cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонирования

Приемы экспонирования

Многократно экспонировать черно-белые, цветные негативные и обращаемые кинофотопленки на один и тот же кадр можно практически любым фотоаппа­ратом. Труднее — фотоаппаратами-роботами с полной неотключаемой автоматикой, легче — простыми аппара­тами с центральным затвором («Эстафета», «Искра», «Москва-2», «Любитель-166» и т. п.), так как в них, не переводя, пленку экспонировать можно многократно, при разных скоростях и диафрагмах. Чем крупнее фор­мат, тем лучшие результаты можно получить.
Одни приемы можно выполнить аппаратами только с центральным затвором, другие — вообще без аппарата, под фотоувеличителем в позитивном процессе. Приемов разработано много. Мы рассмотрим наиболее, на наш взгляд, простые, доступные для исполнения в любитель­ских условиях. Для удобства назовем их так: фотограм­ма, черный бархат, эффект Сабатье, эффект разделения цветов.

Фотограмма, или люминограмма

Эти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно при­менять на черно-белых, цветных негативных, диапози­тивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекци­онным способами). Статичная фотограмма, т. е. фото­силуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изобра­жение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант.
Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстоя­ние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Вы­держка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных мате­риалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, ре­цептуру которых приводим ниже.

Фотографирование молний ночью

Фотографирование молний ночью — разновидность люминограммы. Техника съемки почти та же, что и опи­санная выше. Наилучшие результаты можно получить, фотографируя через широкоугольные объективы. Аппа­рат устанавливаем на штативе под навесом, на бал­коне, в лоджии. Напоминаем, что если гроза над нами, то в целях безопасности нужно подождать, пока она не отойдет на 1 км и более. Линию горизонта выбираем низкую. В нижней части кадра размещаем ландшафт или строения (дома, в которых засветились огни), часть улиц или площадей и т. п.; всю верхнюю часть кадра отводим небу (неважно — чистому или с тучами) и ждем приближения грозового фронта. Пленка может быть любая. Оптимальная чувствительность 32—65 ед. ГОСТа, диафрагменное число от 2 до 11. Дело в том, что молнии фотографируют сами себя, и трудно уга­дать, какова будет интенсивность ее свечения и цвет, форма и место, где она вспыхнет. Поэтому-то и исполь­зуем многократное экспонирование одного и того же кад­ра, фотографируем несколько электрических разрядов.

Эффект разделения цветов

На цветных негативных и диапозитивных кинофотопленках можно получить эффект разделенного трехцветного изображения объек­та. Для этого последовательно через зеленый, синий и красный светофильтры трехкратно экспонируем один и тот же кадр — объект съемки, перемещающийся от­носительно неподвижного объектива аппарата. Суть эффекта заключается в том, что свет, идущий к пленке через разные светофильтры, создает три отдельных изображения в каждом слое, чувствительном соответ­ственно к зеленой, синей и красной зонам спектра. Ины­ми словами, создается псевдостробоэффект.
Фотографировать можно одним из двух основных методов. При первом снимают медленно движущиеся объекты, а во втором — быстро перемещающиеся. На штативе закрепляем аппарат с центральным затвором.

Черный бархат

Давно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку осве­щенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чув­ствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съем­ках на цветную пленку в кинематографе часто приме­няют темно-синий фон. Отличные снимки можно полу­чать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, напри­мер) или планеты (Юпитер) не попадают в объек­тив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы.
Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо прак­тически не отражают света вообще. Это и есть идеаль­ный фон.
Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойни­ков», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соот­ношение яркости и тональности объектов, на направлен­ность освещения и ракурсы.
Фотографируя на фоне черного бархата, его необ­ходимо полностью затенять; фон должен быть вне рез­кости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие иг­норировать, то при печатании позитивов под увеличи­телем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпе­чатках он будет не черным, а темно-серым.
Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, про­думать композицию кадров, определить масштабы изо­бражения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.

Эффект Сабатье

В 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствитель­ности в тех участках фотографической эмульсии, на ко­торые  падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспониро­ванную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образова­ния обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от непо­движных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изобра­жение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обя­зательных условий съемки и обработки пленки.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.