cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Повышение светочувствитель­ности черно-белых кинофотопленок

Повышение светочувствитель­ности черно-белых кинофотопленок

Нередко фотолюбитель может оказаться в ситуации, когда сюжет интересный, однако черно-белая кино-фотопленка в аппарате слишком малой чувствитель­ности, естественное или искусственное, «подвернувшееся под руку», освещение крайне слабое, настолько, что даже не шевелится стрелка экспонометра (вечером или ночью, например падающий из окна или витрины свет и т. п.), что и останавливает сделать снимок. Фотографи­ровать все же нужно, соблюдая следующие рекомен­дации:
1) открыть полностью диафрагму;
2) поставить регулятор скорости затвора в зависимости от типа по­следнего на выдержку 1/10, 1/15, 1/20 или 1/30 с;
3) всем корпусом тела опереться о стену здания, столб, дерево или иную прочную основу;
4) локти прижать к своему телу, а фотоаппарат — ко лбу и щеке, что соз­даст дополнительную устойчивость;
5) плавно спустить затвор.
Для значительного повышения светочувствитель­ности черно-белых кинофотопленок, отснятых в неблаго­приятных условиях освещенности, американские спе­циалисты журнала «ЮЗС Камера» в 1966 г. предложи­ли обрабатывать их в модифицированном проявителе фирмы «Кодак» Д-76 такого состава:

А.     Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол (марки А), г 4
Сульфит натрия безводный, г 100
Гидрохинон, г 7,5
Бромистый калий, г 1
Вода холоднея до объема, мл 1000

Б.     Вода дистиллированная, мл 700
Кодальк (метаборат натрия), г 50
Вода холодная до объема, мл 1000
 
В темноте спираль с пленкой опускаем в раствор А и медленно вращаем в течение 3 мин, где она насыща­ется проявляющими веществами, затем, лишь дав рас­твору стечь (но без ополаскивания в воде!), переносим в раствор Б, где она допроявляется, тоже на 3 мин, так же вращая спираль. Температура обоих растворов должна быть одинаковой и может находиться в преде­лах от 18 до 30 °С.
Если в раствор А добавить фенидон (метилфеиидон) в количестве от 0,1 до 0,25 г, тогда активность прояви­теля значительно возрастает, а светочувствительность пленки существенно увеличивается. При этом, однако, температуру растворов следует выдерживать в грани­цах 20—22 °С. При более высокой температуре наблюда­ется заметное усиление вуали.
Специалисты рекомендуют перед ответственным проявлением предварительно обработать отрезок пленки такой же партии и номера эмульсии, чтобы установить ее реальную (т.е. уже повышенную, форсированную) светочувствительность и при необходимости вводить в экспозицию поправки при дальнейших съемках.
Этот проявитель позволяет «вытянуть» негатив, получить на нем изображение и напечатать снимки. При этом, однако, приходится жертвовать качеством изо­бражения: оно будет с заметной зернистостью. В двух отдельных растворах проявитель долго сохраняется, в нем можно обработать двенадцать пленок.
При отсутствии кодалька его можно получить в любительских условиях. Готовят два раствѴра. Для раствора А берут 160 мл дистиллированной воды и растворяют в ней 76 г буры (тетраборнокислого натрия). Для составления раствора Б берут 16 г гидрата оксида (гидрооксида) натрия и 10 мл дистиллирован­ной воды. При температуре 20 °С оба раствора сливают в сосуд, тщательно перемешивают и добавляют к нему 20 мл воды. В результате получается 20 %-й раствор метабората натрия.
В водяной бане на маленьком огне воду выпаривают, и остается сухое вещество в устойчивом состоянии. Его растирают в порошок, который хранят в стеклянной банке с плотно притертой крышкой. Кодальк пред­ставляет собой белый кристаллический порошок, легко растворимый в воде. При 20 °С можно приготовить 30 %-й раствор. В малых концентрациях раствор пока­зывает слабощелочную реакцию, примерно такую же, как бура (натрий тетраборнокислый). Однако при боль­ших концентрациях щелочность раствора быстро воз­растает, и рН достигает 10, что важно для быстро и контрастно работающих проявителей.
Кодальк можно приготовить самому и по другому способу. В литровую банку (удобно пользоваться колбой Эрленмейера) наливают 400 мл дистиллированной воды и добавляют 41,49 г буры. Жидкость без взбалтывания помешивают до полного растворения буры. Затем добав­ляют 8,70 г плавленого едкого натрия. По введении щелочи жидкость перемешивают круговым движением сосуда. После полного растворения едкого натрия объем смеси доводят до 1 л дистиллированной водой.
В 1 л раствора содержится 60 г кодалька, т. е. 6 г в 100 мл. Раствор следует хранить в плотно закупорен­ной банке в темноте.
Напоминаем: едкий натрий ядовит! Работать с ним следует в резиновых медицинских перчатках и оберегать глаза и кожу от попадания его брызг.
При самостоятельном составлении проявителей по­вышенной выносливости, продуктивности, способных заметно повышать светочувствительность кинофото­пленок, фотолюбители нередко вводят в них фенидон или метилфенидон.
Доктор технических наук В. Шеберстов и кандидат технических наук В. Абриталин исследовали действие фенидона с черно-белыми проявляющими веществами: адуролом, амидолом, гидрохиноном, глицином, метолом, парааминофенолом, парафенилендиамином, пирогал­лолом, пирокатехином. Было установлено, что фенидон (метилфенидон) практически не активирует такие ве­щества, как амидол, метол, парааминофенол, парафени-лендиамин. Более того, при добавлении фенидона (ме­тилфенидона) в проявители с амидолом и парафени-лендиамином имеет место уменьшение светочувстви­тельности кинофотоматериалов, т. е. реактивация на­званных проявляющих веществ.
Наиболее сильно фенидон (метилфенидон) активи­руют такие проявляющие вещества, как гидрохинон, глицин и пирокатехин, и в меньшей степени — адурол и пирогаллол. Для фенидонгидрохиноповых проявителей оптимальное количество фенидона (метилфенидона) составляет 0,2—0,8 г/л; для фенидонглициновых и фе-нидонпирокатехиновых — 0,1—0,2 г/л.
В проявители с одним проявляющим веществом, таким как метол, амидол, парааминофенол и парафени-лендиамин, добавлять фенидон (метилфенидон) нера­ционально. Если же в проявителе присутствуют два проявляющих вещества, например метол и гидрохи­нон или метол и глицин, то добавление фенидона (ме-тилфенидона) вызовет активизацию в первом случае гидрохинона (в результате чего проявитель будет работать быстрее, станет больше проявлять пленок, но и повышать контрастность изображения); во втором случае более активно будет работать глицин, в результате чего негативы будут мягче, чище, сочнее и с большим ко­личеством выявленных деталей при заметном ускорении процесса проявления.
Хорошо зарекомендовал себя фенидонглициновый концентрированный проявитель, в котором можно по­высить светочувствительность отснятой пленки в 8— 10 раз. Его состав следующий:
 
Вода дистиллированная (25—35 °С), мл 100
Сульфит натрия безводный, г 10
Фенидон (метилфенидон), г 0,5
Поташ, г 30
Глицин, г 3
Вода охлажденная до объема, мл 150

Для приготовления рабочего раствора берут 10 мл кон­центрата и вливают его в 500 мл дистиллированной воды. Пленки «Фото-32» обрабатывают от 12 до 15 мин. Для сильного выравнивания контрастов берут 5 мл концент­рата и разводят его в 500 мл воды. Время обработки пленки удлиняется до 18—20 мин.
После проявления пленку необходимо промыть в проточной воде в первом случае 5 мин, а во втором — 3 мин. Температура рабочего раствора лежит в пределах 20—22 °С. Использованный разбавленный раствор исто­щается, и его следует вылить. Реальную чувствитель­ность пленки «Фото-32» удается повысить до 350 ГОСТ/ИСО. Негативы получаются невысокой плотности с хорошей проработкой в светах и тенях, с большим количеством деталей, что удобно для больших увели­чений. Сохранность концентрированного проявителя высокая.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.