cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Макрофото. Микрофото. Стереофото » Микрофотография

Микрофотография

Съемка в масштабе свыше 20 : 1 счита­ется микрофотографированием; аппарат можно при­соединить практически к любому микроскопу. Механи­ческая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механиче­ская система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего ап­парат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и ис­точника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спу­скают при помощи тросика.
И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специ­альный переходной тубус — микрофотонасадку с пере­кидной призмой.Съемка в масштабе свыше 20 : 1 счита­ется микрофотографированием; аппарат можно при­соединить практически к любому микроскопу. Механи­ческая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механиче­ская система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего ап­парат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и ис­точника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спу­скают при помощи тросика.
И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специ­альный переходной тубус — микрофотонасадку с пере­кидной призмой.
Перекидную призму можно установить в одну из двух позиций. Сначала (при выборе кадра, композиции, крупности плана, установке равномерности освещения) поворотом призмы изображение объекта съемки направ­ляем в окуляр тубуса смотрового, вмонтированного в единый с призмой корпус. При помощи верньера (кремальеры) микроскопа фокусируем изображение, центруем пучок света, подбираем величину диафраг­мы конденсора, цвет и кратность светофильтра. Затем призму устанавливаем в другой позиции, из которой она направляет изображение объекта съемки на пленку, находящуюся за затвором фотоаппарата. Тубусы рас­считывают на рабочий отрезок конкретного фотоап­парата, иначе фокусирование невозможно. Именно это создает трудности при съемках дальномерными ап­паратами, поэтому наиболее практичны «зеркалки». Для них рабочий отрезок тубуса значения не имеет, и вообще не нужна перекидная призма. Роль последней играет пентапризма визирного устройства, дающая прямое или перевернутое изображение.
Выдержка может колебаться от 1/2000 до 1/50 с (если микрообъекты движутся быстро, а мы их снимаем при электронных вспышках) и до нескольких десятков минут   (люминесценция).   Экспозиция   определяется двумя методами:
а) встроенным экспонометром «зеркалки»;
б) высокочувствительными экспонометрами типа «Ленинград-10» или «Свердловск-4» через отверс­тие тубуса при отсоединенном фотоаппарате. Следует учитывать, что диаметр верхнего отверстия тубуса немного больше диаметра окошка светоприемника экс­понометра. Поэтому щель следует прикрывать салфет­кой из темного материала, а в помещении при этом вы­ключать посторонний свет. Если же экспонометров нет, надо прибегнуть к методу проб. Но это — крайний случай.
 
Оптико-механическая схема микрофотоустановки с дальномерным фотоаппаратом
 
Рис. 12. Оптико-механическая схема микрофотоустановки с дальномерным фотоаппаратом:
1 — источник освещения; 2 — предметное стекло с препаратом (предметом съемки); 3 — объектив микроскопа; 4 — корпус микроскопа; 5 — корпус окуляра микроскопа; 6 — линза окуляра микроскопа; 7 — корпус микрофотонасадки; 8 — призма поворотная; 9 — корпус визира; 10 — линза окуляра визира; 11 — изображение объекта, наблюдаемое в визире; 12 — корпус дальномерного фотоаппарата; 13 — изображение объекта микросъемки на светочувствительном слое кинофотопленки.
Оптико-механическая схема микроустановки
 
Рис. 13. Оптико-механическая схема микроустановки:
1 — источник электрического напряжения; 2 — стабилизатор; 3 — корпус осветителя; 4 — электролампа; 5— фокусирующая линза; 6     тепловой фильтр; 7 — зеркало микроскопа; 8 — цветной светофильтр; 9 — диафрагма конденсора; 10 — корпус конденсора; 11 - линза конденсора; 12 — предметное стекло с препаратом (объектом съемки), 13 - корпус объектива микроскопа; 14 — объектив микроскопа; 15 — корпус окуляра микроскопа; 16 — линза окуляра микроскопа; 17 — переходный тубус (микрофотонасадка); 18 - корпус фотоаппарата; 19 — катушка с кинофотопленкой; 20 — светочувствительный слой кинофотопленки; 21 — изображение объекта съемки.
 
Величину изображения предмета съемки на пленке можно изменять, подбирая длину переходных тубусов, переходные кольца разной высоты, объективы разных фокусных расстояний и кратности увеличения, а также изменяя расстояние между эмульсионным слоем фото­пленки в фотоаппарате и объективом микроскопа.
При описанном способе съемки изменение размера изображения зависит главным образом от кратности увеличения объектива микроскопа. Такая система позволяет добиться увеличения лишь в несколько сот раз. Однако ее преимуществом является обеспечение в люби­тельских условиях высокой резкости, правильной цвето­передачи, хорошего качества изображения на пленке. Другая система позволяет получить увеличения до 3500—4000 раз. От предыдущей она отличается необхо­димостью ставить еще и окуляр микроскопа, а фото­аппарат может быть как с объективом, так и без него. Другими словами, оптико-механическая система отве­чает схеме, по которой осуществляются визуальные наблюдения при иммерсионном методе. Вместо обычных можно использовать специальные фотографические окуляры, входящие в комплект современных микро­скопов. По такой схеме увеличение определяется умно­жением кратности объектива микроскопа на кратность окуляра. Естественно, с увеличением масштаба изобра­жения его яркость и четкость при фотографировании значительно ухудшаются (этого можно избежать, используя мощные источники освещения и увеличивая время экспонирования). К тому же снижается контраст­ность изображения, резкость негативов и слайдов, а цветовая гамма передается с заметными искажениями. Поэтому любителям на первых этапах освоения мас­терства рекомендуем ограничиться увеличением в 30 — 100 раз, при котором тоже можно получить интересные черно-белые и цветные микрофотографии.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.