cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Макрофото. Микрофото. Стереофото » Резкость изображения объекта при микрофотосъемке

Резкость изображения объекта при микрофотосъемке

Простейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкури­ровать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного зна­чения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.
Резкость изображения объекта в значительной мере зависит от свойств объектива микроскопа и масштаба изображения. У негативов, диапозитивов и фотокопий она обусловлена также разрешающей способностью пленок, их спектральной чувствительностью. При средних увеличениях довольно резкое изображение дают окуляры Гюйгенса и объективы-ахроматы. Хотя последние имеют некоторую ахроматическую аберра­цию, изображение на негативах выходит довольно резким, если снимать с зеленым (лучший вариант), желтым или оранжевым (худший вариант) светофильт­рами. Выбирая их, придерживаются такого простого правила: слабоокрашенный препарат снимают через фильтр, цвет которого является дополнительным по от­ношению к доминирующему цвету препарата. И, наобо­рот, если окраска препарата весьма плотная, надо ставить фильтр того же цвета, что и у объекта съемки. Это обеспечивает резкое, контрастное в деталях изобра­жение препарата на черно-белых негативных и диапози­тивных пленках. Из черно-белых следует снимать на «Фото-32», из цветных - на ЦНЛ-65, ДС-4, ЦО-32 Д, «Орвохром» UT-16 и UT-18, «Фомахром» IID 20. Цвет­ные пленки обрабатывают в составах, рекомендованных фирмами-изготовителями, а черно-белые негативные — в проявителях Д-76, Д-42, Д-41, Д-19, А-71. Эти прояви­тели хороши тем, что позволяют в зависимости от време­ни проявления при 20 °С получать негативы заданного контраста. Фотолюбители могут составить себе прояви­тели по приводимым ниже рецептам.

Д-41 («Кодак-41») — метолгидрохиноновый прояви­тель для достижения низкой и нормальной контраст­ности в микрофотографии:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 2
Сульфит натрия безводный, г 100
Гидрохинон, г 5
Бура кристаллическая, г 2
Бензотриазол (0,2 %-й раствор), мл 5
Вода до объема, мл 1000

Рабочая температура 20 °С. Время обработки пленки для    низкой    контрастности — 5,    для    нормальной (средней) — 6-7 мин.
Д-42 («Кодак-42») — метолгидрохиноновый прояви­тель для достижения высокой контрастности в микро­фотографии:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 2
Сульфит натрия безводный, г                      100
Гидрохинон, г 5
Бура кристаллическая, г 2
Сода безводная, г 5
Бензотриазол (0,2 %-й раствор), мл 10
Вода холодная до объема, мл 1000
 
Рабочая температура 20 °С. Для получения максималь­ной контрастности время проявления 5,5 — 6 мин.
Д-19 («Кодак-19») — метолгидрохиноновый прояви­тель для достижения высокой контрастности на кино­фотопленках, рентгено- и аэрофотопленках, техниче­ских пленках и пластинках:
 
Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 600
Метол, г 2,2
Сульфит натрия безводный, г 96
Гидрохинон, г 8,8
Сода кальцинированная безводная, г 48
Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 50
Вода холодная до объема, мл 1000

Рабочая температура 20 °С. Средняя продолжительность проявления 4—5 мин. Для получения нормального контраста этот раствор следует разбавить водой в со­отношении 1 : 4; в этом случае пленки следует обраба­тывать до 6 мин. Сохраняется полгода в налитом до пробки сосуде при содержании в темноте.
Освещая препараты «зайчиком», следует помнить, что перекидная призма разлагает солнечный свет на все цвета радуги, которые могут вызвать цветоискажения. Поэтому перед отражательным зеркалом нужно поста­вить тонкое матовое стекло, папиросную бумагу, кальку, тонкую целлофановую пленку или же поворотом зер­кала освещать препарат отраженным светом. Это дает возможность выбрать один из основных методов осве­щения объектов под микроскопом, т. е. снимать объект на светлом или темном поле.
На светлом поле (фоне) объект может напоминать силуэт, а на темном поле он ярко освещен. Возможны и разные промежуточные варианты освещения.
Фотографируя через объективы Х8, X10, X15 и X 20, препараты можно освещать не только снизу, напросвет, но и сбоку, чуть выше уровня расположения препарата, под углом примерно 10—15° к его поверхно­сти. Такое двойное освещение может создать или уси­лить впечатление объемности изображения на слайде или фотографий. Мощные объективы, например Х40, при­ближают к препарату почти вплотную, так что верхне­боковое освещение осуществить на практике трудно. Однако при объективе Х20 и окуляре X 15 получаем 300-кратное увеличение, чего вполне достаточно в большинстве случаев любительской микрофотографии.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.