Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратом » Обработка полученного снимкаОбработка полученного снимкаЧтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо представить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фотографируемого предмета.
Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнечном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чернеет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место довольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, представляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии. Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро. Зная это, представьте себе то, что произошло в фотоаппарате, когда вы производили съемку... Предположим, вы фотографировали вот этих двух сидящих перед вами девушек (см. рис. 14): вы поставили перед ними аппарат и на матовом стекле получили их ясное и отчетливое изображение. Далее вы точно проделали все так, как было указано на стр. 47 — 51. Вы получили снимок. Теперь в вашей кассете лежит пластинка уже иная, чем несколько минут тому назад; эта пластинка в течение нескольких секунд была освещена; но освещена она была не везде одинаково: те места, на которые падало изображение лица, рук и белых блузок, — были освещены сильнее, и бромистое серебро в этих местах изменилось сильнее; те же места, на которых оказалось изображение темных волос, бровей глаз и темных костюмов, получили меньше света, и бромистое серебро в этих местах изменилось слабее. Как быть дальше? Как получить фотографический снимок на бумаге, который всем нам так хорошо знаком? Рис. 14. Фотография, снятая описываемым аппаратом.
Обратите внимание на одно очень важное обстоятельство: на азотнокислое и даже бромистое серебро красный свет совершенно не действует; оранжевый и желтый цвета тоже действуют на светочувствительные вещества очень слабо. Это дает нам возможность в комнате, освещенной красным фонарем, работать с фотографическими пластинками вполне спокойно; мы все видим, а для фотопластинок красный свет все равно, что полная темнота. Для дальнейшей работы вам необходимы темная комната и красный фонарь. Темная комната должна быть абсолютно лишена света. Поздно вечером, когда на улице стемнеет, приготовить такую комнату очень легко: следует лишь завесить окна чем-нибудь темным. Гораздо труднее добиться полной темноты днем. Если вы днем будете устраивать темную комнату посредством закрывания темными одеялами и пледами окон и дверей, то не полагайтесь на первое впечатление полной темноты; завесив окна и двери, проведите в этой комнате 5—10 минут, и вот, если после этого срока вы не заметите ни одной щели и ни одного освещенного места,—после этого вы можете считать приготовленную комнату пригодной для дальнейшей работы. Красный фонарь можно купить. Можно и самому сделать, затянув стенки обыкновенного фонаря красной бумагой. Нужно только позаботиться, чтобы в фонаре не было щелей, через которые может проникать белый свет. Можно склеить из картона небольшой фонарь для свечи, вставив в одну из его стенок красную бумагу. Имейте в виду: не всякая красная бумага дает свет, не влияющий на фотопластинку. Мы рекомендуем вам для фонаря или купить красную бумагу в фотографическом магазине, или воспользоваться той красной бумагой, в которую часто заворачивают фотопластинки. Помните: свет должен быть только красным! Фонарь со щелями, пропускающими белый свет, не годится! Вот вы с кассетой, в которой находится только-что сделанный вами снимок, в темной комнате перед красным фонарем. Вы открыли кассету и видите такую же белую, чистую пластинку, какую вы вложили в кассету. Не думайте, что у вас ничего не вышло. Весьма возможно, что у вас получится великолепный снимок. Изображение на пластинке есть, но оно пока еще невидимо; его нужно сделать видимым, его нужно проявить. Для проявления снимка нужен проявитель. Откуда его взять и как приготовить, сказано в приложении. Нужна также и посудинка, в которую вы положите ваш снимок и потом обольете его проявителем. Конечно, это можно сделать в обыкновенной тарелке или блюдечке, но для проявления гораздо удобнее пользоваться специальными ванночками, или кюветами. Можно кюветку сделать и самому все из того же картона, из которого вы соорудили камеру (как самому сделать кювету, указано в приложении). Вы вынимаете снимок из кассеты, кладете его в кювету светочувствительной (покрытой желатиной) стороной кверху, обливаете проявителем и начинаете медленно покачивать, чтобы светочувствительная поверхность то соприкасалась с воздухом, то смачивалась проявителем. При этом может быть следующее: Очень скоро, через несколько секунд после того как вы обольете снимок проявителем, на нем начнут появляться темные пятна, и вся белая поверхность пластинки начнет быстро сереть; это указывает, что снимок передержан. Первые темные пятна в тех местах, на которых было изображение наиболее освещенных частей снимка (лицо, белое платье, небо, снег, белые стены и т. д.) начинают медленно вырисовываться через 11/2—2 минуты после смачивания снимка проявителем; это показывает, что выдержка была сделана правильно. Первые темные пятна начинают проявляться минут через 5 — 7 после смачивания снимка проявителем; это показывает, что снимок недодержан: выдержка была слишком короткой. Приятно и весело проявлять нормально выдержанный снимок: постепенно на ваших глазах вырисовываются мельчайшие детали снятой вами картины. Время от времени поднимайте снимок (не поцарапайте ногтем желатиновый слой) и, поднеся его к фонарю, рассматривайте, насколько отчетливо проявились все детали. Проявление можно считать законченным тогда, когда отчетливо выступят все полутени, а места наиболее светлые будут на снимке совершенно черными. Вы проявили снимок, но его пока еще нельзя выносить из темной комнаты и подвергать действию обычного света, так как он остается по-прежнему светочувствительным. Чтобы закрепить, фиксировать, полученное изображение и сделать снимок к свету нечувствительным, нужно его положить в кюветку с фиксажем, Вынув снимок из проявителя, сполосните его водой и положите его в фиксаж. Обычно в фиксаже снимок остается минут 10 —15. Не бойтесь передержать: если снимок пролежит и больше, вреда ему не будет. Признак, по которому можно судить об окончании фиксирования, такой: выньте снимок из фиксажа и посмотрите на его обратную (непокрытую желатиной) сторону; если фиксирование не закончилось, то с этой стороны видны мутные, белые пятна; если фиксирование закончилось, то нижняя (стеклянная сторона) при падающем на нее свете кажется совершенно темной. Закончив фиксирование, хорошенько промойте ваш снимок. В проточной воде (под струей водопровода) промывать нужно минут 20; если проточной воды нет, нужно оставить снимок в кюветке или в другой посуде с водой часа на 1 1/2 — 2 ив течение этого времени раз 6 — 8 переменить воду. После промывки снимок нужно поставить в вертикальном положении сушить; можно, например, прислонить к стенке. Имейте в виду: сохнет снимок долго, несколько часов. Защитите на это время его от пыли и от мух. Что же у вас получилось? А получится у вас то, что изображено на рисунке 15, т. е. обратное или, как говорят, отрицательное, негативное изображение, или просто негатив: лицо, светлое платье, небо и другие в действительности светлые места на негативе оказываются черными, а темные волосы, темное платье, темная зелень и вообще темные места на негативе оказываются светлыми. Так и должно получиться: в местах более освещенных бромистое серебро сильнее изменилось и почернело; напротив, в местах менее освещенных оно изменилось меньше, а быть может и совсем не изменилось. Имейте в виду, что самые яркие красные, оранжевые и желтые цвета (платья, цветы растений, знамена, плакаты и т. п.) на негативе выходят светлыми, как-будто бы эти места в действительности были черными или очень темными. Рис 15. Негатив снимка, изображенного на рис. 14.
Еще несколько указаний:
1. Не надейтесь особенно на то, что свет вашего фонаря совершенно не действует на светочувствительную пластинку, и без нужды не подвергайте ее освещению даже красным светом. Мы проявляем, держа кюветку в стороне от фонаря, и даже прикрываем ее картоном. К фонарю мы подносим снимок только для того, чтобы посмотреть, как идет проявление, и, посмотрев, сейчас же уносим его от света. 2. Вся описанная работа требует чистоты: руки должны быть чистыми; посуда должна быть чисто вымытой; особенно остерегайтесь переноса фиксажа в проявитель: несколько капель фиксажа, попав в проявитель, совершенно портят снимок. 3. Сделанный снимок вы проявили, и ваша кассета теперь пуста. Воспользуйтесь темной комнатой и зарядите кассету новой пластинкой: откройте коробку с пластинками, разверните (держа в стороне от фонаря) бумагу, в которую они тщательны упакованы, выньте одну пластинку и, отложив остальные в сторону, вложите ее в кассету светочувствительной стороной кверху к шторке. Не ошибитесь! Светочувствительную сторону, покрытую желатиной, вы легко отличите, поднеся пластинку к фонарю. Еще лучше отличать ее на ощупь. Испытайте! Закрыв кассету, не забывайте упаковать остальные пластинки, прежде чём открыть занавешенные окна и двери.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |