cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотомонтаж и эффект насадки

Эффект-насадки

В съемочной практике художественной фотографии нередко возникает необходимость повысить эмоциональную выразительность снимка. Для этой цели создан арсенал технических средств, среди которых значительное место занимают разнообразные насадки для объективов. Крепят их обычно в оправе светофильт­ров, но такую оправу можно изготовить самостоятельно из картона, кожи, дерматина, пластиков, соединяя де­тали эпоксидным клеем. Если у фотолюбителя уже есть компендиум, то эффект-насадки можно крепить в боковых вертикальных пазах.
 
Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата
 
Рис. 20. Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата, перекрывающая часть кадра, для съемки одного человека в роли «двойников» на разных фонах. Этот способ предложил А. Ульман (ГДР) в книге «Фототрюки».

Эффект-насадки на объектив фотоаппарата

Если нам нужно сфотографировать яркие белые облака на синем небе и нет с собой ни красного, ни оранжевого (черно-белый вариант), ни поляризацион­ного (черно-белый и цветной варианты) светофильтров, то их с успехом заменит оттенитель облаков. Делают его из черного картона или бумаги, как показано на рис. 21, а, и надевают на переднюю линзу объектива. Зеркальная камера сквозного визирования позволяет контролировать степень затенения, эффективность и эффектность данной насадки. Свободно скользящее в круглой оправе кольцо позволяет поворачивать зубчики оттенителя на нужный угол, поскольку нередко облака располагаются под углом к линии горизонта, краю леса или горного кряжа. Обычно оттенитель облаков прикры­вает четвертую или даже третью часть объектива.
 
Эффект-насадки на объектив фотоаппарата
 
Рис 21. Эффект-насадки на объектив фотоаппарата:
оттенитель облаков из черной светозащитной бумаги (а); множительная призма, трансформирующая объект в пять одинаковых изображений (б), сетка в рамке с вырезом— эффекг-насадка «Звезда» (о) эффект-насадка «мозаичный фон» из черной светозащитной  бумаги с  круглыми,  равномерно  расположенными  отверстиями   (г)

Фотографирование через эффект-насадки

Известно, что в результате прохождения лучей света через клинообразную. щель или маленькое круглое от­верстие возникает дифракция световых волн. В прак­тике художественной трюковой фотографии это явление используется в эффект-насадках и эффект-масках. Они применяются для композиционного выделения главного в кадре, для придания большей эмоциональной выразительности снимку, например для образования, как уже говорилось, «звездных» лучей, идущих от Солнца и от ярких ночных огней, а также для размывания фона, при­дания ему мозаичной структуры или формы. Желаемый эффект достигается поворотом светофильтра по часовой стрелке или против нее, так, чтобы яркий источник света сперва находился в центре кадра (рис. 22).

Растры

Растры обычно использу­ют при печати копий на фото­бумаге. Они могут значи­тельно видоизменить снимок, сместить смысловой акцент. Технология их применения такова. На один и тот же лист фотобумаги выбранного нами    формата,    например 24 X 30 см, последовательно под увеличителем экспониру­ют избранный сюжет и струк­туру растра (крупное «зер­но», симметричный рисунок, текстуру материала и т. и.), как показано на рис. 23. Ес­ли, скажем, экспонировать на бумагу пейзаж и растр-негатив в виде косых черных штрихов, то на окончательном снимке получим пейзаж с косо падающим белым снегом.
С помощью многократной экспозиции на негатив или слайд можно последовательно снять структуру растра, черные силуэты деревьев и красное заходящее солнце. Этот метод позволяет воссоздать действитель­ность по своему усмотрению из разных фрагментов, т. е. осуществить фотомонтаж, о чем детальней речь пойдет дальше.

Фотомонтаж

Соединяя несколько разных фотографий или их фрагментов, рисунков, можно создать новую, цело­стную по смыслу и форме картину —- фотографический монтаж. Это также метод (или способ) изготовления комби­нированных фотографических изображений. Он помогает значительно расширять возможности художественной, прикладной, документальной и других видов светописи.
С художественно-эстетической стороны у него есть свои специфические особенности: он позволяет смещать зрительный центр фотокомпозиции даже за границы го­тового кадра, сдвигать смысловые акценты; ему присущ скрытый смысл, т. е. подтекст, символика, гипербола и метафора, лаконичность формы, нередко преднамерен­ная деформация объекта первой съемки, нарушение пропорций предметов и их масштабов, лапидарность стиля сопроводительных текстов, обратная перспектива (монтажи А. Житомирского, В. Корецкого, Дж. Хартфильда).

Техническая основа фотомонтажа

Техническая основа монтажа — комбинированный контактный или проекционный перенос фотографи­ческих изображений с разных негативов (диапозитивов) на одну общую основу. Методик разработано много, рассмотрим, однако, наиболее доступные: механичес­кий монтаж, проекционный, контактный, композитный.
Сначала нужно придумать и продумать сюжет, сделать эскиз, схему или планшет будущего фотомон­тажа. Это значительно облегчит работу в дальнейшем, будет содействовать рождению новых идей, подскажет неожиданные интересные решения. Наиболее простой способ изготовления монтажа — механический. Он заключается в вырезывании и подклеивании определен­ных сюжетно важных частей фотографии или же целых фотографий на общую фотографию или рисунок-основу. Такой монтаж называют плоским. На нем нередко дорисовывают искусственные тени, в результате чего получается монтаж объемный, или макетный. В проек­ционном способе под увеличителем печатают на общую основу изображения нескольких негативов (слайдов) последовательно или, сложив их вместе, с масками и контрмасками. Сложность — в подборе правильных локальных экспозиций, что определяется путем проб и соответствующих отметок в эскизе (планшете). Этот способ позволяет впечатывать в пейзаж облака, в ин­терьеры — изображение людей, снятых в разное время в разных местах и объединенных в одной фотографии.

Монтажная фотокомпозиция

К монтажной фотокомпозиции предъявляются такие требования: простота зримой архитектоники, лаконич­ность при раскрытии темы, доходчивость и лапидар­ность текстов. Не следует перенасыщать конечное изображение второстепенными деталями, которые могут отвлекать внимание зрителя от главной идеи. Коллаж с текстом довольно часто строится по принципу па­радокса, что имеет место в политической сатире, в злой карикатуре. Парадокс заключается в несоответствии фотографического изображения сопровождающим его текстам, т. е. зрительный ряд значительно трансфор­мируется подтекстом. Нередко используется и такой прием, как умышленное несоответствие второстепен­ного главному, фона — переднему плану.
Фотомонтаж «Бахчисарайские минареты ночью» выполнен из двух изображений. Луны, снятой объективом МТО-500 (формат черно-белого негатива 24X36 мм), и внутреннего дворика резиден­ции бывших владык Крыма Гиреев, снятого днем, в августе, около 17 ч объективом «Индустар 61 Л/3 2,8/50 мм» (цветной слайд на пленке «Орвохром» UT-18 форматом 24X36 мм).
С цветного слайда контактом на пленке МЗ-ЗЛ сделаны черно-белые негатив и пленочный позитив. Оба сложены вместе, эмульсия к эмульсии. Контуры изображений относительно друг друга сдвинуты с таким расчетом, чтобы при печати под увеличителем на фото­бумаге «под ночь» образовалась тонкая белая кайма, имитирующая освещение зданий светом Луны. При печати этого изображения применялась черная маска-круг на тонкой проволочке для экранирования от света увеличителя того места на бумаге, куда было задумано позже впечатать изображение Луны. Экспозиция измерялась локально:
а) для неба;
б) для зданий;
в) для лунного диска.

Обработка негативов при фотомонтаже

В фотографической практике нередко возникает необходимость использовать для монтажа снимки рез­кие, проработанные в тончайших деталях, с плавными переходами в полутонах. Негатив для таких снимков нужно обрабатывать в особомелкозернистых выравнива­ющих проявителях. Проявляющее вещество, сильно дробящее зерно, в 1930 г предложили немецкие химики А. Редделейн и Г. Миллер. Вскоре в продаже появился проявитель «Атомал Агфа» (Германия), позднее — его аналог «Промикроль Мэй и Бэйкер», а в нашей стране после 1945 г.— «Ортомикроль». В ГДР в настоя­щее время выпускается более усовершенствованный аналог — «А-49 Орво». Опыты показали что N-бета-гидрооксиэтилортоаминофенолсульфат с успехом может (для эмульсий «Фото-250», «Фото-32») заменить и метол и фенидон в сочетании с глицином. Свеже­приготовленный проявитель с оригинальным веществом имеет слабую песочную окраску, работает медленно и мягко, примерно в 1,5 раза снижает чувствительность эмульсии. Проявитель-аналог с метолом или фенидоном и глицином чувствительности не снижает, а негативы дает с такой же тонкой проработкой.
Известный венгерский фотограф-художник Й. Дулович предложил рецепт более простого проявите­ля, обладающего почти такими же свойствами, как и «Атомал»

Метол (марка А), г 4,8
Сульфит натрия безводный, г 90
Метабисульфит -калия, г 6,4
Вода до объема, мл 1000

Метод точной маски

При изготовлении сложных монтажей нередко возникает необходимость совмещать изображения достаточно сложных конфигураций путем наложения одного на другое. Это требует точного маски­рования и обычно проводится на дубль-позитивах и дубль-негативах. Удобны в работе стеклянные фото­пластинки «Изоорто» чувствительностью 11— 20 ед. ГОСТа/ИСО, форматам от 9X12 до 30X40 см, с кото­рыми можно работать при неактиничном красном лабо­раторном освещении.
Исходный негатив или диапозитив закладывается в рамку фотоувеличителя, и его изображение печатается на пластинку, как на фотобумагу. Выдержка подбира­ется путем проб; она зависит от плотности изображения, степени увеличения и обычно бывает в границах 10 с 2 мин. После проявления, закрепления, промывки и сушки следует обработка лаками. Чтобы при работе предохранить эмульсию пластинки от механических повреждений, пластинки после фиксирования целесо­образно обрабатывать в формалиновом дубителе.
Подбирая пластинки различной контрастности, проявители разных составов, применяя разные способы обработки, можно в широких пределах изменять тональ­ные соотношения сюжетов, которые составляют конеч­ное изображение — фотомонтаж.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.