Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Эффект ШварцшильдаЭффект ШварцшильдаВ процессе совершенствования цветной фотографии ученые и фотографы-практики обратили внимание на то, что некоторые объективы передают цвета объекта с преобладанием теплых или холодных оттенков. Это явление особенно заметно во время съемок одного и того же сюжета различными объективами; объясняется оно низким качеством оптики. К объективам с несколько пониженной способностью пропускать свет в сине-фиолетовой зоне спектра («теплорисующие») принадлежат «широкоугольники» «Мир-1», «Мир-10А», «Мир-20М». На цветных слайдах белые участки приобретают желтоватый оттенок. «Холоднорисующие» объективы придают изображениям синеватый оттенок. К ним относятся отечественные объективы Т-43, Т-48 и «Индустар-50». Значительное большинство объективов советского производства передают цвета без искажений; наилучшими среди них считаются «Зенитар МС», «Индустар-61МС», «Юпитер-21М» и др. Среди объективов зарубежных фирм, которые можно приобрести в наших магазинах, лучшими в отношении цветопередачи считаются «Панколар 1,8/50 МС» с многослойным покрытием линз и «Тессар» фирмы «Карл Цейсе» (г. Йена, ГДР).
Проводя опыты с фотоэмульсиями, немецкий физик и астроном К. Шварцшильд еще в 1899 г. обнаружил, что «одна и та же экспозиция действует на данный фотографический слой тем слабее, чем медленнее ока доставляется фотографическому слою». Это явление вошло в науку как «эффект Шварцшильда». Практическое значение этого феномена в том, что он позволяет правильно экспонировать черно-белые и цветные кинофотопленки в условиях как очень слабой, так и чрезвычайно интенсивной освещенности. Если экспонометры и таблицы показывают выдержку больше, то обязательно нужно вводить поправки (табл. 6), рассчитанные на длительные выдержки. Вместе с тем, когда съемка ведется на открытом заснеженном пространстве, на берегу моря или большого озера, высоко в горах при ярком Солнце, лучи которого отражаются к тому же большими белыми облаками, также нужно учитывать эффект Шварцшильда. По отношению к расчетной выдержку необходимо сократить вдвое или увеличить скорость затвора, например 1/500 вместо 1/250 с, или же, прикрыв диафрагму на одно деление, привести ее на отметку 22 вместо 16. Если на нашем объективе нет значения диафрагмы 22, тогда можно применить поляризационный трехкратный или нейтральный четырехкратный фильтры. Таблица 6. Рекомендуемые выдержки с учетом влияния на них эффекта Шварцшильда, с
Примечание. Приведенные в правой части числа являются усредненными. Они точны для эмульсий черно-белых. Каждая из трех цветных эмульсии цветных пленок требует коррекции, что осуществить на практике, однако, невозможно. Сводимая на эффект Шварцшильда поправка позволяет получить на слайде изображение приемлемой плотности, не избавленное вместе с тем от цветовых неточностей.
В фотокамерах с полной автоматикой в таких случаях целесообразно программировать автоматику временно иначе, т. е. устанавливать вдвое большее значение чувствительности кинофотопленки, например 130 ед. вместо 65 ед. ГОСТа. Современные цветные обращаемые пленки обладают существенными недостатками: 1) близкую к правильной цветопередачу они обеспечивают только при строгом соответствии цветовой температуры освещения той цветовой температуре, к которой они сбалансированы; 2) съемка должна вестись согласно указанным в инструкциях скоростям затворов (например, 1/60— 1/125 с). Наилучшая цветопередача достигается при фотографировании только в указанные фирмой-изготовителем часы суток: как правило, от 11 до 16 ч и только при рекомендованных скоростях затворов, в основном 1/60, или 1/125 с. Снимать следует при ярком солнечном освещении. Несоблюдение таких рекомендаций влечет за собой цветовые искажения на слайдах: при фотографировании в утренние и вечерние часы будут преобладать теплые тона, выдержка меньше 1/125 с вызовет усиление тонов синей зоны спектра, больше 1 /60 с — тонов красной зоны спектра. Более широким диапазоном применения обладает пленка «Фомахром» (ЧССР). На нее можно снимать от 9 до 11 ч утра и от 14 до 16 ч дня при выдержках от 1/1000 с до 1/30 с. Таблица 7.
Использование компенсационных светофильтров для цветных фотосъемок
Примечание. Предназначенный для черно-белой фотографии голубой светофильтр Г-1,4 можно использовать в качестве конверсионного фильтра для цветных пленок, т. е. превращать пленку «дневную» в «ламповую». На обращаемых пленках, сбалансированных для среднего дневного освещения, через этот фильтр можно фотографировать при свете обычных электроламп (желательно с матовой колбой) мощпоеіыо 200- 300 Вт. По отношению к измеренной экспонометром выдержке диафрагму следует открыть на 1/2 деления. По суш дела, действие фильтра Г- 1,4х почти аналогично действию фильтра К-69.
Если приходится фотографировать в иное время суток и при различных выдержках, то в профессиональной и любительской фотографии применяются компенсационные светофильтры (табл. 7). Кратность каждого фильтра указана в прилагаемой к нему инструкции. При съемках на цветную обратимую пленку вполне можно использовать обычные фильтры для черно-белой фотографии, соблюдая некоторые условия освещенности. Так, при отсутствии специальных компенсационных фильтров при съемках на «дневную» пленку при ясном безоблачном синем небе в тени целесообразно применить слабый желтый фильтр Ж-1,4х, а в утренние и в вечерние часы при солнечном освещении — слабый сине-зеленый (его еще называют голубым) Г-1,4Х. Он не только корректирует цветовой баланс, но и усиливает воздушную дымку дальних планов. Фотографируя на «дневную» пленку и при освещении матовыми электролампами накаливания мощностью 200—300 Вт, можно попробовать соединить два голубых фильтра и получить синий Г-2,8Х. В этом случае его кратность будет равна примерно трем. Значит, нужно на полтора деления открыть диафрагму: вместо, например, 16 снимать при 5,6 или 6,3. Интенсивность освещения, мощность светового потока можно регулировать также удалением или приближением источника света к объекту, не меняя величины диафрагмы. Для определения выдержки лучше пользоваться экспонометром, замеряя ее через светофильтры.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |