Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » ФотоаппаратУстановка аппарата и наведение на фокусВнимательно вглядевшись в снимаемый объект и выбрав место, с которого он рисуется в наиболее выгодном свете, приступайте к установке аппарата. Для этого пригодна любая подставка. В домашнем обиходе мы пользуемся, например, двумя поставленными друг на друга табуретами. При съемках во время экскурсий мы употребляем штатив от обыкновенного аппарата. В том и в другом случае мы просто ставим аппарат на подставку. При той толщине и прочности основания камеры, которые указаны в описании, возможно привинчивание камеры к штативу так, как это делается со всяким аппаратом. Снимать прямо с рук без моментального затвора и не пытайтесь: как бы крепко вы ни держали аппарат, все равно ваши руки хоть немного дрожат, и снимок окажется испорченным. При установке важно позаботиться о том, чтобы аппарат не был заметно выше или ниже снимаемого объекта, а также и о том, чтобы удобно было с ним обращаться. Так, например, если вы, фотографируя сидящего на стуле человека, поставите аппарат, скажем, на обыкновенную табуретку, то, во-первых, при наведении на фокус вам придется садиться на пол, а, во-вторых, объектив окажется примерно на уровне колен фотографируемого, и вы получите на снимке уродливую фигуру. Установив аппарат, начинайте наводить на фокус. В этот момент лучше всего убирать из объектива диафрагму и наводить на фокус при полном отверстии объектива. Вам, как и всякому фотографу, придется при этом покрывать голову и аппарат куском темной материи, платком или просто собственной курткой. При наведении на фокус прежде всего необходимо обращать внимание, помещается ли намеченный вами для съемки предмет или картина на матовом стекле. Если не помещается, это показывает, что вы с аппаратом поместились слишком близко к снимаемому объекту; нужно несколько удалиться. Напротив, если снимаемый объект на матовом стекле оказывается слишком мелким и занимает только небольшую часть будущего снимка, это значит, что вы с аппаратом расположились слишком далеко; вам необходимо придвинуться ближе.
Непонятные явленияБыло мне тогда, вероятно, лет пять. Жили мы в большом украинском селе. Летом с раннего утра все уйдут на работу, а я, самый маленький в семье, остаюсь дома и сплю в своей кроватке. Хорошо помню небольшую комнату, в которой я тогда спал. Чтобы меня не тревожили тучи мух, моя мама еще с вечера очень заботливо закрывала ставень в небольшом окошечке, которым освещалась комната. И все же я просыпался довольно рано. Я любил поваляться в кровати. В доме так тихо, но отовсюду несутся звуки, и я любил вслушиваться в эти звуки и узнавать по ним, что и где происходит. Вот соседка сзывает цыплят, и я представляю себе, как отовсюду со всех ног мчатся к заветной двери и большие куры с огненно-красным петухом, и цыплята-подростки, и переваливаясь спешит наседка, окруженная целой кучей похожих на желтые пушистые шарики птенчиков. Вот у соседей с другой стороны заскрипел колодезь, и я ясно вижу, как Маринка, девочка лет десяти, с которой мы вместе часто играли, с огромным напряжением вытаскивает бесконечно тяжелое, по моим тогдашним представлениям, ведро воды. Вот лениво залаял „Сирко"—мой друг и неразлучный товарищ всех моих игр. Под крышей над моим окном щебечут ласточки. Звуков так много, и каждый из них имеет определенное значение.
РазгадкаВ этот день я проснулся довольно поздно: солнечный луч, проникающий через дырочку в ставне, давал яркое пятно на полу уже далеко от моей кровати. День был ясный. Я, как и всегда в последнее время, сейчас же начал всматриваться в хорошо знакомую загадочную картину; сегодня она выступала особенно отчетливо. И вдруг в верхней ее части я заметил что-то движущееся. Это было нечто новое; в этом месте я раньше никогда не наблюдал таких очертаний; они появились только сегодня и сверх того двигались... Не знаю, как и почему мне пришло в голову искать разгадку за окном, но я взобрался на стул, потом на стол и припал глазом к зиявшей в ставне дырочке: я увидел хорошо мне знакомый двор с постройками, дальше—плетень, огород, потом гумно, окруженное купами деревьев, а посреди двора медленно передвигался, пощипывая травку и отмахиваясь от надоедавших ему мух, тоже хорошо мне знакомый теленок. В открывшейся предо мною картине я сразу узнал оригинал моего таинственного изображения на стене. Я сразу понял, что при закрытом ставне на стене появлялось изображение двора, построек, огорода, деревьев и т. д., но все это в каком-то странном виде. В сильном возбуждении с бьющимся сердцем и с ощущением великой радости сделанного открытия я снова бросился в кровать и впился глазами в приобретшую теперь для меня новый смысл и новое значение картину. Да, я теперь удивительно ясно различал в прежде неясных пятнах изображения знакомых предметов. Скоро я понял, что на стене все было в опрокинутом, в перевернутом виде: небо — внизу, а земля — вверху, крыша стоявшего в правой части амбара отчетливо выступала в левой части картины, направленная при этом вниз и т. д. Вот почему я так долго не мог понять этого, казавшегося мне таким странным и даже таинственным, изображения.
Камера-обскураПрошло несколько лет. Я уже учился, следовательно мне было лет 10. Теперь я совершенно не помню, каким образом я дошел до сооружения камеры-обскуры, т. е. „темной камеры:" быть может, я об этом где-нибудь прочитал, быть может, меня надоумили старшие братья,— не помню; но удивительно отчетливо вспоминаю, сколько радости доставила мне эта мною самим сделанная игрушка. Для ее сооружения я взял довольно большую коробку примерно 15X15X25 см, т. е. 15 см высоты, 15 — ширины и 25 длины. Одну из квадратных стенок я вынул и полученное отверстие затянул промасленной бумагой; у меня получился экран. На противоположной стенке я при помощи гвоздя сделал дырочку примерно миллиметра 2 в диаметре. Так как дырочка в моем приборе была гораздо меньше, чем в ставне, то и изображения на экране получались гораздо яснее и отчетливее. Помню, я целое лето возился с камерой-обскурой. Захватив ее и какой-нибудь темный платок, я отправлялся на огород, в сад или в поле, устанавливал ее на каком-нибудь возвышении, например на заборе, закрывался, как фотограф, платком, и тогда на экране своего прибора я видел в уменьшенном и опрокинутом виде всю раскрывавшуюся предо мною картину. Почему эта игра так меня привлекала, мне трудно сказать. Думаю, что особенно интересно для меня было то, что вид, разбросанный иногда на десятки и сотни метров, появлялся собранным в удивительно красивую картинку на экране величиной всего 15X15 см. Привлекающим моментом было также и то, что я своими силами построил прибор, дававший мне возможность получать и наблюдать изображения в таком необычном виде. Во всяком случае это было так интересно, что я в самые жаркие дни часами сидел, прикрытый теплым платком, и с напряжением наблюдал картину на своем экране. Жарко; пот ручьями струится со лба, но смотреть на миниатюрные изображения деревьев, домов, передвигающихся людей и животных было так интересно, что на духоту я не обращал никакого внимания.
Двояковыпуклое стеклоСледующей игрушкой, доставившей мне много радости, было двояковыпуклое стекло. Я был тогда во втором классе гимназии. Один из товарищей принес в класс небольшое стеклышко, отличавшееся удивительными свойствами: во-первых, оно увеличивало, а во-вторых, при помощи его можно было прожечь дырочку в бумаге, в материи, в деревяшке и т. д. Это замечательное стекло вызвало в классе целую сенсацию. Каждый из нас старался получить его хоть на одну перемену. Через несколько дней у большинства товарищей оказались прожженные кругленькие дырочки на тетрадках, на книгах, на наших серых гимназических куртках, а у некоторых даже и на сапогах. Нашлись между нами и такие, которые никак не хотели верить, что можно зажечь без спички, без огня: они испытывали действие стекла решительно на всем, что можно зажечь, вплоть до собственного тела. Один мальчик у себя на ладони так обжог кожу, что на ней появилось несколько пузырей. Как мне хотелось раздобыть такое стекло! Я обошел все магазины, в которых можно было рассчитывать его получить, но все, что мне показывали, было для меня слишком дорого. Только на толкучке у почтенного старца, продававшего массу чрезвычайно интересных вещей, начиная от подзорной трубы и старинных пистолетов вплоть до каких-то мне совершенно неведомых приборов, мне удалось купить небольшое двояковыпуклое стекло за 25 коп.
Неудачные попыткиЯ прекрасно понимал, что у меня получалось нечто вроде фотографического аппарата. Но ближе познакомиться с последним я никак не мог: в то время любительское фотографирование не было еще так распространено, а пойти к фотографу и обратиться к нему с просьбой показать мне аппарат я не решался. Расспрашивая старших учеников о фотографии и фотографировании, я убедился, что они об этом знают не больше меня. Один из больших мальчиков посоветовал прочитать о фотографии в книге и дал мне учебник физики Малинина. Трудно было мне, второкласснику, одолевать физику, написанную для старшего возраста; кроме того, мне нужны были точные практические указания о фотографировании, а в учебнике их было очень мало. Из Малинина я узнал одно: фотограф не зарисовывает получившееся на экране изображение, а оно само каким-то образом отпечатывается. И вот мне захотелось добиться и этого, но здесь меня постигла полная неудача. Я узнал из книг и из разговоров со старшими, что есть такое вещество — „азотнокислое серебро", которое от света изменяется, чернеет, что именно это вещество применяется при фотографировании; я узнал также, что оно получается, если на серебро подействовать азотной кислотой. После больших просьб один из старших учеников раздобыл мне из физического кабинета немного азотной кислоты. Я положил в блюдечко серебряный гривенник; мои друзья и товарищи укрыли меня одеялом (мы уже учитывали, что у нас получится вещество, которое не следует подвергать действию света), и я в темноте, правда, далеко не полной, облил гривенник азотной кислотой. Получилось нечто чрезвычайно интересное: мои гривенник начал подпрыгивать и звенеть, но вместе с тем моя палатка наполнилась удушливыми газами. Я долго терпел, но в результате должен был высунуть голову из-под одеяла. Мы посоветовались и решили, что можно наше блюдечко поставить в темный угол и там наблюдать за тем, что произойдет. Так и сделали. В результате этого опыта я несколько дней сильно кашлял и чувствовал себя довольно плохо; руки мои были покрыты какими-то желтыми пятнами; на блузе у меня оказалось две порядочных дыры; а смоченная полученным в блюдечке веществом бумага больше часа оставалась в камере-обскуре направленной на соседний освещенный дом, но никаких изменении на ней мы не заметили.
ОбъективПрежде всего необходимо раздобыть стекло, при помощи которого можно получить изображение. В фотографическом аппарате такое стекло в оправе называется объективом. На самом деле в объективе не одно стекло, а целая система стекол. От качества объектива зависит правильность и отчетливость получаемого изображения, а значит и снимка. Часто объектив оказывается самой дорогой частью аппарата. Цена хорошего объектива бывает от нескольких десятков до нескольких сотен рублей. Такой объектив для нас недоступен. В нашем самодельном аппарате объективом может служить всякое двояковыпуклое или плосковыпуклое увеличительное стекло. Вполне хороший объектив вы получите, если достанете большее по величине стекло от обыкновенного театрального бинокля. В бинокле четыре стекла: два меньшие, которые мы приставляем к глазам, изображения не дают (испытайте), а два большие, которые мы направляем на рассматриваемый предмет, дают ясные, отчетливые и довольно правильные изображения. В дальнейшем описании все размеры указанны для аппарата с объективом, взятым от обыкновенного театрального бинокля. Мы купили на рынке за три рубля подержанный бинокль и пользуемся им как биноклем; когда же нам нужно снимать, мы отвинчиваем одно из стекол и пользуемся им как объективом для своего аппарата.
Постройка камерыПредварительные замечания. На рис. 3 представлен схематический разрез самодельного фотографического аппарата, а на рис. 4 фотографический снимок его отдельных частей. Внимательно рассмотрите и чертеж и рисунок, чтобы ясно представить себе, .что вам придется строить. Аппарат состоит из двух вдвигающихся один в другой ящиков: передний ящик— П. Я. и задний ящик — З. Я. На схеме передний ящик изображен вставленным в задний ящик, а на рисунке 4 — передний ящик вынут из заднего и стоит отдельно от него. В передней стенке переднего ящика сделано круглое отверстие, в которое вставлена трубка (Т) с описанным выше стеклом от бинокля (О). Трубка закрывается при помощи крышечки — Кр.
В задней стенке заднего ящика находится отверстие, в которое вставляется рамочка с матовым стеклом (М.С.). На рисунке рамочка с матовым стеклом изображена почти совсем выдвинутой из ящика. Матовое стекло служит экраном, на котором получается изображение. Когда вы захотите сфотографировать какой-нибудь вид или портрет, то сначала вы получите на матовом стекле его изображение; после этого, вынув рамочку с матовым стеклом, вы вместо него вставите в камеру особый плоский плотно закрывающийся ящичек, называемый кассетой (К. С), с находящейся в нем светочувствительной пластинкой. На рис. 4 кассета (К. С.) изображена стоящей рядом с задним ящиком.
Изготовление кассетыНа рис. 5 изображены те слои картона, из которых склеивается кассета. Пунктирные линии с поставленными на них числами указывают размеры в миллиметрах. Сначала вычертите, а потом вырежьте (точно, аккуратно) пять прямоугольных кусков картона размером 100 X 150 мм. Первый кусок (см. на рисунке фиг. 1) будет служить задней стенкой кассеты; на него вы наклеите второй прямоугольник (фиг. 2). Обратите на него особенное внимание. В нем вам придется предварительно вырезать прямоугольное окно размером 62 X 92 мм Это — гнездо, в котором будет помещаться светочувствительная пластинка размером 6X9 см или 60X90 мм.. Мы увеличиваем размеры гнезда по сравнению с размерами пластинки на 2 мм по ширине и длине с тем, чтобы пластинка укладывалась в гнездо вполне свободно. Внизу окна вам придется сделать особый прямоугольный вырез, в котором будут помещаться, во-первых, небольшая картонная планка, а во-вторых — пружинка; размеры этого выреза, его форма, а также положение картонной планки и пружины показаны в несколько более крупном масштабе на фиг. 2-а. Когда вы будете вкладывать в кассету светочувствительную фотографическую пластинку, вы нажмете ею на картонную планку. Под влиянием нажима она опустится вниз, но как только пластинка попадет в назначенное для нее гнездо, пружинка продвинет ее к верхней части гнезда. Небольшой полукруглый вырез вверху гнезда предназначен для пальца, при помощи которого вы будете вставлять и вынимать пластинку из гнезда кассеты.
Матовое стекло и рамка для негоКонечно, экран для получения изображения можно было бы приготовить из бумаги, смазав ее маслом, чтобы она лучше просвечивала. Но бумага постоянно рвется, а вклеивать ее так, чтобы она точно совпадала со светочувствительной поверхностью фотопластинки (а это необходимо!), чрезвычайно трудно. Поэтому рекомендуем вам для экрана приготовить матовое стекло. Описанный аппарат предназначается для фотопластинок размера 6 X 9 Стеклянная пластинка, которую вы возьмете для приготовления матового стекла, должна быть несколько больше, примерно 7X10 или 8Х11 см. Если вы раздобудете старый негатив размером 9X12 см или больше, — это будет лучше всего. Отмойте в теплой воде желатиновый слой; если добытое вами стекло больше указанного размера, попросите стекольщика вырезать вам из него пластинку такую, как вам нужно. Если негатива нет, возьмите любое (по возможности чистое, т. е. без пузырей и глубоких царапин) стекло. Получив пластинку нужного размера, нанесите на одну ее поверхность мат при помощи того мелкого наждака, который продается и применяется для чистки ножей. Если наждака нет и добыть его вам трудно,—возьмите мелкий чистый речной песок. Насыпав на пластинку немного наждака и налив несколько капель воды, растирайте наждак по стеклу при помощи пробки, слегка нажимая последнюю и производя ею круговые движения. Имейте в виду, что работа эта потребует довольно значительного времени, минут 30—40. Чем мельче будет наждак, и чем легче вы будете растирать, тем матовая поверхность получится нежнее и равномернее. Матовое стекло можно считать готовым тогда, когда, глядя через него, скажем, на окно, вы уже не будете различать переплета рамы.
Неподвижная часть камеры (задний ящик)На рис 7 представлена та полоса картона, из которой вы склеите основную часть ящика. Вычертите такую же полосу на своем картоне, точно соблюдая указанные размеры. Прямоугольник с образует верхнюю стенку; два прямоугольника b и b — две боковых стенки; а два прямоугольника o и о, наклеенные один на другой, составят прочное основание. Вы видите, что размеры парных прямоугольников b и b, о и о не вполне совпадают: лишние 2 мм рассчитаны на толщину картона. Проверив размеры вычерченной полосы, вырежьте ее. Согнуть такой толстый картон невозможно. Предварительно по линиям сгиба нужно сделать надрезы. Для этого положите линейку на границу между двумя соседними прямоугольниками и острым ножом сделайте надрез через всю полосу приблизительно до половины толщины картона. Теперь сгибайте картон по надрезам, конечно, в ту сторону, на которой надрезов не было. Если вы эту работу сделали точно, то при сгибании выкройки прямоугольники о и о точно лягут один на другой. Склейте их друг с другом и дайте хорошо просохнуть под прессом.
Подвижная часть камеры (передний ящик)Рассмотрите переднюю подвижную часть камеры на рис. 3. Изготовление ее необходимо начать с изготовления трубки, в которую будет вставлено двояковыпуклое стекло. Вырежьте длинную и узкую полоску картона 35Х 400 мм и смочите хорошенько водой. Подберите какой-нибудь цилиндрический предмет (палка, бутылочка от лекарства и т. п.) с таким приблизительно диаметром, как ваше стекло от бинокля (объектив). Намотайте плотнее размоченную полосу картона на этот предмет, обвяжите веревочкой и дайте хорошо высохнуть. Когда картон высохнет, он не будет развертываться. Оберните теперь ваш объектив поплотнее этим картоном, наметьте карандашом место, где оканчивается первый оборот, и тщательно отрежьте так, чтобы получилась правильная цилиндрическая трубка с соприкасающимися краями. Эту трубку таким же точно способом еще раз оберните тем же картоном и также тщательно обрежьте края второй трубки. У вас получатся две картонных трубки, вставленных одна в другую. Разнимите их, смажьте наружную трубку клеем и обклейте ею внутреннюю трубку, плотно стягивая, чтобы в тех местах, где края трубки соприкасаются друг с другом, не оставалось щелей. Обвяжите веревочкой и дайте хорошо высохнуть. От оставшейся части свернутого в трубку картона отрежьте две полоски шириною в 10 мм. Когда приготовленная вами трубка высохнет, одну из этих полосок вставьте внутрь трубки и приклейте у одного из eе концов; вы получите внутри трубки колечко, которое будет удерживать стекло и не будет давать ему проваливаться внутрь камеры. Чтобы стекло не вываливалось наружу, в переднюю часть трубки вставьте второе картонное колечко; приклеивать его не нужно: оно не будет вываливаться из трубки, так как оно будет несколько пружинить и прижиматься к ее стенкам. Приготовив все это, поставьте трубку вклеенным кольцом вниз, вложите в нее стекло от бинокля и просто вложите второе картонное кольцо. У вас получится фотографический объектив в оправе.
Значение фотографииЗанятие фотографией у многих превращается в пустую забаву. Это, конечно, очень печально. На фотографию нужно смотреть иначе. Просмотрите иллюстрированные журналы и подумайте над тем, как много они нам дают именно благодаря фотографии. Вот я, сидя где-нибудь в далекой глуши, рассматриваю ряд фотографий, сделанных в полярных льдах участниками экспедиции на „Красине"... Я никогда не был в этих местах, но я вижу и участников экспедиции, и их удивительный корабль, и те места, в которых они были, и людей, которых они спасли, и даже то, как они их спасли, и т. д. Вместо того, чтобы читать длинные описания и на основании этих описаний с трудом рисовать себе смутные картины этого героического плавания, я, просмотрев ряд фотографий, ясно и отчетливо вижу то, что описать словами невозможно. Фотография дает нам возможность заглянуть во все уголки мира и видеть все замечательные события с такой же почти ясностью и отчетливостью, как будто мы там побывали. Фотография позволяет каждому из нас показать всем то, что мы видели.
Что можно снимать при помощи описанного здесь самодельного аппаратаВсе, за исключением движущихся вблизи аппарата предметов. Описанный здесь аппарат не обладает приспособлением для моментальной съемки; он дает возможность снимать только с выдержкой; поэтому все движущиеся предметы и явления фотографировать при помощи описанного аппарата нельзя. Впрочем, в последней главе мы даем указания, как возможно и нетрудно приготовить и приспособить к нашему аппарату моментальный затвор, который позволит вам фотографировать и движущиеся предметы.
ОсвещениеФотоаппарат в переводе значит светоаппарат, фотография — светопись. Уже эти названия показывают, что свет и освещение в деле фотографирования играют огромную роль. Чтобы получить хороший снимок, необходимо, чтобы снимаемый предмет был хорошо освещен. В сумерки и в туман хороших и ярких снимков вы не получите. Но имейте в виду, что в полдень, когда солнце стоит почти над головой, и когда мы имеем наибольшее количество света, фотографии пейзажей, зданий и т. п. получаются недостаточно яркими; происходит это потому, что все фотографируемые предметы оказываются освещенными преимущественно сверху, а их боковые поверхности находятся в густой тени Летом лучше всего снимать или утром, часов до 10 или во вторую половину дня с 2 — 3 часов. В огромном большинстве случаев следует избегать фотографировать против света: во-первых, если вы будете фотографировать так, что солнечные лучи могут попасть в отверстие объектива, снимки получатся неудачные; во-вторых, если вы фотографируете против света, то, следовательно, фотографируемые предметы освещены сзади, и на фотографии получится затененная их сторона; в подобных случаях обычно получаются снимки, напоминающие силуэты без подробностей, без деталей.
Диафрагмирование. Время экспозиции. СъемкаТеперь вы подошли к очень ответственному моменту: какую ставить диафрагму и какой продолжительности применить выдержку, т. е. на сколько секунд открыть объектив. Если моментального затвора нет, выгодно применить выдержку в несколько секунд, скажем: 3, 5, 7. Очень короткая выдержка, например, в одну секунду или в полсекунды, неудобна, так как, открывая и закрывая объектив рукою, трудно точно отмерить такой промежуток времени: вы чуть-чуть задержались, а оказывается, вы вдвое увеличили время экспозиции. При выдержке в 5 — 7 секунд это уже невозможно: такое время вы можете отмерить по часам или по выверенному отсчету; если при этом вы опоздаете на целую секунду, то этим опозданием вы увеличите время экспозиции только лишь на 1/5 или 1/7 по сравнению с намеченным Казалось бы поэтому, что выгоднее снимать с большей выдержкой. Но это тоже не всегда удобно: человеку трудно просидеть перед аппаратом совершенно неподвижно в течение 15 и даже 10 секунд. В этом случае выгодна самая короткая выдержка, так как, чем короче экспозиция, тем легче добиться неподвижности снимаемых предметов. Учитывая все это, вы можете регулировать время экспозиции при помощи различных диафрагм. В самом деле, время экспозиции главным образом зависит от двух обстоятельств: 1) от силы света и 2) от величины отверстия, через которое на фотопластинку попадает свет. Первое обстоятельство, силу света, мы в обычных условиях изменить не можем: в комнате сила света гораздо меньше, чем под открытым небом; при облачном небе сила света гораздо меньше, чем при ярком солнечном освещении, и т. д.
Обработка полученного снимкаЧтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо представить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фотографируемого предмета. Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнечном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чернеет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место довольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, представляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии. Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро.
Печатание снимковНегатив высох. Можно приступить к печатанию снимков. Для этого нужна бумага, покрытая светочувствительным веществом. Мы рекомендуем вам печатать на аристотипной бумаге (см. в приложении). Работа с ней не требует темной комнаты: ее можно вынимать, накладывать на негатив и т. д. в обыкновенной комнате; нужно только все это производить не у окна и не подвергать ее непосредственному освещению солнцем, а где-нибудь в более затененном углу. Работа с аристотипной бумагой удобна еще и тем, что сразу получается не скрытое, а видимое изображение, при этом вырисовывается оно довольно медленно, и вы совершенно спокойно можете следить за ходом печатания. Для печатания снимков, или, как говорят, копирования, употребляются особые копировальные рамки. Рамка эта устроена так, что вы можете положить в нее негатив, а на негатив—светочувствительную бумагу, которая при помощи особых пружин прижимается к негативу. Если вы выставите все это на свет, то произойдет следующее: в тех местах, где негатив более прозрачен, в этих местах свет сильнее будет проходить через него, а следовательно в этих местах он будет сильнее действовать на бумагу и последняя почернеет; напротив, через черные места негатива свет не будет попадать на бумагу, и последняя в этих местах останется белой. В результате получится изображение, противоположное негативу, т. е. соответствующее действительности: светлые места на фотографируемом предмете окажутся светлыми и на бумаге, и наоборот темные места—на бумаге тоже будут темными. Такое изображение называется положительным, или позитивным изображением.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |