cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнца

Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнца

С наступлением сумерек предметы и пространство постепенно утрачивают объемность, пейзаж становится как бы плоским, преобладают кон­туры. Фотографируя в западном направлении, экспози­цию определяют по небу над линией горизонта. Объективы лучше применять с многослойным покрытием линз типа МС, поскольку они противоореольны и дают, особенно на цветных пленках, четкое изображение.
Если по замыслу в кадре должно быть заходящее Солнце, а пленка в аппарате черно-белая, желательно снимать через широкоугольный объектив (благодаря ему значительно уменьшаются размер солнечного диска и интенсивность его лучей) и выбирать такой момент, когда Солнце частично прикрыто полоской облаков. На цветную пленку можно снимать через любой объектив. Чем длиннее фокус объектива, тем крупнее солнечный диск. Цветовая температура заходящего Солнца состав­ляет 3500 К, а освещенных им облаков — примерно 2300—2400 К. Следовательно, фотографировать нужно на пленках типа Л или негативных «универсальных». Можно использовать также тип Д, но тогда изображение будет перенасыщено теплыми тонами. Из табл. 6 видно, что корректировать цветопередачу можно с помощью компенсационного фильтра «Голубой К-28».
Наблюдательный фотограф, безусловно, обратил вни­мание на то, что диск заходящего Солнца бывает и раз­ных размеров, и различной окраски: ослепительно бе­лый, оранжевый, кроваво-красный; его цвет определя­ется степенью загрязненности атмосферы, наличием в ней серы и других элементов. Поэтому нередко эф­фектные по цветовой гамме снимки можно получить и на пленке типа Д.
Экспозицию (если в кадре есть солнечный диск) можно определять двумя способами: а) по солнечному диску; б) рядом с ним. Нередко фотолюбители задают
вопрос: «Какая экспозиция правильная?» Единственно правильной просто нет. Следует экспериментировать, и это приведет к разным результатам, к разным инте­ресным эффектам. Из них что-то понравится нам, а что-то — кому-то другому. Чем больше недодержка на обращаемой пленке, тем сочнее фиолетовое небо и багро­вое Солнце; при сильной передержке тона неба блекнут, передний план становится светлее, синие тона — беле­сыми, багровый цвет — бледно-розовым и т.п. Это ви­зуально непривлекательно. Опыт подсказывает: если сюжет интересный, пленку жалеть не стоит, лучше сделать пять-шесть кадров при  разной экспозиции.
При съемке сюжетов с Солнцем в кадре ореолы боль­ше всех других дают «зумы» — объективы с переменным фокусным расстоянием: «Рубин-1» (2,8/37-80 мм) и «Гранит-11» (4,5/80-200 мм). Для уменьшения ореолов на слайдах нужно избегать передержки и диафрагми­ровать не менее чем до отметки 11. Если же мы хотим получить сильный ореол, то надо полностью открыть диафрагму и дать опять-таки несколько разных выдер­жек — более длинных, чем показывает экспонометр. Получим сильное сияние и ореол.
Вечерняя съемка сюжетов на ярко освещенных про­спектах и широких улицах, площадях крупных городов, например на Красной площади, Калининском проспекте (Москва), Невском проспекте (Ленинград), площади Октябрьской революции, Крещатике (Киев), возможна с выдержкой 1 /20 — 1/30 с при диафрагме 2 или 2,8 на черно-белые и цветные пленки чувствительностью 130-250 ед. ГОСТа.
Интересные кадры получаются при съемке с высоты (балконов гостиниц, смотровых площадок, «чертова колеса»), где в кадр попадает хорошо освещенная часть городского пейзажа. При этом можно использовать искусственную подсветку памятников, зданий, фонта­нов, зеленых насаждений, свет фар транспортных средств.
Вечерние и ночные сюжеты значительно выигрывают, если их фотографировать во время или после дождя, в снегопад, после тумана. Влажные поверхности отра­жают свет фонарей, который высвечивает теневые участ­ки; значительно обогащается тональная гамма снимков. Этот эффект усиливается праздничной иллюминацией. Снимать можно на пленках типа Д и Л чувствитель­ностью 45 — 130 ед. ГОСТа при диафрагмах 2 — 5,6, вы­держка может колебаться в зависимости от яркости освещения в пределах от 1/20 с до нескольких десятков секунд, напомним, с учетом эффекта Шварцшильда.
Фейерверки и салюты снимаем со штатива при диа­фрагме 5,6 — 8. Выдержка зависит от желаемого эф­фекта. Чтобы зафиксировать дымный след ракет от старта и до падения, россыпь красочных огней, достаточ­но 10 — 15 с. Если фотографировать при выдержке 1 /20— 1/15 с, то получим изображения точек разного цвета. Оптимальной может быть выдержка примерно 3—5 с. Тип пленок: «универсальная», Д и Л.
Человек в кадре всегда обогащает содержание снимка. При слабом освещении проходящие мимо объек­тива люди (при длительных выдержках) на пленке не зафиксируются; чтобы их запечатлеть, нужно воспользо­ваться электронной вспышкой мощностью 70—100 Дж, а для фона выдержку давать длительную.
В туристических походах можно делать интересные снимки возле костров. Фигуры людей на фоне огня выйдут силуэтами; если снимать под углом 30—45° при экспозиции 5—7 с, получаем и контуры и хорошо про­работанные лица, одежду, окружающую обстановку. У костра нужно снимать на пленку типа Л или «универ­сальную» чувствительностью 65—130 ед. ГОСТа. Опти­мальные диафрагменные числа 5,6—8.
Вечерняя и ночная съемки возможны и при свете Луны. Она придает ландшафту своеобразное романтиче­ское освещение. То, что мы фотографируем днем на пленку 65 ед. ГОСТа при выдержке 1/125 с и диафраг­ме 8, трансформируется в 1000 с, или 16 мин. В зависи­мости от высоты над линией горизонта, чистоты атмо­сферы, фаз лунный диск отражает поляризованный свет Солнца, равный 1/100 000—1/400 000 его оригинальной интенсивности. Если воздух загрязнен (дым, дымка, смог, туман и т. п.), то выдержку для ландшафта нужно удлинить до 30 мин; если воздух кристально чистый, то при полной Луне выдержка может быть сокращена до 7—8 мин. Пленку можно взять черно-белую, а из цветных — негативную «универсальную» или типа Д чувствительностью 45—250 ед. ГОСТа.
За каждые 2 мин Луна перемещается на величину своего диаметра; вместе с ней движутся и тени от нее; облака и тени в кадре получаются размытыми. Создается впечатление, что фотография сделана хмурым, пасмур­ным днем. Ощущение ночи, однако, можно усилить, введя в кадр зажженные уличные фонари, освещенные окна домов и т. п. В течение месяца бывает пять ночей с полной и почти полной Луной.
Луну лучше снимать объективами с фокусным рас­стоянием 250—300 мм, при диафрагме 5,6—8, выдержке 1/60—1/125 с. Пленку используют черно-белую, цвет­ную негативную «универсальную», обращаемую Д чувствительностью 65 ед. ГОСТа.
Приятное впечатление производит сюжет с Луной, висящей низко над линией горизонта (кадр вертикаль­ный), от которой в направлении аппарата стелется по воде светлая дорожка. Для съемки желательно выбрать такое время после заката Солнца, когда Луна уже взо­шла, а сумеречное освещение еще довольно сильное. Если выдержка будет слишком длительной (более 2 с), то диск Луны получится размазанным, лишенным деталей и будет выглядеть просто белым пятном. Как максималь­но увеличить диск Луны на фотографии или слайде (ландшафт и Луна отсняты в разное время и в разных местах), мы расскажем в разделе «Фотомонтаж».
Практика подсказывает, что во время съемок вечером и ночью для сильно удаленных объектов выдержка должна быть более длительной, чем для расположенных близко. На величину выдержки влияет не только рас­стояние между аппаратом и предметом съемки, но и расстояние между предметом и источником, его освеща­ющим. Довольно эффектно выглядят снимки, сделанные в бликующем и контражурном освещении, когда тени от предметов падают в сторону аппарата под углом 30 — 60° по отношению к оптической оси объектива.
Фотографии с «ночным» эффектом можно снять и днем против Солнца так, чтобы его лучи не попадали в объектив, через оранжевый светофильтр 0 —2,8х или красные К-5,6Х и К-8х на черно-белой пленке с двух­кратной недодержкой. В процессе позитивной печати под фотоувеличителем на черно-белой бумаге «ночной» эффект (съемка производилась днем) можно значитель­но усилить, если давать выдержку по светлым участкам; темные участки при этом «запечатаются».
«Ночного» эффекта можно достичь, фотографируя днем на цветных негативных и обращаемых кинофото­пленках ЦО-32 Д, ЦО-65 Д, «Фомахром» IID20, «Орво­хром» UT-16, UT-18, UT-21 с выдержкой 1/60-1/125 с при уменьшенной экспозиции за счет прикрытия диафрагмы на два деления по сравнению с показаниями экспонометра. Проявлять цветные пленки нужно по прилагаемым к ним инструкциям.
Технику ночной съемки движущихся по суше и воде с зажженными фарами транспортных средств (прием «смазки огней») мы детально рассмотрим в разделе «Приемы многократного экспонирования». Там же познакомимся с методами фотографирования молний во время грозы ночью и другими случаями фотографиро­вания с длительными выдержками.
Утренняя фотосъемка мало чем отличается от вечер­ней. В вечернюю пору освещенность постепенно умень­шается, а в утреннюю с такой же скоростью увеличива­ется. От вечера к ночи цветовая температура неба уменьшается, от ночи к утру — возрастает, составляя, однако, и для вечерних и для утренних сумерек пример­но 2000 К.
Цветовая температура восходящего и закатного Солнца над линией горизонта достигает примерно 3500—3600 К; освещенного неба вблизи солнечного диска, как и вечером,— примерно 2300—2400 К. Утром и вечером применяются одни и те же режимы съемки. Для цветовой корректировки используются одинако­вые фильтры. В разные поры года, в разных местностях, на разных широтах красивее бывают то восходы, то, напротив, закаты. Цветовая палитра изменяется очень быстро. Поэтому к их съемке нужно готовиться заранее, успех во многом зависит от расторопности фотографа-любителя. Весьма легко можно «прозевать» интересный момент. Еще одно: лучше лишний раз нажать на спуско­вую кнопку, чем не нажать ни разу. То, что мы иной раз видим, не повторяется больше никогда.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.