратил вни­мание на то, что диск заходящего Солнца бывает и раз­ных размеров, и различной окраски: ослепительно бе­лый, оранжевый, кроваво-красный; его цвет определя­ется степенью загрязненности атмосферы, наличием в ней серы и других элементов. Поэтому нередко эф­фектные по цветовой гамме снимки можно получить и на пленке типа Д.
Категория: Секреты фотосъемки.

Приемы экспонирования

Многократно экспонировать черно-белые, цветные негативные и обращаемые кинофотопленки на один и тот же кадр можно практически любым фотоаппа­ратом. Труднее — фотоаппаратами-роботами с полной неотключаемой автоматикой, легче — простыми аппара­тами с центральным затвором («Эстафета», «Искра», «Москва-2», «Любитель-166» и т. п.), так как в них, не переводя, пленку экспонировать можно многократно, при разных скоростях и диафрагмах. Чем крупнее фор­мат, тем лучшие результаты можно получить.
Одни приемы можно выполнить аппаратами только с центральным затвором, другие — вообще без аппарата, под фотоувеличителем в позитивном процессе. Приемов разработано много. Мы рассмотрим наиболее, на наш взгляд, простые, доступные для исполнения в любитель­ских условиях. Для удобства назовем их так: фотограм­ма, черный бархат, эффект Сабатье, эффект разделения цветов.

Фотограмма, или люминограмма

Эти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно при­менять на черно-белых, цветных негативных, диапози­тивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекци­онным способами). Статичная фотограмма, т. е. фото­силуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изобра­жение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант.
Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстоя­ние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Вы­держка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных мате­риалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, ре­цептуру которых приводим ниже.

Фотографирование молний ночью

Фотографирование молний ночью — разновидность люминограммы. Техника съемки почти та же, что и опи­санная выше. Наилучшие результаты можно получить, фотографируя через широкоугольные объективы. Аппа­рат устанавливаем на штативе под навесом, на бал­коне, в лоджии. Напоминаем, что если гроза над нами, то в целях безопасности нужно подождать, пока она не отойдет на 1 км и более. Линию горизонта выбираем низкую. В нижней части кадра размещаем ландшафт или строения (дома, в которых засветились огни), часть улиц или площадей и т. п.; всю верхнюю часть кадра отводим небу (неважно — чистому или с тучами) и ждем приближения грозового фронта. Пленка может быть любая. Оптимальная чувствительность 32—65 ед. ГОСТа, диафрагменное число от 2 до 11. Дело в том, что молнии фотографируют сами себя, и трудно уга­дать, какова будет интенсивность ее свечения и цвет, форма и место, где она вспыхнет. Поэтому-то и исполь­зуем многократное экспонирование одного и того же кад­ра, фотографируем несколько электрических разрядов.

Эффект разделения цветов

На цветных негативных и диапозитивных кинофотопленках можно получить эффект разделенного трехцветного изображения объек­та. Для этого последовательно через зеленый, синий и красный светофильтры трехкратно экспонируем один и тот же кадр — объект съемки, перемещающийся от­носительно неподвижного объектива аппарата. Суть эффекта заключается в том, что свет, идущий к пленке через разные светофильтры, создает три отдельных изображения в каждом слое, чувствительном соответ­ственно к зеленой, синей и красной зонам спектра. Ины­ми словами, создается псевдостробоэффект.
Фотографировать можно одним из двух основных методов. При первом снимают медленно движущиеся объекты, а во втором — быстро перемещающиеся. На штативе закрепляем аппарат с центральным затвором.

Черный бархат

Давно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку осве­щенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чув­ствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съем­ках на цветную пленку в кинематографе часто приме­няют темно-синий фон. Отличные снимки можно полу­чать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, напри­мер) или планеты (Юпитер) не попадают в объек­тив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы.
Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо прак­тически не отражают света вообще. Это и есть идеаль­ный фон.
Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойни­ков», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соот­ношение яркости и тональности объектов, на направлен­ность освещения и ракурсы.
Фотографируя на фоне черного бархата, его необ­ходимо полностью затенять; фон должен быть вне рез­кости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие иг­норировать, то при печатании позитивов под увеличи­телем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпе­чатках он будет не черным, а темно-серым.
Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, про­думать композицию кадров, определить масштабы изо­бражения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.

Эффект Сабатье

В 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствитель­ности в тех участках фотографической эмульсии, на ко­торые  падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспониро­ванную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образова­ния обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от непо­движных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изобра­жение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обя­зательных условий съемки и обработки пленки.

Научное, прикладное и познавательное значение фотографирования под водой

Научное, прикладное и познавательное значение фотографирования под водой трудно пере­оценить; кроме того, оно дает большое эстетическое наслаждение. Для съемок необходимо специальное обо­рудование: водонепроницаемые боксы для аппаратов и источников мощного искусственного освещения, маски, трубки, акваланги. Но на первых порах можно исполь­зовать и самодельные приспособления для работы па малых глубинах.
Начинать учиться фотографированию обитателей водной среды можно через стекло аквариума. Разделять и приближать к объективу рыбок удобно опущенным вертикально в воду отрезком оконного стекла. В красном уголке или в домашней обстановке можно установить софиты, аппарат на штативе, замерять экспозицию, изучать повадки подвижных рыбок и, не торопясь, делать снимки.

Аппаратура и особенности подводной съемки

Даль-номерные фотоаппараты мало пригодны, хотя можно использовать и их. Наиболее удобны «зеркалки» фор­матом 24X36 мм («Алмаз», «Киев», «Зенит») и 6Х 6 см («Салют», «Киев-90»), т. е. камеры со встроенными экспонометрами прямого визирования. Наиболее прак­тичны объективы короткофокусные типа «Мир-10» или «Орион-15», «Мир-26», «Минитар». Дело в том, что они обладают высокой разрешающей способностью и большой глубиной резкости. Так, «Мир-10» при диа­фрагме 11 и установке шкалы расстояний на отметку 1 м дает на пленке резкое изображение всех предметов, удаленных на 0,65 — 2,5 м, что вполне достаточно для большинства случаев съемок. Требования к герметич­ным боксам такие: возможность фокусирования изо­бражения, взведения и спуска затвора, перемотки пленки на следующий кадр, изменения диафрагменного числа, подключения к синхроконтактам источников искусственного освещения.

Фотографирование через бинокль или монокуляр

Для крупномасштабных съемок, удален­ных предметов нужен телеобъектив. Его, однако, может заменить стереотруба, полевой или морской бинокль, а также монокуляр, соединенные с фотоаппаратом. Прак­тика показала, что снимки, отснятые аппаратами даль-номерной конструкции, часто выходят нерезкими, по­скольку нельзя осуществить сквозной визуальный контроль кадровки и резкости изображения в системе бинокль + фотоаппарат. Особенно сильно «смазывают­ся» снимки, сделанные с расстояния 5—30 м, тем более, если объекты подвижные.
Для получения резких, четких снимков нужно использовать зеркальные аппараты — «Алмаз», «Зе­нит», «Киев», «Старт», соединенные с монокуляром би­нокля БПЦ 6X30, БПЦ4 8X30 или БПЦ 12X40 (рис. 9, 10). В такой системе один монокуляр служит телевидоискателем с высокой светосилой и большой разрешающей способностью, а второй — телеобъек­тивом.
Оптические свойства и конструкция системы. Если использовать монокуляр шестикратного бинокля и све­тосильный объектив «Гелиос 44-2» (1:2/58 мм), то общая оптическая система бинокль + аппарат будет со­ответствовать длиннофокусному объективу с фокусным расстоянием   348 мм   (6X58).   Для   восьмикратного бинокля с тем же объективом фокусное расстояние будет уже 464 мм, а для 12-кратного — почти 700 мм! Иначе говоря, расстояние между объектом и фотографом уменьшается в 12 раз.
Категория: Секреты фотосъемки.

Репродуцирование, съемка с экрана кино и телевизора

Репродуцирование — это фотосъемка двухмерных или плоских объектов: картин, топографи­ческих карт, иллюстраций, схем, чертежей, текстов, почтовых миниатюр, предметов непрозрачных, полу­прозрачных и прозрачных, например цветных и черно-белых слайдов, изображений на экранах кино и теле­визоров.
При кажущейся простоте этот вид фоторабот тре­бует внимания и сноровки. Снимать можно любыми аппаратами, но лучше «зеркалками», поскольку они позволяют точно наводить на резкость, определять вы­держку через объектив с фильтрами, устранять парал­лакс, применять симметричные объективы и др.
Главные требования, предъявляемые к объективам, с помощью которых фотолюбитель намерен получить копии с оригиналов, следующие: геометрическая точ­ность, резкость по всей плоскости изображения, пра­вильная передача цветов, оттенков, тонов и полутонов, контрастности оригинала.
Для достижения геометрической точности репродук­ции оригинала фотоаппарат нужно установить на проч­ном штативе так, чтобы плоскость пленки была строго параллельна плоскости оригинала, а оптическая ось объектива совпадала с перпендикуляром, проведенным к центру оригинала. Если это требование игнориро­вать, то на негативе вместо прямоугольника получим усеченную пирамиду, вместо круга — яйцевидный эллипс и т. п. Геометрическую точность передачи при репродуцировании точнее всего обеспечивают объек­тивы симметричной конструкции с устраненной дистор-сией, например симметричные анастигматы «ФЭД 1 : 2/50 мм», «Ортагоз 1 : 4,5/135 мм», «Зенитар МС 1 : 1,7/50 мм», «Биометар МС 1 : 2,8/80 мм» и ряд дру­гих, обладающих большой разрешающей способностью, которые при диафрагменных числах 5,6—8 по всему полю обеспечивают равномерную резкость с разреше­нием не менее 50 линий на 1 мм.
Категория: Секреты фотосъемки.

Съемка с киноэкрана

Некоторые любители увлека­ются коллекционированием фотографий киноактеров, музыкантов, спортивных «звезд». При помощи любого фотоаппарата нужные нам кадры из фильмов можно перефотографировать с киноэкрана. Удобнее наводить на резкость аппаратами дальномерными малого и сред­него форматов. Выбирать место для съемок нужно в середине 10 —15 то рядов (в зависимости от размеров экрана), т. е. вдоль оптической оси кинопроектора к центру экрана. Наводить на резкость легче всего по титрам киножурнала; эту наводку не сбивать до конца съемок. Светосила объектива большого значения не имеет, хорошие результаты получаются при светосилах в пределах 1 : 1,5 — 1 : 4,5, так как яркость многих кадров на экране различна.
Поскольку с художественной точки зрения глубина резко изображенного пространства была установлена во время съемок фильма кинооператором, и изображе­ние на экране идет фактически в одной плоскости, значительно диафрагмировать объектив аппарата не нужно. Чувствительность пленки должна быть 65 — 250 ед. ГОСТа. Опытным путем установлена необхо­димая выдержка: 1/20—1/25 с.
Категория: Секреты фотосъемки.

Съемка с экрана телевизора

Съемка с экрана телевизора является разновид­ностью репродукции, также позволяющей коллекциони­ровать интересные события, фотографии любимых выдающихся личностей. Размер изображения на экране телевизора, контрастность, насыщенность цветов мож­но регулировать в соответствии с замыслом.
Существенное значение имеет тип затвора. Дело в том, что на экране телевизора изображение формирует­ся электронным лучом в процессе так называемой раз­вертки: полный телевизионный кадр — за 1/25 с. Поэтому оптимальной выдержкой для съемки является 1/25—1/20 с. Следует учитывать, что нередко но теле­видению демонстрируются кинофильмы. Если фотогра­фировать аппаратами со шторно-щелевыми затворами, в которых шторка движется справа налево, то на негати­ве или слайде изображение получится с полосами разной ширины. Последние будут проходить через рамку изобра­жения сверху слева направо вниз под углом пример­но 35°.
Это явление объясняется тем, что электронный луч создает телеизображение постепенно, от одного края экрана к другому, строчка через строчку. Исправить косые полосы разной плотности и ширины в процессе позитивной печати невозможно. Как же быть? Есть несколько способов съемки.
Категория: Секреты фотосъемки.

Макрофотография

В поле или в лесу, в горах или на берегу моря, а нередко на работе или дома может возникнуть потребность сфотографировать крупным планом мелкие объекты: минералы, кристаллы, насекомых, биологи­ческие препараты, детали механизмов, микросхемы, цветы, рисунок ткани в пределах масштабов от 1:10 до 20:1, т. е. от 10-кратного уменьшения объекта на негативе до 20-кратиого его увеличения.
Наиболее удобны для макрофотографии аппараты двух типов:
1) «гармошки» с двойным и тройным растяжением меха, съемными кассетами для плоской и роль-пленки и съемными объективами;
2) «зеркалки» с набором объективов и встроенным экспонометром (рис. 11). Аппараты с жестко закрепленным объективом фотисной конструкции (с дальномером) для этих целей практически малопригодны из-за необходимости про­ведения расчетов, подбора насадочных линз. К тому же в результате получаются изображения невысокого качества.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.