cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Эффект Шварцшильда

Эффект Шварцшильда

В процессе совершенствования цветной фотографии ученые и фотографы-практики обратили внимание на то, что некоторые объективы передают цвета объекта с преобладанием теплых или холодных оттенков. Это явление особенно заметно во время съемок одного и того же сюжета различными объективами; объясня­ется оно низким качеством оптики. К объективам с не­сколько пониженной способностью пропускать свет в сине-фиолетовой зоне спектра («теплорисующие») при­надлежат «широкоугольники» «Мир-1», «Мир-10А», «Мир-20М». На цветных слайдах белые участки при­обретают желтоватый оттенок. «Холоднорисующие» объективы придают изображениям синеватый оттенок. К ним относятся отечественные объективы Т-43, Т-48 и «Индустар-50». Значительное большинство объекти­вов советского производства передают цвета без искаже­ний; наилучшими среди них считаются «Зенитар МС», «Индустар-61МС», «Юпитер-21М» и др. Среди объек­тивов зарубежных фирм, которые можно приобрести в наших магазинах, лучшими в отношении цветопере­дачи считаются «Панколар 1,8/50 МС» с многослойным покрытием линз и «Тессар» фирмы «Карл Цейсе» (г. Йена, ГДР).
Проводя опыты с фотоэмульсиями, немецкий физик и астроном К. Шварцшильд еще в 1899 г. обнаружил, что «одна и та же экспозиция действует на данный фотографический слой тем слабее, чем медленнее ока доставляется фотографическому слою». Это явление вошло в науку как «эффект Шварцшильда».
Практическое значение этого феномена в том, что он позволяет правильно экспонировать черно-белые и цвет­ные кинофотопленки в условиях как очень слабой, так и чрезвычайно интенсивной освещенности. Если экспоно­метры и таблицы показывают выдержку больше, то обязательно нужно вводить поправки (табл. 6), рас­считанные на длительные выдержки. Вместе с тем, когда съемка ведется на открытом заснеженном прост­ранстве, на берегу моря или большого озера, высоко в горах при ярком Солнце, лучи которого отражаются к тому же большими белыми облаками, также нужно учитывать эффект Шварцшильда. По отношению к расчетной выдержку необходимо сократить вдвое или увеличить скорость затвора, например 1/500 вместо 1/250 с, или же, прикрыв диафрагму на одно деление, привести ее на отметку 22 вместо 16. Если на нашем объективе нет значения диафрагмы 22, тогда можно применить поляризационный трехкратный или нейт­ральный четырехкратный фильтры.

Таблица 6.
 
Рекомендуемые выдержки с учетом влияния на них эффекта Шварцшильда, с
 
Рекомендуемые выдержки с учетом влияния на них эффекта Шварцшильда
 
Примечание. Приведенные в правой части числа являются усредненными. Они точны для эмульсий черно-белых. Каждая из трех цветных эмульсии цветных пленок требует коррекции, что осуществить на практике, однако, невозможно. Сводимая на эффект Шварцшильда поправка позволяет получить на слайде изображение приемлемой плотности, не избавленное вместе с тем от цветовых неточностей.

В фотокамерах с полной автоматикой в таких случаях целесообразно программировать автоматику временно иначе, т. е. устанавливать вдвое большее значение чувствительности кинофотопленки, например 130 ед. вместо 65 ед. ГОСТа.
Современные цветные обращаемые пленки обладают существенными недостатками: 1) близкую к правиль­ной цветопередачу они обеспечивают только при строгом соответствии цветовой температуры освещения той цветовой температуре, к которой они сбалансиро­ваны; 2) съемка должна вестись согласно указанным в инструкциях скоростям затворов (например, 1/60— 1/125 с).
Наилучшая цветопередача достигается при фотогра­фировании только в указанные фирмой-изготовителем часы суток: как правило, от 11 до 16 ч и только при рекомендованных скоростях затворов, в основном 1/60, или 1/125 с. Снимать следует при ярком солнечном осве­щении.
Несоблюдение таких рекомендаций влечет за собой цветовые искажения на слайдах: при фотографировании в утренние и вечерние часы будут преобладать теплые тона, выдержка меньше 1/125 с вызовет усиление тонов синей зоны спектра, больше 1 /60 с — тонов красной зоны спектра. Более широким диапазоном применения обладает пленка «Фомахром» (ЧССР). На нее можно снимать от 9 до 11 ч утра и от 14 до 16 ч дня при выдерж­ках от 1/1000 с до 1/30 с.
 
Таблица 7.
 
Использование компенсационных светофильтров для цветных фотосъемок
 
Использование компенсационных светофильтров для цветных фотосъемок
 
 
Примечание. Предназначенный для черно-белой фотографии голубой светофильтр Г-1,4 можно использовать в качестве конверсионного фильтра для цветных пленок, т. е. превращать пленку «дневную» в «ламповую». На обращаемых пленках, сбаланси­рованных для среднего дневного освещения, через этот фильтр можно фотографиро­вать при свете обычных электроламп (желательно с матовой колбой) мощпоеіыо 200- 300 Вт. По отношению к измеренной экспонометром выдержке диафрагму сле­дует открыть на 1/2 деления. По суш дела, действие фильтра Г- 1,4х почти аналогично действию фильтра К-69.

Если приходится фотографировать в иное время суток и при различных выдержках, то в профессио­нальной и любительской фотографии применяются компенсационные светофильтры (табл. 7). Кратность каждого фильтра указана в прилагаемой к нему ин­струкции.
При съемках на цветную обратимую пленку вполне можно использовать обычные фильтры для черно-белой фотографии, соблюдая некоторые условия освещенно­сти. Так, при отсутствии специальных компенсацион­ных фильтров при съемках на «дневную» пленку при ясном безоблачном синем небе в тени целесообразно при­менить слабый желтый фильтр Ж-1,4х, а в утренние и в вечерние часы при солнечном освещении — слабый сине-зеленый (его еще называют голубым) Г-1,4Х. Он не только корректирует цветовой баланс, но и усиливает воздушную дымку дальних планов. Фотографируя на «дневную» пленку и при освещении матовыми электро­лампами накаливания мощностью 200—300 Вт, можно попробовать соединить два голубых фильтра и получить синий Г-2,8Х. В этом случае его кратность будет равна примерно трем. Значит, нужно на полтора деления от­крыть диафрагму: вместо, например, 16 снимать при 5,6 или 6,3. Интенсивность освещения, мощность свето­вого потока можно регулировать также удалением или приближением источника света к объекту, не меняя величины диафрагмы.
Для определения выдержки лучше пользоваться экспонометром, замеряя ее через светофильтры.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.