cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Фотоаппарат

Установка аппарата и наведение на фокус

Внимательно вглядевшись в снимаемый объект и выбрав место, с которого он рисуется в наиболее вы­годном свете, приступайте к установке аппарата. Для этого пригодна любая подставка. В домашнем обиходе мы пользуемся, например, двумя поставленными друг на друга табуретами. При съемках во время экскурсий мы употребляем штатив от обыкновенного аппарата. В том и в другом случае мы просто ставим аппарат на подставку. При той толщине и прочности основания камеры, которые указаны в описании, возможно при­винчивание камеры к штативу так, как это делается со всяким аппаратом. Снимать прямо с рук без момен­тального затвора и не пытайтесь: как бы крепко вы ни держали аппарат, все равно ваши руки хоть немного дрожат, и снимок окажется испорченным. При уста­новке важно позаботиться о том, чтобы аппарат не был заметно выше или ниже снимаемого объекта, а также и о том, чтобы удобно было с ним обращаться. Так, на­пример, если вы, фотографируя сидящего на стуле че­ловека, поставите аппарат, скажем, на обыкновенную табуретку, то, во-первых, при наведении на фокус вам придется садиться на пол, а, во-вторых, объектив ока­жется примерно на уровне колен фотографируемого, и вы получите на снимке уродливую фигуру.
Установив аппарат, начинайте наводить на фокус. В этот момент лучше всего убирать из объектива диафрагму и наводить на фокус при полном отверстии объектива. Вам, как и всякому фотографу, придется при этом покрывать голову и аппарат куском темной мате­рии, платком или просто собственной курткой.
При наведении на фокус прежде всего необходимо обращать внимание, помещается ли намеченный вами для съемки предмет или картина на матовом стекле. Если не помещается, это показывает, что вы с аппара­том поместились слишком близко к снимаемому объекту; нужно несколько удалиться. Напротив, если снимаемый объект на матовом стекле оказывается слишком мелким и занимает только небольшую часть будущего снимка, это значит, что вы с аппаратом расположились слишком далеко; вам необходимо придвинуться ближе.

Непонятные явления

Было мне тогда, вероятно, лет пять. Жили мы в боль­шом украинском селе. Летом с раннего утра все уйдут на работу, а я, самый маленький в семье, остаюсь дома и сплю в своей кроватке.
Хорошо помню небольшую комнату, в которой я тогда спал. Чтобы меня не тревожили тучи мух, моя мама еще с вечера очень заботливо закрывала ставень в не­большом окошечке, которым освещалась комната. И все же я просыпался довольно рано. Я любил поваляться в кровати. В доме так тихо, но отовсюду несутся звуки, и я любил вслушиваться в эти звуки и узнавать по ним, что и где происходит. Вот соседка сзывает цыплят, и я представляю себе, как отовсюду со всех ног мчатся к заветной двери и большие куры с огненно-красным петухом, и цыплята-подростки, и переваливаясь спешит наседка, окруженная целой кучей похожих на желтые пушистые шарики птенчиков. Вот у соседей с другой стороны заскрипел колодезь, и я ясно вижу, как Ма­ринка, девочка лет десяти, с которой мы вместе часто играли, с огромным напряжением вытаскивает беско­нечно тяжелое, по моим тогдашним представлениям, ведро воды. Вот лениво залаял „Сирко"—мой друг и нераз­лучный товарищ всех моих игр. Под крышей над моим окном щебечут ласточки. Звуков так много, и каждый из них имеет определенное значение.

Разгадка

В этот день я проснулся довольно поздно: солнечный луч, проникающий через дырочку в ставне, давал яркое пятно на полу уже далеко от моей кровати. День был ясный. Я, как и всегда в последнее время, сейчас же начал всматриваться в хорошо знакомую загадочную картину; сегодня она выступала особенно отчетливо. И вдруг в верхней ее части я заметил что-то движущееся. Это было нечто новое; в этом месте я раньше никогда не наблюдал таких очертаний; они появились только сегодня и сверх того двигались... Не знаю, как и почему мне пришло в голову искать разгадку за окном, но я взобрался на стул, потом на стол и припал глазом к зиявшей в ставне дырочке: я увидел хорошо мне зна­комый двор с постройками, дальше—плетень, огород, потом гумно, окруженное купами деревьев, а посреди двора медленно передвигался, пощипывая травку и отмахиваясь от надоедавших ему мух, тоже хорошо мне знакомый теленок. В открывшейся предо мною картине я сразу узнал оригинал моего таинственного изобра­жения на стене. Я сразу понял, что при закрытом ставне на стене появлялось изображение двора, по­строек, огорода, деревьев и т. д., но все это в каком-то странном виде. В сильном возбуждении с бьющимся сердцем и с ощущением великой радости сделанного открытия я снова бросился в кровать и впился глазами в приобретшую теперь для меня новый смысл и новое значение картину. Да, я теперь удивительно ясно раз­личал в прежде неясных пятнах изображения знакомых предметов. Скоро я понял, что на стене все было в опрокинутом, в перевернутом виде: небо — внизу, а земля — вверху, крыша стоявшего в правой части амбара отчетливо выступала в левой части картины, напра­вленная при этом вниз и т. д. Вот почему я так долго не мог понять этого, казавшегося мне таким странным и даже таинственным, изображения.

Камера-обскура

Прошло несколько лет. Я уже учился, следовательно мне было лет 10. Теперь я совершенно не помню, каким образом я дошел до сооружения камеры-обскуры, т. е. „темной камеры:" быть может, я об этом где-нибудь про­читал, быть может, меня надоумили старшие братья,— не помню; но удивительно отчетливо вспоминаю, сколько радости доставила мне эта мною самим сделанная иг­рушка. Для ее сооружения я взял довольно большую коробку примерно 15X15X25 см, т. е. 15 см высоты, 15 — ширины и 25 длины. Одну из квадратных стенок я вынул и полученное отверстие затянул промасленной бумагой; у меня получился экран. На противоположной стенке я при помощи гвоздя сделал дырочку примерно миллиметра 2 в диаметре. Так как дырочка в моем при­боре была гораздо меньше, чем в ставне, то и изображения на экране получались гораздо яснее и отчетливее. Помню, я целое лето возился с камерой-обскурой. За­хватив ее и какой-нибудь темный платок, я отправлялся на огород, в сад или в поле, устанавливал ее на каком-нибудь возвышении, например на заборе, закрывался, как фотограф, платком, и тогда на экране своего при­бора я видел в уменьшенном и опрокинутом виде всю раскрывавшуюся предо мною картину. Почему эта игра так меня привлекала, мне трудно сказать. Думаю, что особенно интересно для меня было то, что вид, разбро­санный иногда на десятки и сотни метров, появлялся собранным в удивительно красивую картинку на экране величиной всего 15X15 см. Привлекающим моментом было также и то, что я своими силами построил прибор, дававший мне возможность получать и наблю­дать изображения в таком необычном виде. Во всяком случае это было так интересно, что я в самые жаркие дни часами сидел, прикрытый теплым платком, и с на­пряжением наблюдал картину на своем экране. Жарко; пот ручьями струится со лба, но смотреть на миниа­тюрные изображения деревьев, домов, передвигающихся людей и живот­ных было так ин­тересно, что на ду­хоту я не обра­щал никакого вни­мания.

Двояковыпуклое стекло

Следующей игрушкой, доставившей мне много радости, было двояковыпуклое стекло. Я был тогда во втором классе гимназии.  Один из товарищей принес в класс небольшое стеклышко, отличавшееся удивитель­ными свойствами: во-первых, оно увеличивало, а во-вторых, при помощи его можно было прожечь дырочку в бумаге, в материи, в деревяшке и т. д. Это замеча­тельное стекло вызвало в классе целую сенсацию. Ка­ждый из нас старался получить его хоть на одну пере­мену. Через несколько дней у большинства товарищей оказались прожженные кругленькие дырочки на тетрад­ках, на книгах, на наших серых гимназических куртках, а у некоторых даже и на сапогах. Нашлись между нами и такие, которые никак не хотели верить, что можно зажечь без спички, без огня: они испытывали действие стекла решительно на всем, что можно зажечь, вплоть до собственного тела. Один мальчик у себя на ладони так обжог кожу, что на ней появилось несколько пузырей. Как мне хотелось раздобыть такое стекло! Я обошел все магазины, в которых можно было рассчи­тывать его получить, но все, что мне показывали, было для меня слишком дорого. Только на толкучке у по­чтенного старца, продававшего массу чрезвычайно инте­ресных вещей, начиная от подзорной трубы и старин­ных пистолетов вплоть до каких-то мне совершенно неведомых приборов, мне удалось купить небольшое двояковыпуклое стекло за 25 коп.

Неудачные попытки

Я прекрасно понимал, что у меня получалось нечто вроде фотографического аппарата. Но ближе познако­миться с последним я никак не мог: в то время люби­тельское фотографирование не было еще так распро­странено, а пойти к фотографу и обратиться к нему с просьбой показать мне аппарат я не решался. Рас­спрашивая старших учеников о фотографии и фотогра­фировании, я убедился, что они об этом знают не больше меня. Один из больших мальчиков посоветовал прочитать о фотографии в книге и дал мне учебник физики Малинина. Трудно было мне, второкласснику, одолевать физику, написанную для старшего возраста; кроме того, мне нужны были точные практические ука­зания о фотографировании, а в учебнике их было очень мало. Из Малинина я узнал одно: фотограф не зарисовы­вает получившееся на экране изображение, а оно само каким-то образом отпечатывается. И вот мне захотелось добиться и этого, но здесь меня постигла полная не­удача. Я узнал из книг и из разговоров со старшими, что есть такое вещество — „азотнокислое серебро", которое от света изменяется, чернеет, что именно это вещество применяется при фотографировании; я узнал также, что оно получается, если на серебро подейство­вать азотной кислотой. После больших просьб один из старших учеников раздобыл мне из физического кабинета немного азотной кислоты. Я положил в блю­дечко серебряный гривенник; мои друзья и товарищи укрыли меня одеялом (мы уже учитывали, что у нас получится вещество, которое не следует подвергать действию света), и я в темноте, правда, далеко не пол­ной, облил гривенник азотной кислотой.   Получилось нечто чрезвычайно интересное: мои гривенник начал подпрыгивать и звенеть, но вместе с тем моя палатка наполнилась удушливыми газами. Я долго терпел, но в результате должен был высунуть голову из-под одея­ла. Мы посоветовались и решили, что можно наше блюдечко поставить в темный угол и там наблюдать за тем, что произойдет. Так и сделали. В результате этого опыта я несколько дней сильно кашлял и чувство­вал себя довольно плохо; руки мои были покрыты какими-то желтыми пятнами; на блузе у меня оказалось две порядочных дыры; а смоченная полученным в блю­дечке веществом бумага больше часа оставалась в ка­мере-обскуре направленной на соседний освещенный дом, но никаких изменении на ней мы не заметили.

Объектив

Прежде всего необходимо раздобыть стекло, при помощи которого можно получить изображение. В фо­тографическом аппарате такое стекло в оправе назы­вается объективом. На самом деле в объективе не одно стекло, а целая система стекол. От качества объектива зависит правильность и отчетливость полу­чаемого изображения, а значит и снимка. Часто объек­тив оказывается самой дорогой частью аппарата. Цена хорошего объектива бывает от нескольких десятков до нескольких сотен рублей. Такой объектив для нас не­доступен.
В нашем самодельном аппарате объективом может служить всякое двояковыпуклое или плосковыпуклое увеличительное стекло. Вполне хороший объектив вы получите, если достанете большее по величине стекло от обыкновенного театрального бинокля. В бинокле четыре стекла: два меньшие, которые мы приставляем к глазам, изображения не дают (испытайте), а два боль­шие, которые мы направляем на рассматриваемый предмет, дают ясные, отчетливые и довольно правильные изображения. В дальнейшем описании все размеры указанны для аппарата с объективом, взятым от обыкновенного театрального бинокля.  Мы купили на рынке за три рубля подержанный бинокль и пользуемся им как биноклем; когда же нам нужно снимать, мы отвин­чиваем одно из стекол и пользуемся им как объекти­вом для своего аппарата.

Постройка камеры

Предварительные замечания. На рис. 3 пред­ставлен схематический разрез самодельного фотографи­ческого аппарата, а на рис. 4 фотографический снимок его отдельных частей. Внимательно рассмотрите и чертеж и рисунок, чтобы ясно представить себе, .что вам при­дется строить. Аппарат состоит из двух вдвигающихся один в другой ящиков: передний ящик— П. Я. и задний ящик — З. Я. На схеме передний ящик изображен вста­вленным в задний ящик, а на рисунке 4 — передний ящик вынут из заднего и стоит отдельно от него. В передней стенке переднего ящика сделано круглое отверстие, в которое вставлена трубка (Т) с описанным выше стеклом от бинокля (О). Трубка закрывается при помощи крышечки — Кр.
В задней стенке заднего ящика находится отверстие, в которое вставляется рамочка с матовым стеклом (М.С.). На рисунке рамочка с матовым стеклом изображена почти совсем выдвинутой из ящика. Матовое стекло служит экраном, на котором получается изображение. Когда вы захотите сфотографировать какой-нибудь вид или портрет, то сначала вы получите на матовом стекле его изображение; после этого, вынув рамочку с мато­вым стеклом, вы вместо него вставите в камеру особый плоский плотно закрывающийся ящичек, называемый кассетой (К. С), с на­ходящейся в нем свето­чувствительной пластин­кой. На рис. 4 кассета (К. С.) изображена стоя­щей рядом с задним ящиком.
 
Схематический разрез нашего аппарата

Изготовление кассеты

На рис. 5 изображены те слои картона, из кото­рых склеивается кассета. Пунктирные линии с поста­вленными на них числами указывают размеры в мил­лиметрах. Сначала вычертите, а потом вырежьте (точно, аккуратно) пять прямоугольных кусков картона разме­ром 100 X 150 мм. Первый кусок (см. на рисунке фиг. 1) будет служить задней стенкой кассеты; на него вы на­клеите второй прямоугольник (фиг. 2). Обратите на него особенное внимание. В нем вам придется предварительно вырезать прямоугольное окно размером 62 X 92 мм Это — гнездо, в котором будет помещаться светочувстви­тельная пластинка размером 6X9 см или 60X90 мм..
Мы увеличиваем размеры гнезда по сравнению с размерами пластинки на 2 мм по ширине и длине с тем, чтобы пластинка укладывалась в гнездо вполне свободно. Внизу окна вам придется сделать особый прямоуголь­ный вырез, в котором будут помещаться, во-первых, небольшая картонная планка, а во-вторых — пружинка; размеры этого выреза, его форма, а также положение картонной планки и пружины показаны в несколько более крупном масштабе на фиг. 2-а. Когда вы будете вкладывать в кассету светочувствительную фотографи­ческую пластинку, вы нажмете ею на картонную планку. Под влиянием нажима она опустится вниз, но как только пластинка попадет в назначенное для нее гнездо, пружинка продвинет ее к верхней части гнезда. Неболь­шой полукруглый вырез вверху гнезда предназначен для пальца, при помощи которого вы будете вставлять и вынимать пластинку из гнезда кассеты.

Матовое стекло и рамка для него

Конечно, экран для получения изображения можно было бы приготовить из бумаги, смазав ее маслом, чтобы она лучше просвечивала. Но бумага постоянно рвется, а вклеивать ее так, чтобы она точно совпадала со светочувствительной поверхностью фотопластинки (а это необходимо!), чрезвычайно трудно. Поэтому реко­мендуем вам для экрана приготовить матовое стекло.
Описанный аппарат предназначается для фотопла­стинок размера 6 X 9 Стеклянная пластинка, кото­рую вы возьмете для приготовления матового стекла, должна быть несколько больше, примерно 7X10 или 8Х11 см. Если вы раздобудете старый негатив разме­ром 9X12 см или больше, — это будет лучше всего. Отмойте в теплой воде желатиновый слой; если добы­тое вами стекло больше указанного размера, попросите стекольщика вырезать вам из него пластинку такую, как вам нужно. Если негатива нет, возьмите любое (по возможности чистое, т. е. без пузырей и глубоких царапин) стекло. Получив пластинку нужного размера, нанесите на одну ее поверхность мат при помощи того мелкого наждака, который продается и применяется для чистки ножей. Если наждака нет и добыть его вам трудно,—возьмите мелкий чистый речной песок. Насыпав на пластинку немного наждака и налив не­сколько капель воды, растирайте наждак по стеклу при помощи пробки, слегка нажимая последнюю и производя ею круговые движения. Имейте в виду, что работа эта потребует довольно значительного времени, минут 30—40. Чем мельче будет наждак, и чем легче вы будете расти­рать, тем матовая поверхность получится нежнее и равномернее. Матовое стекло можно считать готовым тогда, когда, глядя через него, скажем, на окно, вы уже не будете различать переплета рамы.

Неподвижная часть камеры (задний ящик)

На рис 7 представлена та полоса картона, из кото­рой вы склеите основную часть ящика. Вычертите такую же полосу на своем картоне, точно соблюдая ука­занные размеры. Прямоугольник с образует верхнюю стенку; два прямоугольника b и b — две боковых стенки; а два прямоугольника o и о, наклеенные один на дру­гой, составят прочное основание. Вы видите, что раз­меры парных прямоугольников b и b, о и о не вполне совпадают: лишние 2 мм рассчитаны на толщину кар­тона. Проверив размеры вычерченной полосы, вырежьте ее. Согнуть такой толстый картон невозможно. Пред­варительно по линиям сгиба нужно сделать надрезы. Для этого положите линейку на границу между двумя соседними прямоугольниками и острым ножом сделайте надрез через всю полосу приблизительно до половины толщины картона. Теперь сгибайте картон по надре­зам, конечно, в ту сторону, на которой надрезов не было. Если вы эту работу сделали точно, то при сги­бании выкройки прямоугольники о и о точно лягут один на другой. Склейте их друг с другом и дайте хорошо просохнуть под прессом.

Подвижная часть камеры (передний ящик)

Рассмотрите переднюю подвижную часть камеры на рис. 3. Изготовление ее необходимо начать с изго­товления трубки, в которую будет вставлено двояко­выпуклое стекло.
Вырежьте длинную и узкую полоску картона 35Х 400 мм и смочите хорошенько водой. Подберите какой-нибудь цилиндрический предмет (палка, бутылочка от лекар­ства и т. п.) с таким приблизительно диаметром, как ваше стекло от бинокля (объектив). Намотайте плотнее размоченную полосу картона на этот предмет, обвяжите веревочкой и дайте хорошо высохнуть. Когда картон вы­сохнет, он не будет развертываться. Оберните теперь ваш объектив поплотнее этим картоном, наметьте карандашом место, где оканчивается первый оборот, и тщательно от­режьте так, чтобы получилась правильная цилиндриче­ская трубка с соприкасающимися краями. Эту трубку таким же точно способом еще раз оберните тем же картоном и также тщательно обрежьте края второй трубки. У вас получатся две картонных трубки, вста­вленных одна в другую. Разнимите их, смажьте наружную трубку клеем и обклейте ею внутреннюю трубку, плотно стягивая, чтобы в тех местах, где края трубки сопри­касаются друг с другом, не оставалось щелей.  Обвяжите веревочкой и дайте хорошо высохнуть.
От оставшейся части свернутого в трубку картона отрежьте две полоски шириною в 10 мм. Когда при­готовленная вами трубка высохнет, одну из этих поло­сок вставьте внутрь трубки и приклейте у одного из eе концов; вы получите внутри трубки колечко, которое будет удерживать стекло и не будет давать ему проваливаться внутрь камеры. Чтобы стекло не вываливалось наружу, в переднюю часть трубки вставьте вто­рое картонное колечко; приклеивать его не нужно: оно не будет вываливаться из трубки, так как оно будет несколько пружинить и прижиматься к ее стенкам. Приготовив все это, поставьте трубку вклеенным кольцом вниз, вложите в нее стекло от бинокля и просто вложите второе картонное кольцо. У вас получится фотографи­ческий объектив в оправе.

Значение фотографии

Занятие фотографией у многих превращается в пу­стую забаву. Это, конечно, очень печально. На фото­графию нужно смотреть иначе. Просмотрите иллюстриро­ванные журналы и подумайте над тем, как много они нам дают именно благодаря фотографии. Вот я, сидя где-нибудь в далекой глуши, рассматриваю ряд фото­графий, сделанных в полярных льдах участниками экспе­диции на „Красине"... Я никогда не был в этих ме­стах, но я вижу и участников экспедиции, и их удиви­тельный корабль, и те места, в которых они были, и людей, которых они спасли, и даже то, как они их спасли, и т. д. Вместо того, чтобы читать длинные описания и на основании этих описаний с трудом рисовать себе смутные картины этого героического плавания, я, просмо­трев ряд фотографий, ясно и отчетливо вижу то, что опи­сать словами невозможно. Фотография дает нам возмож­ность заглянуть во все уголки мира и видеть все замеча­тельные события с такой же почти ясностью и отчетливо­стью, как будто мы там побывали. Фотография поз­воляет каждому из нас показать всем то, что мы ви­дели.

Что можно снимать при помощи описанного здесь самодельного аппарата

Все, за исключением движущихся вблизи аппарата предметов. Описанный здесь аппарат не обладает при­способлением для моментальной съемки; он дает возмож­ность снимать только с выдержкой; поэтому все дви­жущиеся предметы и явления фотографировать при по­мощи описанного аппарата нельзя. Впрочем, в послед­ней главе мы даем указания, как возможно и нетрудно приготовить и приспособить к нашему аппарату мо­ментальный затвор, который позволит вам фотогра­фировать и движущиеся предметы.

Освещение

Фотоаппарат в переводе значит светоаппарат, фо­тография — светопись. Уже эти названия показывают, что свет и освещение в деле фотографирования играют огромную роль. Чтобы получить хороший снимок, не­обходимо, чтобы снимаемый предмет был хорошо осве­щен. В сумерки и в туман хороших и ярких снимков вы не получите. Но имейте в виду, что в полдень, когда солнце стоит почти над головой, и когда мы имеем наибольшее количество света, фотографии пейзажей, зданий и т. п. получаются недостаточно яркими; про­исходит это потому, что все фотографируемые пред­меты оказываются освещенными преимущественно сверху, а их боковые поверхности находятся в густой тени Летом лучше всего снимать или утром, часов до 10 или во вторую половину дня с 2 — 3 часов.
В огромном большинстве случаев следует избегать фотографировать против света: во-первых, если вы бу­дете фотографировать так, что солнечные лучи могут попасть в отверстие объектива, снимки получатся не­удачные; во-вторых, если вы фотографируете против света, то, следовательно, фотографируемые предметы освещены сзади, и на фотографии получится затенен­ная их сторона; в подобных случаях обычно получаются снимки, напоминающие силуэты без подробностей, без деталей.

Диафрагмирование. Время экспозиции. Съемка

Теперь вы подошли к очень ответственному моменту: какую ставить диафрагму и какой продолжительности применить выдержку, т. е. на сколько секунд открыть объектив.
Если моментального затвора нет, выгодно приме­нить выдержку в несколько секунд, скажем: 3, 5, 7. Очень короткая выдержка, например, в одну секунду или в полсекунды, неудобна, так как, открывая и закры­вая объектив рукою, трудно точно отмерить такой про­межуток времени: вы чуть-чуть задержались, а оказы­вается, вы вдвое увеличили время экспозиции. При вы­держке в 5 — 7 секунд это уже невозможно: такое время вы можете отмерить по часам или по выверенному от­счету; если при этом вы опоздаете на целую секунду, то этим опозданием вы увеличите время экспозиции только лишь на 1/5 или 1/7 по сравнению с намеченным Казалось бы поэтому, что выгоднее снимать с боль­шей выдержкой. Но это тоже не всегда удобно: чело­веку трудно просидеть перед аппаратом совершенно неподвижно в течение 15 и даже 10 секунд. В этом слу­чае выгодна самая короткая выдержка, так как, чем короче экспозиция, тем легче добиться неподвижности снимаемых предметов. Учитывая все это, вы можете регулировать время экспозиции при помощи различных диафрагм. В самом деле, время экспозиции главным образом зависит от двух обстоятельств: 1) от силы света и 2) от величины отверстия, через которое на фото­пластинку попадает свет. Первое обстоятельство, силу света, мы в обычных условиях изменить не можем: в комнате сила света гораздо меньше, чем под открытым небом; при облачном небе сила света гораздо меньше, чем при ярком солнечном освещении, и т. д.

Обработка полученного снимка

Чтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо предста­вить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фото­графируемого предмета.
Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнеч­ном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чер­неет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место до­вольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, предста­вляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии.
Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро.

Печатание снимков

Негатив высох. Можно приступить к печатанию сним­ков. Для этого нужна бумага, покрытая светочувстви­тельным веществом. Мы рекомендуем вам печатать на аристотипной бумаге (см. в приложении). Работа с ней не требует темной комнаты: ее можно вынимать, накладывать на негатив и т. д. в обыкновенной комнате; нужно только все это производить не у окна и не подвергать ее непосредственному освещению солнцем, а где-нибудь в более затененном углу. Работа с аристотипной бума­гой удобна еще и тем, что сразу получается не скры­тое, а видимое изображение, при этом вырисовывается оно довольно медленно, и вы совершенно спокойно можете следить за ходом печатания.
Для печатания снимков, или, как говорят, копирования, употребляются особые копировальные рамки. Рамка эта устроена так, что вы мо­жете положить в нее негатив, а на негатив—светочув­ствительную бумагу, которая при помощи особых пру­жин прижимается к негативу. Если вы выставите все это на свет, то произойдет следующее: в тех местах, где негатив более прозрачен, в этих местах свет силь­нее будет проходить через него, а следовательно в этих местах он будет сильнее действовать на бумагу и последняя почернеет; напротив, через черные места нега­тива свет не будет попадать на бумагу, и последняя в этих местах останется белой. В результате получится изображение, противоположное негативу, т. е. соответ­ствующее действительности: светлые места на фотогра­фируемом предмете окажутся светлыми и на бумаге, и наоборот темные места—на бумаге тоже будут темными. Такое изображение называется положительным, или пози­тивным изображением.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.