Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратом » Диафрагмирование. Время экспозиции. СъемкаДиафрагмирование. Время экспозиции. СъемкаТеперь вы подошли к очень ответственному моменту: какую ставить диафрагму и какой продолжительности применить выдержку, т. е. на сколько секунд открыть объектив.
Если моментального затвора нет, выгодно применить выдержку в несколько секунд, скажем: 3, 5, 7. Очень короткая выдержка, например, в одну секунду или в полсекунды, неудобна, так как, открывая и закрывая объектив рукою, трудно точно отмерить такой промежуток времени: вы чуть-чуть задержались, а оказывается, вы вдвое увеличили время экспозиции. При выдержке в 5 — 7 секунд это уже невозможно: такое время вы можете отмерить по часам или по выверенному отсчету; если при этом вы опоздаете на целую секунду, то этим опозданием вы увеличите время экспозиции только лишь на 1/5 или 1/7 по сравнению с намеченным Казалось бы поэтому, что выгоднее снимать с большей выдержкой. Но это тоже не всегда удобно: человеку трудно просидеть перед аппаратом совершенно неподвижно в течение 15 и даже 10 секунд. В этом случае выгодна самая короткая выдержка, так как, чем короче экспозиция, тем легче добиться неподвижности снимаемых предметов. Учитывая все это, вы можете регулировать время экспозиции при помощи различных диафрагм. В самом деле, время экспозиции главным образом зависит от двух обстоятельств: 1) от силы света и 2) от величины отверстия, через которое на фотопластинку попадает свет. Первое обстоятельство, силу света, мы в обычных условиях изменить не можем: в комнате сила света гораздо меньше, чем под открытым небом; при облачном небе сила света гораздо меньше, чем при ярком солнечном освещении, и т. д. Второе обстоятельство — величина отверстия, т. е. диафрагма, целиком находится в нашем распоряжении: я могу снимать при полном отверстии объектива, и я могу вставить в объектив диафрагму с отверстием в 1 мм в диаметре и даже меньше; конечно, в первом случае пластинка получит света во много раз больше, чем во втором. Прежде чем дать более точные указания относительно регулирования и определения времени экспозиции, мы должны сказать еще несколько слов о значении диафрагмирования. Уже рассматривая (при полном отверстии объектива) изображение на матовом стекле, вы можете заметить следующее явление. Предположим, вы снимаете группу людей, сидящих за столом; вы навели на фокус и получили отчетливое изображение лиц, сидящих на дальнем конце стола; тогда лица, находящиеся ближе к аппарату, выйдут неотчетливыми, расплывчатыми. Если вы поступите наоборот и получите отчетливое изображение переднего плана, то у вас задний план окажется не в фокусе. Такая небольшая „глубина фокуса" зависит от объектива. Только дорогие фотографические объективы дают нам значительную глубину фокуса. Но оказывается, что и в нашем самодельном аппарате со стеклом, совершенно не предназначенным для фотосъемки, мы можем сделать фокус значительно глубже при помощи сильного диафрагмирования. Чем меньше отверстие, через которое проходит свет в аппарат, тем глубже фокус. Подведем итог всему изложенному. Чем меньше диафрагма, тем меньше света проходит в аппарат, тем слабее освещается фотопластинка, а следовательно тем продолжительнее время экспозиции, т. е. тем больше выдержка, но при этом фокус становится глубже, изображение резче. Чем больше диафрагма, тем больше света попадает на фотопластинку, а следовательно тем меньше может быть время экспозиции, т. е. выдержка, но при этом не рассчитывайте на глубину фокуса и резкое изображение. Рис. 13. Снимок растения, сделанный описанным аппаратом.
Посмотрим, как следует пользоваться этими правилами при самом фотографировании.
Предположим, вы хотите снять портрет какого-нибудь лица в комнате. Вы должны рассуждать так: освещение слабое; если я сильно диафрагмирую аппарат, я должен буду сделать большую выдержку, и фотографируемый не выдержит 25 секунд в неподвижном состоянии; но мне ведь не нужна особенная глубина фокуса, так как я фотографирую только одного человека; поэтому мне и не нужно сильно диафрагмировать аппарат; возьму большую диафрагму (диаметр 8 см). Предположим, вы в той же комнате фотографируете растение. Вам очень важно, чтобы получились возможно отчетливее все его части. Вы для этого диафрагмируете возможно сильнее быть может, даже приготовляете специальную диафрагму с диаметром отверстия 0,5 мм. Вы можете сделать это вполне спокойно, так как фотографируемый вами объект будет неподвижно стоять перед аппаратом хоть целый час. После всего изложенного вам ясно, что дать вполне точные указания относительно времени экспозиции невозможно. Этот вопрос приходится решать опытным путем. Для начинающих мы помещаем здесь табличку времени экспозиций, но предупреждаем, что приводимые нами данные чрезвычайно приблизительны. Табличка имеет в виду: 1) объектив, сделанный из стекла от обычного театрального бинокля; 2) диафрагму с отверстием 2 мм в диаметре; 3) фотопластинки средней чувствительности, 4) хорошее для данного месяца освещение, т. е. солнце и более светлую часть дня. Поступайте так! Наведя на фокус и приняв в соображение все обстоятельства, приведенные в табличке (см. стр. 50), выясните, какую, хотя бы грубо приблизительно, придется сделать выдержку. В связи с этим выберите диафрагму и поставьте ее. Закройте объектив крышечкой! Не забудьте! Начинающие часто забывают это сделать. Вынув (Осторожно! Не сдвиньте аппарата!) рамку с матовым стеклом, вставьте на ее место кассету. Не ошибитесь! Куда должна быть обращена шторка кассеты?! Поднимите до заранее намеченного значка шторку кассеты. Совсем вынимать шторку кассеты мы не рекомендуем, так как в образовавшуюся щель может при этом проникнуть свет. Мы советуем заранее проследить, до какой высоты нужно вытянуть шторку, чтобы вся пластинка была открыта, и в этом месте поставить какую-нибудь отметинку. Приготовьте часы или приготовьтесь по заранее проверенному способу отсчитывать секунды. ТАБЛИЦА ЭКСПОЗИЦИЙ для съемки с диаметром отверстия 2 мм. (Для объективов с фокусным расстоянием около 13 мм.)
Примечание 1. Если употреблять отверстия с диаметрами 4 мм, 8 мм, 16 мм, то выдержку, каждый раз при переходе от меньшего отверстия к следующему большему, нужно уменьшать вдвое. Так, например, портрет в комнате, в августе при отверстии 16 мм нужно снимать с выдержкой 6 секунд.
Примечание 2. Буква с означает секунд, м — минут. Быстрым, уверенным, но осторожным движением (чтобы не сдвинуть аппарат!) снимайте крышку объектива, отсчитывайте нужное число секунд и таким же движением закрывайте объектив. Опускайте шторку кассеты. Снимок сделан. Но если вы хотите добиться очень хороших результатов даже и с самодельным аппаратом, с первого же снимка начинайте вести запись. Мы очень рекомендуем вам сейчас же, после того, как вы сделали снимок, записать в тетрадку следующее: 1) месяц, число, час, солнечно, облачно, пасмурно, и т. д.; 2) № снимка; 3) что снимали (кратко укажите содержание снимка: такое-то здание, или вид, или портрет и т. д.); 4) обстановка снимка (на воздухе, под деревьями, в комнате у окна, в глубине комнаты и т. д.); 5) диафрагма и 6) продолжительность экспозиции. Какую роль могут сыграть подобные записи, вы узнаете из дальнейшего изложения, где вы найдете вполне точные указания, как узнать, дали вы правильную выдержку, или передержали, или не додержали. Предположим, вы первый снимок сильно передержали. Представьте себе, что через месяц вам приходится снимать подобную же картину при подобных же условиях; заглянув в свою записную книжку, вы уже будете в состоянии довольно точно определить время экспозиции.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |