cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонирования » Черный бархат

Черный бархат

Давно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку осве­щенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чув­ствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съем­ках на цветную пленку в кинематографе часто приме­няют темно-синий фон. Отличные снимки можно полу­чать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, напри­мер) или планеты (Юпитер) не попадают в объек­тив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы.
Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо прак­тически не отражают света вообще. Это и есть идеаль­ный фон.
Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойни­ков», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соот­ношение яркости и тональности объектов, на направлен­ность освещения и ракурсы.
Фотографируя на фоне черного бархата, его необ­ходимо полностью затенять; фон должен быть вне рез­кости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие иг­норировать, то при печатании позитивов под увеличи­телем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпе­чатках он будет не черным, а темно-серым.
Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, про­думать композицию кадров, определить масштабы изо­бражения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.
Комбинированные съемки выполняются на фоне чер­ного бархата фотоаппаратами с центральным затвором и тросиком при многократном экспонировании одного и того же кадра. Можно использовать также аппараты «Салют-С», «Киев-88», пластиночные и другие типы со съемными кассетами. Если конструкция аппарата не позволяет отключать механизм взведения затвора от механизма транспортирования пленки, то комбини­рованные съемки осуществляются на короткий отрезок пленки, который при каждом взведении затвора будет неподвижным. На все время съемок аппарат закрепля­ется на устойчивом штативе.
Черные нитки с узелками, натянутые в вертикаль­ной плоскости между объективом и фоном, упрощают аккуратное размещение объектов. Если предметов не­сколько, то на нашем эскизе для каждого из них нужно отмечать ракурс, яркость, диафрагменное число и вы­держку, при которой он был сфотографирован, что предупредит наложение изображения одного предмета на другой.
Применение черного бархата в качестве фона поз­воляет комбинировать фотографии людей, предметов, пейзажей и разных явлений природы, сделанных в раз­ное время и в разных местах. Можно создавать на снимках и диапозитивах вполне реалистические имитации дождя, снега, града, впечатывать нормальные изображения людей и предметов, сфотографированных в иных, необычных масштабах, в черные или теневые участки этих изображений и т. п.
 
Компендиум с различными силуэтными масками
 
Рис. 5. Компендиум с различными силуэтными масками, установлен­ный на фотоаппарате зеркальной конструкции.
 
Силуэтные маски, каше, позволяют значительно раз­нообразить выбор сюжетов для съемки (рис. 5). Дела­ют их из легких, тонких и прочных материалов (дюр­алюминия, пластика, фибра), окрашенных черной мато­вой краской.
В масках-силуэтах делают определенной формы и размеров отверстия, через которые и фотографиру­ют объекты. Обычно маски устанавливают на спе­циальных приспособлениях — компендиумах, что по­зволяет изменять расстояние между объективом, мас­ками и объектом съемки, применять светофильтры. Как правило, их размещают на девяти — десяти фокус­ных расстояниях от объектива аппарата, а объектив диафрагмируют от максимальных значений. Это в тех случаях, когда необходимо на снимках передать доста­точно резко и передний план, и каше. Если же нам нужны нерезкие силуэты масок, то их размещают на трех-четырех фокусных расстояниях перед объективом, а фотографируют при малых диафрагменных числах (1,2-2,8).
Когда необходимо искусственным путем значительно увеличить размеры фона из узкого куска черного бар­хата, то применяют черную маску с отверстием по форме объекта. В качестве компендиума можно исполь­зовать приставку с раздвижным мехом, предназначен­ную для макросъемок.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.