cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Печать фотографий на различных поверхностях

Цианотипия

Английский физик и астроном Дж. Гершель в 1842 г. создал светочувствительную ферропрус-сиатную, или цианотипную, бумагу на основе солей железа. Под действием света соль аммиачного лимонно­кислого железа переходит в соль закиси железа, а с красной кровяной солью образует турнбулеву соль (синь). Она не растворима ни в воде, ни в кислотах, стойка на свету. Один из рецептов Гершеля состоит из двух частей (А и Б):
 
А. Вода кипяченая, мл 100
Аммиачное лимоннокислое железо, г 38
 
Б. Вода кипяченая, мл 100
Железосинеродистый калий, г 28

Печать на бумаге и картоне

Сначала подбираем или изготавливаем негатив черно-белый, желательно крупного (13Х 18 или 24Х 36 см) формата, повышенной контрастности, средней плотности. Поверхность бумаги (картона) может быть гладкой, пористой, структурной, тисненой, матовой или глянцевой. Лучше брать материал с белым цветом поверхности. Перед печатью нужно приготовить светочувствительный раствор, нанести его на бумагу, высушить, а затем уже печатать изображение.

Ярко-красный тон изображения

Растворяем пше­ничную или картофельную муку в воде, завариваем редкий крахмальный клейстер; постоянно его помеши­вая, медленно добавляем растертый в порошок кармин но рецепту:

Вода, мл 200
Крахмал, г 10
Кармин, г 10

Когда кармин растворится, смесь процеживаем через несколько слоев марли, а затем широкой кистью ровным слоем наносим ее на поверхность бумаги; второй слой накладываем поперек первого. Сушим бумагу при днев­ном освещении. Срок ее хранения практически не ограничен.

Сепия, желтый, черно-фиолетовый тона изображе­ния

При слабом желтом неактиничном освещении гото­вим чувствительный к свету раствор:
Вода дистиллированная, мл 200
Кислота лимонная, г 18
Серебро азотнокислое, г 15

Хранить его нужно в закрытом сосуде из темного корич­невого стекла в темноте; на свету и под действием кислорода воздуха этот раствор за несколько часов теря­ет свои свойства, а покрытая им бумага — через несколь­ко суток. Поэтому «очувствлять» бумагу нужно за сутки до дня печати при неактиничном свете. Сушат бумагу в темноте. Длительность выдержки около 30 мин. После экспонирования бумагу промывают в чистой воде при­мерно 1 ч, чтобы вывести из нее всю кислоту. Хорошие результаты дает нейтрализация кислоты в течение 3 мин в таком растворе:

Вода холодная, мл 200
Углекислый натрий, г 1

Синий, серо-синий, голубой и зеленый тона изобра­жения

При неактиничном свете готовим два раствора:

А. Вода дистиллированная, мл 200
Железосинеродистый калий (красная кровяная соль), г 20

Б. Вода дистиллированная, мл 200
Аммиачное лимоннокислое железо, г 45

Перед употреблением оба раствора в пропорции 1 : 1 смешиваем, вливая А в Б. Полученная смесь чувстви­тельна к свету. При неактиничном освещении широкой мягкой кистью быстро наносим ее на бумагу ровными мазками вдоль и поперек. Сушим в темноте, оберегая от пыли. Печатаем негатив на ярком солнце, как описа­но выше, до тех пор, пока на белом или желтоватом фоне полутона не станут синими. Темные места позитивного изображения должны приобрести фиолетовый оттенок. Контролировать насыщенность изображения можно визуально, отгибая уголок негатива. В среднем выдерж­ка продолжается от 10 до 20 мин.

Печать на тканях

Негатив подбираем среднего или крупного формата, прозрачный в светлых местах и с по­вышенной контрастностью, поскольку изображение на тканях получается мягче, чем на бумаге. Черными масками можно выделять сюжетно важные места изо­бражения, используя фактуру материала как фон. Печатать можно на впитывающих водные растворы материалах: хлопке, льне, натуральном шелке, предварительно нанеся на них светочувствительный слой эмульсии. Чтобы изображение было четким, следует выбирать материал светлых оттенков. Ткани должны быть новы­ми, перед обработкой выстиранными, промытыми в чистой воде и высушенными. При неактиничном освеще­нии готовим следующие растворы:

Л. Вода дистиллированная, мл 500
Красная кровяная соль, г 100
Б. Вода дистиллированная, мл 500
Аммиачное лимоннокислое железо, г 130

Печать фотографического изображения на дереве

Для этого вида печати используют мягкие породы де­рева: осину, ольху, липу, орех и т. п. Поверхность дерева должна быть гладкой, сухой, чистой. Сначала готовим раствор:
 
Вода, мл 200
Желатин, г 3,5
Белое мыло, г 3,5

Когда в холодной воде желатин постепенно набухнет, его растворяют, поместив сосуд с водой и желатином в водяную баню. Медленно помешивая, его маленькими порциями вливают в раствор белого мыла. К этой смеси добавляют 6,5 г сухих цинковых белил (оксид цинка), размешивают ее, фильтруют и тонким слоем наносят на гладкую поверхность дерева, одновременно втирая щет­кой с густым и коротким ворсом. Когда слой этой грун­товки подсохнет, на него широким флейцем наносят еще один слой, приготовленный по такому рецепту:

Вода, мл 100
Белок яичный, г 90
Хлористый аммоний; г 5
Лимонная кислота, г 2

Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волокон

Фотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальо­нов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, по­этому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке.
Печать на металлах и сплавах. Технические и худо­жественные гравюры обычно выполняют из нержаве­ющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щело­чи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы.

Печать на стекле

На поверхности стеклянных изде­лий фотоизображения создают и закрепляют двумя ос­новными методами: обжигом в муфельной печи и хими­ческим травлением. Мы предлагаем второй метод.
Как и при печати на металлах, оригинальное изо­бражение, полученное на фотобумаге, из полутонового нужно перевести в штриховое. Оно должно быть повы­шенной контрастности, а светлые части — чистыми. Го­товим эмульсию следующего состава:

Вода кипяченая, мл 500
Декстрин, г 20
Патока, г 13,5
Двухромовокислый калий, г 6

Печать на пластмассах

На органическом стекле, цел­лулоиде, других пластмассовых материалах, за исключе­нием фторопластов, можно создать и закрепить фото­изображение. Поверхность должна быть чистой и без изъянов. Необходимо приготовить раствор следующего состава:

Вода кипяченая, мл 300
Белок яичный, мл 30
Двухромовокислый аммоний, г 3

Для защиты от микробов в него добавляем две капли карболовой кислоты, тщательно перемешиваем, затем даем ему отстояться, процеживаем и по каплям добав­ляем нашатырный спирт, пока оранжевый цвет раствора не станет светло-желтым. Готовой эмульсией поливаем поверхность пластмассы при неактиничном свете, а за­тем сушим в темноте, оберегая от пыли.

Печать на тканях из синтетических волокон

Синте­тические ткани, не имеющие в своем составе льна, хлоп­ка, бумаги, практически являются тоже пластмассами. Поэтому методика печати на них фотоизображений мало чем отличается от описанной выше, т.е. это печать не на впитывающих в себя водные растворы поверхностях.
Выбранный участок ткани очерчиваем простым ка­рандашом и матируем самой мелкой наждачной бумагой, промываем в проточной воде. Готовим такой раствор:

Вода кипяченая (30—35 °С), мл 300
Глюкоза, г 45
Двухромовокислый аммоний, г 5
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.