cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонирования » Эффект Сабатье

Эффект Сабатье

В 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствитель­ности в тех участках фотографической эмульсии, на ко­торые  падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспониро­ванную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образова­ния обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от непо­движных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изобра­жение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обя­зательных условий съемки и обработки пленки.
Сначала необходимо продумать композицию буду­щей фотографии, на плане-схеме определить что, где, при каких условиях будет сниматься: расстояния, мас­штабы изображения, яркость источников освещения, фильтры, диафрагменные числа, время экспонирования и т. п. Сам процесс съемки делится на два этапа. Фото­аппарат любой конструкции заряжается отрезком плен­ки длиной в полтора-два кадра. В темноте пленку метим — вырезаем ножницами, например, в нижнем правом углу маленький треугольник; он будет указы­вать, как размещать наш отрезок пленки перед кадро­вым окном фотоаппарата для первого и последующих экспонирований кадр в кадр. Пленку типа «Ортохром» (несенсибилизированную) можно вставить в аппарат при красном освещении.
Светлые или серые, значительно светлее фона, объекты на первом этапе лучше фотографировать на фоне черного бархата. Фон должен быть нерезким и затененным. Хорошие результаты получаются, если одежда фотографируемого человека в темную полоску; иногда это бывает просто необходимо, так как при определенных условиях освещения и режимах обработ­ки пленки эффект Сабатье сопровождается так назы­ваемым эффектом образования контура, т. е. белой каймы по периметру первого изображения на негативе или черной каймы на позитивном отпечатке. Ширину образующегося контура можно целенаправленно изме­нять, используя это явление при изготовлении фото­графий методом псевдосоляризации, применяя частич­ный, полный, двойной, аддитивный частичный или аддитивный полный эффект Сабатье, а также при из­готовлении фотоотпечатков под стиль фотографики и фотобарельефа.
Существует зависимость между шириной контурной линии и режимом обработки негативной пленки. Если первый раз ее обрабатывать 6 —15 мин в стандартном или другом медленно работающем проявителе, белая линия по контуру первого изображения на негативе может быть довольно широкой. Проявление пленки до 1 мин в скоростном проявителе, наоборот, даст тон­кую контурную линию.
Участки эмульсии пленки с негативным первым изображением после проявления (без фиксирования!), промывания в проточной чистой воде и высушивания в полной темноте уже не будут чувствительными к све­ту при повторном экспонировании. Участки эмульсии негатива, на которые во время первого этапа съемки попала лишь проекция черного бархата как фона, частично потеряют свою чувствительность, но сохра­нят еще примерно 70—75 % общей первоначальной чувствительности. Таким образом, на втором этапе съемки кадр необходимо экспонировать обязательно с поправкой, т. е. выдержку увеличивать на 25 — 30 %. Наилучшие результаты дает метод вилки, или метод-ступенек. Допустим, что реальная чувстви­тельность пленки 130 ед. ГОСТа. Второй раз экспони­руем пленку как имеющую чувствительность 45, 65, 90 ед. ГОСТа. Обработав ее, сравниваем плотности изображений и по ним определяем, с какой оконча­тельной экспозицией снимать тот же кадр на втором этапе.
Предупреждаем фотолюбителей, которые в своей практике будут использовать метод Сабатье, что попыт­ка значительно утоньшить на негативе белый контур вокруг первого изображения неизбежно приведет к ос­лаблению этого эффекта. После второй экспозиции и второго проявления негатива фон будет просвечи­ваться через изображение объекта, полученного при первом экспонировании. Чтобы найти компромиссное решение — получить достаточно плотное первое изобра­жение, через которое не просвечивался бы фон, на втором этапе съемки рекомендуем сделать несколько выдержек при фотографировании второго сюжета как фона.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.