Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Печать фотографий на различных поверхностяхЦианотипияАнглийский физик и астроном Дж. Гершель в 1842 г. создал светочувствительную ферропрус-сиатную, или цианотипную, бумагу на основе солей железа. Под действием света соль аммиачного лимоннокислого железа переходит в соль закиси железа, а с красной кровяной солью образует турнбулеву соль (синь). Она не растворима ни в воде, ни в кислотах, стойка на свету. Один из рецептов Гершеля состоит из двух частей (А и Б):
А. Вода кипяченая, мл 100
Аммиачное лимоннокислое железо, г 38 Б. Вода кипяченая, мл 100
Железосинеродистый калий, г 28 Печать на бумаге и картонеСначала подбираем или изготавливаем негатив черно-белый, желательно крупного (13Х 18 или 24Х 36 см) формата, повышенной контрастности, средней плотности. Поверхность бумаги (картона) может быть гладкой, пористой, структурной, тисненой, матовой или глянцевой. Лучше брать материал с белым цветом поверхности. Перед печатью нужно приготовить светочувствительный раствор, нанести его на бумагу, высушить, а затем уже печатать изображение. Ярко-красный тон изображенияРастворяем пшеничную или картофельную муку в воде, завариваем редкий крахмальный клейстер; постоянно его помешивая, медленно добавляем растертый в порошок кармин но рецепту:
Вода, мл 200 Крахмал, г 10 Кармин, г 10 Когда кармин растворится, смесь процеживаем через несколько слоев марли, а затем широкой кистью ровным слоем наносим ее на поверхность бумаги; второй слой накладываем поперек первого. Сушим бумагу при дневном освещении. Срок ее хранения практически не ограничен. Сепия, желтый, черно-фиолетовый тона изображенияПри слабом желтом неактиничном освещении готовим чувствительный к свету раствор:
Вода дистиллированная, мл 200 Кислота лимонная, г 18 Серебро азотнокислое, г 15 Хранить его нужно в закрытом сосуде из темного коричневого стекла в темноте; на свету и под действием кислорода воздуха этот раствор за несколько часов теряет свои свойства, а покрытая им бумага — через несколько суток. Поэтому «очувствлять» бумагу нужно за сутки до дня печати при неактиничном свете. Сушат бумагу в темноте. Длительность выдержки около 30 мин. После экспонирования бумагу промывают в чистой воде примерно 1 ч, чтобы вывести из нее всю кислоту. Хорошие результаты дает нейтрализация кислоты в течение 3 мин в таком растворе: Вода холодная, мл 200 Углекислый натрий, г 1 Синий, серо-синий, голубой и зеленый тона изображенияПри неактиничном свете готовим два раствора:
А. Вода дистиллированная, мл 200 Железосинеродистый калий (красная кровяная соль), г 20 Б. Вода дистиллированная, мл 200 Аммиачное лимоннокислое железо, г 45 Перед употреблением оба раствора в пропорции 1 : 1 смешиваем, вливая А в Б. Полученная смесь чувствительна к свету. При неактиничном освещении широкой мягкой кистью быстро наносим ее на бумагу ровными мазками вдоль и поперек. Сушим в темноте, оберегая от пыли. Печатаем негатив на ярком солнце, как описано выше, до тех пор, пока на белом или желтоватом фоне полутона не станут синими. Темные места позитивного изображения должны приобрести фиолетовый оттенок. Контролировать насыщенность изображения можно визуально, отгибая уголок негатива. В среднем выдержка продолжается от 10 до 20 мин. Печать на тканяхНегатив подбираем среднего или крупного формата, прозрачный в светлых местах и с повышенной контрастностью, поскольку изображение на тканях получается мягче, чем на бумаге. Черными масками можно выделять сюжетно важные места изображения, используя фактуру материала как фон. Печатать можно на впитывающих водные растворы материалах: хлопке, льне, натуральном шелке, предварительно нанеся на них светочувствительный слой эмульсии. Чтобы изображение было четким, следует выбирать материал светлых оттенков. Ткани должны быть новыми, перед обработкой выстиранными, промытыми в чистой воде и высушенными. При неактиничном освещении готовим следующие растворы:
Л. Вода дистиллированная, мл 500 Красная кровяная соль, г 100 Б. Вода дистиллированная, мл 500 Аммиачное лимоннокислое железо, г 130 Печать фотографического изображения на деревеДля этого вида печати используют мягкие породы дерева: осину, ольху, липу, орех и т. п. Поверхность дерева должна быть гладкой, сухой, чистой. Сначала готовим раствор:
Вода, мл 200
Желатин, г 3,5 Белое мыло, г 3,5 Когда в холодной воде желатин постепенно набухнет, его растворяют, поместив сосуд с водой и желатином в водяную баню. Медленно помешивая, его маленькими порциями вливают в раствор белого мыла. К этой смеси добавляют 6,5 г сухих цинковых белил (оксид цинка), размешивают ее, фильтруют и тонким слоем наносят на гладкую поверхность дерева, одновременно втирая щеткой с густым и коротким ворсом. Когда слой этой грунтовки подсохнет, на него широким флейцем наносят еще один слой, приготовленный по такому рецепту: Вода, мл 100 Белок яичный, г 90 Хлористый аммоний; г 5 Лимонная кислота, г 2 Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волоконФотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальонов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, поэтому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке. Печать на металлах и сплавах. Технические и художественные гравюры обычно выполняют из нержавеющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щелочи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы. Печать на стеклеНа поверхности стеклянных изделий фотоизображения создают и закрепляют двумя основными методами: обжигом в муфельной печи и химическим травлением. Мы предлагаем второй метод.
Как и при печати на металлах, оригинальное изображение, полученное на фотобумаге, из полутонового нужно перевести в штриховое. Оно должно быть повышенной контрастности, а светлые части — чистыми. Готовим эмульсию следующего состава: Вода кипяченая, мл 500 Декстрин, г 20 Патока, г 13,5 Двухромовокислый калий, г 6 Печать на пластмассахНа органическом стекле, целлулоиде, других пластмассовых материалах, за исключением фторопластов, можно создать и закрепить фотоизображение. Поверхность должна быть чистой и без изъянов. Необходимо приготовить раствор следующего состава:
Вода кипяченая, мл 300 Белок яичный, мл 30 Двухромовокислый аммоний, г 3
Для защиты от микробов в него добавляем две капли карболовой кислоты, тщательно перемешиваем, затем даем ему отстояться, процеживаем и по каплям добавляем нашатырный спирт, пока оранжевый цвет раствора не станет светло-желтым. Готовой эмульсией поливаем поверхность пластмассы при неактиничном свете, а затем сушим в темноте, оберегая от пыли. Печать на тканях из синтетических волоконСинтетические ткани, не имеющие в своем составе льна, хлопка, бумаги, практически являются тоже пластмассами. Поэтому методика печати на них фотоизображений мало чем отличается от описанной выше, т.е. это печать не на впитывающих в себя водные растворы поверхностях.
Выбранный участок ткани очерчиваем простым карандашом и матируем самой мелкой наждачной бумагой, промываем в проточной воде. Готовим такой раствор: Вода кипяченая (30—35 °С), мл 300 Глюкоза, г 45 Двухромовокислый аммоний, г 5 |
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |