cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Печать фотографий на различных поверхностях » Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волокон

Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волокон

Фотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальо­нов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, по­этому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке.
Печать на металлах и сплавах. Технические и худо­жественные гравюры обычно выполняют из нержаве­ющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щело­чи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы.
Фотографическое изображение (рисунок, чертеж, пейзаж и т. п.) прежде всего необходимо перевести из полутонового в штриховое. Для того чтобы рисунок имел резко выраженные штрихи, его делают черной тушью на белой бумаге с матовой поверхностью — ват­мане или полуватмане. Фотоизображение печатают на матовой фотобумаге, отпечаток обрабатывают в прояви­теле, закрепителе, сушат, затем контуры изображения обводят тушью «Колибри» или «Кальмар» (несмыва­емые сорта). После высыхания туши все фотоизобра­жение отбеливают (кроме «обтяжки») и ослабляют в растворе следующего состава:
 
А. Вода кипяченая (20— 30 °С), мл 100
Красная кровяная соль, г 10
Б. Вода кипяченая (60—70 °С), мл 100
Гипосульфит, г 10

Смесь растворов А и Б берут в пропорции 1 : 10. Так как состав быстро портится, его готовят непосредственно перед употреблением. Оптимальная температура отбели­вателя 20 °С. Качество отбеливателя контролируют визу­ально — до полного исчезновения липших деталей изобра­жения, когда на фотобумаге останутся лишь обведенные тушью контуры. Затем это изображение перефотогра­фируют и получают обычный негатив или, если нужно получить «высокий» рисунок (при глубоком травлении), диапозитив. Обрабатывать фотопленку следует в контра­стном проявителе.
Качество изображения в значительной мере зависит от обработки поверхности металла. Поэтому выбранные по размеру пластинки толщиной 3—5 мм нужно тща­тельно отполировать, очистить от жира смесью нашатыр­ного спирта с зубным порошком. Затем пластину про­мывают и «очувствляют» к свету в смеси такого состава:
 
Яичный белок, г 100
Двухромовокислый аммоний, г 13
Нашатырный спирт, мл 15
Вода кипяченая (18-20 °С), мл 1000

Белки семи куриных яиц взбивают до белой пены, отстаивают. Слитый осадок растворяют в 50 мл кипяче­ной воды. В оставшейся части (950 мл) растворяют порошок двухромовокислого аммония. Первый раствор вливают во второй и тщательно перемешивают, затем смесь не менее 20 ч отстаивается, после чего в нее по каплям вливают нашатырный спирт до тех пор, пока цвет смеси из оранжево-красного не станет светло-жел­тым. Для консервации (защиты от микробов) в смесь добавляют пять капель карболовой кислоты, а затем фильтруют. Так как светочувствительная эмульсия должна прочно держаться на поверхности металла, последнюю предварительно следует матировать в раст­воре следующего состава:
 
Вода кипяченая, мл 100
Насыщенный раствор калиевых квасцов, мл 10
Азотная кислота, мл 1,5
 
После этого пластинку 15 мин промывают в проточной воде. На влажную пластинку наносят три слоя свето­чувствительной эмульсии при неактиничном свете.
«Бутерброд» из негатива, пластинки, защитного стекла, маски составляют по описанной выше методике и экспонируют под яркими лучами Солнца или кино­фотолампы мощностью 500—1000 Вт соответственно 3—5 и 12 — 15 мин. Экспонирование следует прекращать, как только на пластинке появится слабое позитивное изображение.
При неактиничном лабораторном освещении на ме­таллическую пластинку резиновым валиком или раке­лем наносят тонкий слой черной типографской краски, разбавленной скипидаром, которая после закатывания становится темно-серой. Затем пластинку опускают в ванночку с водой комнатной температуры, где проис­ходит «проявление» экспонированной эмульсии, т. е. растворение незадубленных участков светочувствитель­ного слоя. После этой операции на пластинке остается четкий графический рисунок (схема, надпись или текстура) черного цвета. Пластинку осторожно промы­вают в проточной воде, капли влаги снимают промока­тельной бумагой, эмульсионный слой с изображением просушивают под вентилятором. Рисунок может легко сойти с металла, если во время экспонирования была сильная недодержка, и, наоборот, плохо сходит при пере­держке. Высушенную пластинку перед травлением необходимо покрыть защитным слоем желтого воска, канифоли или природного асфальта. Лучше всего, по­жалуй, растереть канифоль в пудру, добавить 20 % (по массе) талька, размешать и этой смесью запудрить метал­лическую пластинку. Лишнюю пудру со светлых мест изображения надо снять мягкой кисточкой. Перед трав­лением запудренную пластинку для усиления защит­ного слоя подогревают на электроплитке до такого состоя­ния, чтобы пудра вплавилась в слой типографской краски. Обратную сторону пластинки и торцы покрывают воском.
Травят пластинку азотной или соляной кислотами, а также 40%-м раствором хлорного железа. Для глубоко­го травления изображение репродуцируют через диапо­зитив. Сначала пластинку прополаскивают в воде, а за­тем — в 40%-м растворе хлорного железа. Последний через 7 мин начинает темнеть, и процесс травления за­медляется. Пластинку нужно пинцетом вынуть, про­мыть в воде и обработать в растворе такого состава:
 
Вода, мл 1000
Двухромовокислый калий, г 100
Серная кислота, мл 100
 
В результате бурый налет, образовавшийся при трав­лении, растворяется. Потом пластинку нужно снова опустить в такой же, но свежий раствор и выдерживать до тех пор, пока изображение не вытравится до необхо­димой глубины. Контроль визуальный, лишние слои краски и воска легко снимаются керосином. Изображе­ние на меди можно почернить, опустив в азотную кислоту на 2 мин. Вынув ее оттуда, отбеливать не нужно, а только подогреть до температуры 100 °С. Серебрят медь и латунь смесью мела и отработавшего фиксажа, в кото­рую на 500 мл объема добавляют 7 мл аммиака. Для чернения алюминия употребляют следующий состав:

Вода, мл 1000
Азотная кислота (удельная масса 1,35), мл 5 Азотнокислая медь, г 25

После чернения металлическую пластинку промывают в воде, высушивают и покрывают тонким слоем цапонлака.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.