cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках

Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках

Пространство, форма, структура, фак­тура предметов, богатство палитры реального мира пе­редаются в черно-белой фотографии определенным размещением и чередованием разных оттенков черно-белой шкалы. В фотографии цветной эту роль играют цвета, их оттенки, контрастно-гармоническое сочетание красок. Создать определенный впечатляющий образ можно, соединяя цветовые эффекты с другими художе­ственными средствами.
Качество цветного изображения зависит от спект­рального состава освещения, свойств объективов, ка­чества кинофотопленки, времени ее экспонирования и хранения, методов обработки и т. п.
Среди таких характеристик освещения, как интен­сивность, направленность, цветность и др., для цветной фотографии особое значение имеет цветовая темпера­тура, свидетельствующая о спектральном распределе­нии энергии излучения конкретного источника света. Цветовой баланс пленок для цветной фотографии обо­значается в Кельвинах (К) или градусах Мапреда (М) и указывается на упаковке. В России принята шкала Кельвина. При съемке на цветную пленку необходимо учитывать спектральный состав освещения и в соответ­ствии с ним подбирать тот или иной тип цветной кино-фотопленки. Так, па пленках, предназначенных для дневного освещения, можно фотографировать утром до восхода Солнца и сам его восход, днем и вечером, заход Солнца и вечерние сумерки, когда зажигаются улич­ные фонари, при электронных лампах-вспышках, а с голубым светофильтром — и при обычных электро­лампах.
На пленках, предназначенных для искусственного освещения, можно фотографировать при свете пере­кальных кинофотоламп, возле костра, при отсветах пожара, освещении импульсными лампами некоторых типов.
На пленках универсальных (преимущественно нега­тивных) можно фотографировать при дневном, искус­ственном и смешанном освещении. Нарушение таких правил приводит к непоправимому искажению цвето­передачи на пленках.
Для ориентации фотолюбителей приводим в табл. 1, 2 технические данные цветных негативных и диапозитив­ных пленок, в табл. 3, 4 — цветовые температуры естественных и искусственных источников освещения, а в табл. 5 — перевод светочувствительности кинофото­пленок для наиболее распространенных сенситометри­ческих систем.
Для правильного воспроизведения цветов все цвет­ные пленки требуют точного экспонирования ввиду их малой фотографической широты. Если при съемке на черно-белых пленках двухкратная передержка или недо­держка позволяют все же получить качественный от­печаток, то на пленках цветных двухкратная ошибка в экспонировании приводит к непоправимому браку. Исключение составляют случаи, обусловленные худо­жественным замыслом при съемке, например против света, когда двухкратная недодержка на цветной обра­щаемой пленке позволяет получить эффект, ночной съемки при свете Луны. Избежать грубых ошибок позволяют таблицы и экспонометры. Однако почти всегда необходимо вводить поправки и при расчете выдержки по таблицам, и при замерах приборами. Дело в том, что цветные кинофотопленки, если прошла половина гаран­тийного срока их годности, сохраняют примерно 70 %, а перед окончанием этого срока — лишь 50—60 % (в зависимости от условий храпения) номинальной чувствительности, указанной на упаковке. Кроме того, поправки необходимо вводить в зависимости от типа объектива. Если один и тот же сюжет фотографировать «широкоугольником» и телеобъективом, то в первом случае слайд получится более светлым, так как в подав­ляющем большинстве фотоаппаратов встроенные экс­понометры замеряют интегральную, или суммарную, освещенность. Чем уже угол объектива или измеритель­ного окошка экспонометра, тем точнее выбор величины выдержки. При фотографировании светлых объектов диафрагменное число необходимо уменьшить па 1/2 де­ления, а в случае объектов темных, наоборот, на 1/2 де­ления увеличить.
 
Таблица 1.
 
Технические данные цветных пленок ПО "Свема" (СССР)
 
Технические данные цветных пленок ПО Свема

Примечание. ЦО — цветная обращаемая; Д — для дневного оснащения; ЦНД — цветная негативная для дневного освещения; ЦНЛ — цветная негативная для лампо­вого освещения; ДС — цветная негативная для дневного освещения; ЛН — цветная негативная для лампового освещения. Целиком маркирование расшифровывается, например, так: ЦО-65 Д — цветная обращаемая (диапозитивная), чувствительность 65 ед. ГОСТа, предназначенная для фотосъемок при дневном освещении; ЛН-5 — цвет­ная негативная пленка пятого типа для искусственного освещения.
 
Таблица 2.
 
Технические данные цветных кинофотопленок фирмы «Орсо» (ГДР) и «Фома» (ЧССР)
 
Технические данные цветных кинофотопленок фирмы Орсо и Фома

Примечание. Обозначения на пленках расшифровываются так: U — обращаемая (диапозитивная); Т и D — для дневного освещения; К — для искусственного освеще­ния; NC — цветная негативная, универсальная, т. е. для дневного и искусственного освещения; 10 или 23 — чувствительность в ДИНах или Германских индустриальных нормах (ФРГ); в ЧССР принята система GSN, которая совпадает с системой ДИН; Mask — пленки маскированные.
 
Таблица 3.

Цветовая температура естественных источников света
 
Естественный источник света Цветовая темпера­тура, К
Утреннее или вечернее сумеречное небо
Небо близ восходящего или заходящего Солнца
Солнце через час после восхода
Солнце за час до захода
Луна
Утреннее или вечернее Солнце в ясном небе под
углом больше 15° над линией горизонта
Солнце около полудня при легкой облачности
Свет летнего полуденного Солнца близ поверхности
Земли при ясном голубом небе
Свет полуденного Солнца при легкой облачности
Летнее Солнце в зените в синем ясном небе
Дневной свет неба при легкой высокой облачности
Дневной свет неба при сильной облачности
Дневной свет неба при слабой облачности
Облачное небо в северной части
Ясное голубое небо
2000
2300-2400
3500
3500
4125
3600 - 5000

5100-5600
5300-5700
 
5700-5900
6000-6500
6700-7000
7000-8500
12 000-14 000
12 000-25 000
15 000-27 000   
 
 
Таблица 4.
 
Цветовая температура искусственных источников света
 
Искусственный источник света 
Цветовая температура, К 
Пламя спички
Пламя стеариновой свечи
Керосиновая лампа
Ацетиленовое пламя
Пламя газовой зажигалки
Электролампа перекальная вакуумная
Электролампа перекальная газонаполненная
Фотолампа с зеркальным рефлектором мощностью
250-500 Вт
Фотолампа перекальная с зеркальным рефлекто­ром мощностью
до 1000 Вт и более
Импульсная лампа-вспышка или «молния»
Лампа кинопроекционная
Лампа прожекторная
Лампа галогенная
Вспышка магния
Лампа дуговая
Лампа люминесцентная типа ЛТБ
Лампа люминесцентная типа ЛБ
Лампа люминесцентная типа ЛХБ
Лампа люминесцентная типа ЛД   
1700
1850-2000
1900-2050
2360
2500
2450-2500
2600-2900
3250-3500

3600-4000

3400-6500
3300-3400
3300-3500
3300-3350
3650
3700-5500
2800
3500 ± 300
4300 ± 400
6750 ± 800
 
Таблица 5.
 
Перевод светочувствительности кинофотопленок для наиболее распространенных сенситометрических систем
 
Перевод светочувствительности кинофотоплено
 
Определяя выдержку экспонометром, всегда следует принимать во внимание положение линии горизонта в кадре: если она размещена высоко, то показания экс­понометра можно не корректировать; если же она нахо­дится низко и значительную часть кадра занимает небо с яркими белыми облаками, необходимо прикрыть диа­фрагму на одно деление, иначе слайд получится беле­сым, утратит «бриллиантность». Благодаря незначи­тельным недодержкам существенно увеличивается на­сыщенность цветов на слайдах, повышается резкость изображения.
В любую пору года, фотографируя при ярком сол­нечном свете, окошко экспонометра необходимо зате­нять от прямых солнечных лучей, а также защищать от лучей, отраженных поверхностью воды, льда, зеркальных витрин, окон, полированных металлических поверхностей. Отраженные лучи искажают показания экспонометра, в результате чего слайд может оказаться значительно недодержанным, темным.
Как правило, недодержки случаются и тогда, когда любители фотографируют птиц или цветы на деревьях, направляя фотоаппарат под разными углами вверх и из­меряя экспозицию без учета того, что сквозь листву про­никает значительное количество света от облаков или неба. Следовательно, замер нужно делать по той части дерева, где листва густая и куда свет не проникает.
Если мы фотографируем многоплановый объект и при этом задний план или фон ярко освещен Солнцем, необходимо решить, что для нас является главным: передний план или же фон.
Если, например, при выдержке 1/125 с (чувствитель­ность 65 ед. ГОСТа) экспонометр покажет для ландшаф­та или общего плана диафрагменное число 11, то для темного переднего плана оно может быть 8 или даже 5,6. Поскольку цветные кинофотопленки обладают незначительной фотографической широтой, в данном случае можно выбрать одно из двух: правильно экспо­нировать передний план (тогда фон выйдет белесым) или фон (тогда передний план выйдет непроработанным, возможно, даже и силуэтным). Выход из этой ситуации такой: подсветить передний план импульсной лампой или же большим (1Х1 м) отражателем. Его можно сделать самим из металлической фольги, наклеенной на картой или фанеру.
Некоторые фирмы, например ПО «Свема», про­изводящие кинофотопленки, при съемках панорамных кадров рекомендуют избегать слишком отдаленных пла­нов как главного мотива сюжета, поскольку с увеличе­нием расстояния в цветной фотографии яркость и насы­щенность красок значительно ослабевают. И слайды и фотографии будут маловыразительными.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 1)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.