cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Химия цветной фотографии

Принцип цветного фотографирования

Принцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впер­вые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впо­следствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом.
Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предло­жили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения конту­ров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов.
В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излуче­ний того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красите­лей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окис­ления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными   компонентами.
Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериа­ла требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фото­материалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года.
Существует очень много способов получения цветных изображений.   Мы рассмотрим только  один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотомате­риале способом обращения.

Принципиальная схема получения цветного изображения

Экспонированный фотоматериал проявляют в черно-белом проявляющем раство­ре, в результате чего получают цветоделенные черно-бе­лые негативные изображения в трех слоях, состоящие из металлического серебра.
Затем следует интенсивная промывка, чтобы уда­лить остатки проявляющего раствора из слоев. На этой стадии заканчивают обработку фотоматериала в темноте. Все последующие операции можно производить на свету.
Промежуточная засветка производится для экспонирования тех участков эмульсии, которые не были проявлены в черно-белом проявителе.
Цветное проявление засвеченных участков. Поскольку слои уже имеют негативные изображения, то изображения, проявляемые цветным проя­вителем, в трех слоях соответствуют позитивному изобра­жению. В результате цветного проявления в каждом слое получается два позитивных изображения, состоящих из металлического серебра и из красителя вокруг про­явленного кристалла. Химия образования красителя при цветном проявлении может быть показан следующим сум­марным уравнением:
 
Химия образования красителя при цветном проявлении

Технология обработки и методы управления балансом цвета

Самый простой и быстрый путь получения цветных изо­бражений — это съемка на цветные обращаемые фотомате­риалы и самостоятельная обработка их.
В продаже имеются цветные обращаемые фотоматериа­лы типа   ЦО-22-Д,   ЦО-32-Д, «Орвохром» (Символы расшифровываются следующим образом: ЦО — цвет­ная обращаемая; 22 — светочувствительность в ед. ГОСТ; Д, Л — баланс фотоматериала для дневного света или света ламп накалива­ния. Для немецких фотоматериалов: U — обращаемая, Т — для дневного света, К — для ламп накаливания, 18 — светочувстви­тельность в ед. DIN.).
Фотоматериалы типа ЦО и «Орвохром» почти идентич­ные по процессам обработки.
Успех обработки цветных обращаемых фотоматериа­лов зависит прежде всего от соблюдения температурного режима, продолжительности процесса, интенсивности пе­ремешивания, тщательности приготовления растворов, точности поддержания их кислотности (рН), качества про­мывки (особенно после проявляющих растворов и после фиксирования).
Поскольку окончательное цветное изображение синте­зируется из трех цветоделенных изображений, очень важно поддерживать постоянными скорость диффузии реагирую­щих веществ и активность раствора.
Диффузия зависит от температуры, интенсивности перемешивания и рН раствора. Совокупность этих фак­торов влияет на степень проявленности каждого из трех слоев. Это прежде всего относится к первому (черно-бе­лому) проявлению.

Обработка цветных фотоматериалов

Режимы обработки отечественных обращаемых фото­материалов типа ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, а также фотомате­риалов типа «Орвохром» приведены в табл. 11.
 
Таблица 11
 
Стандартные режимы обработки цветных обращаемых фото­материалов ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, «Орвохром UT18», «Орвохром UК17»
 
Стандартные режимы обработки цветных обращаемых фото­материалов
 
* Время первого проявления для отечественных фотоматериалов ука­зывается на упаковке. Обычно оно составляет около 12 мин. Фотоматериалы «Орвохром»   проявляют 10 мин, кроме «UK17», которую проявляют 6 — 7 мин
** После промывки фотопленку можно высушить. Дальнейшую обработку можно проводить в любое удобное время. Перед цветным проявлением фотопленку рекомендуется размочить в воде в течение 5 мин пои тем­пературе не ниже 22 0С.
*** В свежем растворе отбеливание протекает быстрее.

Обработка цветных фотоматериалы фирмы «Кодак»

Цветные обращаемые фотоматериалы фирмы «Кодак» «Эктахром-Х», «Эктахром-HS» тип D и «Эктахром-HS» тип В обычно обрабатывают в фирменных наборах хими­катов по процессам Е-3 или Е-4.
Процесс Е-3 проводится при температуре растворов 24°С.
Процесс Е-4 отличается от процесса Е-3 отсутствием промежуточной засветки, роль которой выполняют спе­циальные вещества — активные неизбирательные восстано­вители, добавляемые в цветной проявитель. Кроме того, процесс форсирован по температурному режиму обработки. Нормальная температура основных рабочих растворов составляет 29,5°С с допуском +- 1/4 °C. Выполне­ние таких жестких условий обработки возможно лишь при наличии специального оборудования.
Фирма-изготовитель не раскрывает рецептуру обра­батывающих растворов, и тем не менее в различное время

Можно ли цветной обращаемый фотоматериал обра­ботать как цветной негативный?

Доброкачественный цветной диапозитив окантовывают в соответствующую диапозитивную рамочку и проецируют диапроектором на экран или же рассматривают через спе­циальные устройства, так называемые диаскопы.
Часто возникают вопросы, связанные с размножением диапозитивов, использованием недоброкачественных диа­позитивов и т. д.
Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся вопросы, встающие перед фотографом.
 
Можно ли цветной обращаемый фотоматериал обра­ботать как цветной негативный?
 
Принципиально это возможно, но негатив будет слиш­ком контрастным и получить доброкачественный цветной фотоотпечаток с него практически невозможно, так как цветная фотобумага рассчитана для печатания с «мягкого» негатива.
Однако таким способом обработки можно воспользо­ваться, если требуется сделать контрастнее объект съемки. Заметим только, что естественной цветопередачи не будет, так как красители, получаемые в негативных и обращае­мых фотоматериалах, различны. Соответственно в оконча­тельном цветном фотоотпечатке будет искаженная цвето­передача.

Можно ли с цветного диапозитива получить копии цветных диапозитивов?

Да, можно. Для этого следует переснять диапозитив в масштабе 1 : 1 на специальные цветные обращаемые фотопленки для печати, например «Орвоколор UD1». Эти низкочувствительные фотоматериалы специально предназ­начены для размножения диапозитивов. Они сбалансиро­ваны для печатания с лампами накаливания. Желаемый баланс цвета может быть откорректирован с помощью корректирующих светофильтров таким же способом, как это делается при печатании с цветного негатива на цвет­ную фотобумагу.

Можно ли изготовить цветной фотоотпечаток непо­средственно с цветного диапозитива?

Да, можно. Для этого используют специальную цвет­ную обращаемую фотобумагу.
Способ печатания аналогичен печатанию с цветного негатива на цветную фотобумагу, с тем лишь различием, что процесс обработки идет с обращением.

Можно ли изготовить черно-белый фотоотпечаток с цветного диапозитива?

Да, можно. Для этого сначала изготовляют промежу­точный черно-белый негатив, с которого обычным способом печатают на черно-белую фотобумагу.  Целесообразнее всего промежуточный негатив получить на ортохромати­ческой стеклянной фотопластинке или листовой фотоплен­ке форматом 9x12 или 13x18 см с помощью фотоувеличи­теля. Обработку ведут в медленноработающем негативном проявителе. Промежуточный негатив должен быть плот­ным, с тем чтобы изображение воспроизводилось прямо­линейным участком характеристической кривой. Печата­ние на фотобумагу ведется контактным способом.

Можно ли изготовить черно-белый диапозитив не­посредственно с цветного диапозитива?

Да, можно. Для этого необходимо произвести контакт­ную или оптическую печать на черно-белый обращаемый фотоматериал и обработать фотоматериал способом обра­щения либо изготовить черно-белый промежуточ ный   негатив, а затем — позитив.
Оптическую печать выполнить легче, чем контактную, особенно если требуется изготовить малоформатный нега­тив. Кроме того, возможна выкопировка только требуе­мой части кадра.
На рис 27 показана принципиальная схема установки оптической печати для изготовления диапозитива или промежуточного негатива в требуемом масштабе. Задача съемки сводится к определению расчетным путем только двух параметров:
1) величины выдвижения объектива, или толщины про­межуточных колец, устанавливаемых между объективом и корпусом камеры,— х';
2) места положения репродуцируемого оригинала (диа­позитива или негатива) относительно фильмового канала камеры, т. е. расстояния между оригиналом и фильмовым каналом Р; у — линейный размер предмета (оригинала); у' — линейный размер изображения; f' — фокусное рас­стояние объектива; x =  f' * y/y' — расстояние от предмета до
переднего  фокуса  объектива;  x'= f' * y'/y--расстояние  от заднего фокуса объектива до изображения; P — расстоя­ние от предмета до изображения Р = х + x' + 2f'.
 
Принципиальная схема установки оптической пе­чати
 
Рис. 27. Принципиальная схема установки оптической пе­чати для изготовления диапозитива или промежуточного негатива: 1 — белый экран; 2 — источник света; 3 — оригинал (диапозитив или негатив); 4 — светозащит­ная бленда; 5 — объектив; 6 — мех или промежуточ­ные кольца; 7 — фотокамера типа «Зенит»; 8 — кор­ректирующий светофильтр для цветной печати

Иногда встречаются случаи, когда получается не­доброкачественный цветной диапозитив, например сильно разбалансированный по цвету, очень плотный или же слишком светлый и т . п.

В этих случаях также целесообразно изготовить черно-белый диапозитив. Для этого надо либо переснять диапози­тив на черно-белый обращаемый фотоматериал, либо сде­лать промежуточный черно-белый негатив.

Что делать, если цветной обращаемый фотоматериал ошибочно обработан, как черно-белый негативный фото­материал?

Изображение в этом случае состоит из металлического серебра. Кроме того, имеются два равномерных слоя: жел­тый фильтровый и серо-коричневый противоореольный, также состоящие из металлического серебра. На просвет почти ничего не видно. Печатать с такого негатива бес­полезно.
Для того чтобы получить позитивные изображения, следует фотоматериал обработать в цветном проявителе и во всех других растворах и с полученного цветного нега­тива печатать черно-белые позитивы. Для печатания на цветную фотобумагу такой негатив малопригоден. Цвет­ное негативное изображение образуется за счет оставших­ся в слое цветных компонент, которые могут вступать в реакцию только с окисленной формой цветного проявляю­щего вещества.
Обработку проводят следующим образом. Негатив тща­тельно промывают в проточной воде. После промывки не­гативное серебряное изображение, а вместе с ним противо­ореольный и фильтровый серебряные слои подвергаются отбеливанию, т. е. переводятся в галогенид серебра. За­тем следует тщательная промывка и засветка фотопленки с двух сторон, как в процессе обращения. Теперь засвечен­ное изображение, состоящее из галогенида серебра, про­являют цветным проявителем. После промывки следует повторное отбелива­ние с целью перевода всего металлического серебра в гало­генид серебра. Далее идет промывка, фиксирование и окончательная промывка.
Продолжительность процесса в мин при температуре 20—25°С и последовательность операций следующие:
Промывка............. 10
Отбеливание............ 5
Промывка............. 15
Засветка .............. 5
Цветное проявление........ 6—10
Промывка............. 15
Отбеливание............ 5
Промывка............. 5
Фиксирование........... 5
Промывка............. 15
Сушка..... —
Во всех стадиях обработки спираль следует вращать. Промывку проводить в проточной воде.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.