cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Фотоматериалы

Фотографический материал

Фотографический материал состоит из фотографической эмульсии — светочувствительного слоя, нанесенного на подложку (основу). В качестве подложки используются различные пленки, бумага и стекло.
Двумя основными составными частями фотографической эмульсии являются желатина и галогенид серебра. Причем для изготовления обычных эмульсий ни одно из них не может быть заменено другим равноценным веществом.
Фотографическая эмульсия, строго говоря, не является эмульсией в настоящем смысле этого слова. Термин «фото­графическая эмульсия» применяется так давно и стал настолько общепринятым, что это несоответствие между термином и понятием имеет теперь чисто формальное значение.
Впервые желатиновые фотографические эмульсии стали практически применяться с 70-х годов прошлого века.

Элементарные понятия о сенситометрии

Сенситометрия — наука об измерении фото­графических свойств светочувствительных фотоматериа­лов. Без знания основ сенситометрии невозможно пони­мание самой сущности фотографического процесса.
Фотографические свойства фотоматериала и влияние на них обрабатывающих растворов всегда можно оценить с помощью характеристической кривой.
Характеристическая кривая выражает зависимость между логарифмом экспозиции и оптической плотностью почернения.
Экспозиция — количество освещения, сообщае­мое фотоматериалу для получения изображения. Количе­ство освещения оценивается произведением освещенности фотоматериала на время, в течение которого свет действует на фотоматериал.
Оптическая плотность — мера непрозрач­ности. Оптическая плотность фотографического изображе­ния выражается обратным логарифмом коэффициента про­пускания:

D = lg 1/t = — lg t,

где D — оптическая плотность; t — коэффициент пропус­кания.

Светочувствительность

Светочувствительность обычно опреде­ляется по установленному критерию. Им может быть, например, некоторая величина оптической плотности при заданной степени проявленности.
Для численного выражения светочувствительности обычно пользуются обратной величиной экспозиции для получения заданной оптической плотности.
Светочувствительность подсчитывается по формуле:

S= k/Hkp

где S — число светочувствительности; к — константа, абсолютное значение которой различно для различных систем и критериев; Нкр — экспозиция (количество ос­вещения) в лк-с для получе­ния оптической плотности по заданному критерию.

Оценка фотографического изображения по экспозиции

Качество изображения зависит не только от правиль­ности проведения химико-фотографической обработки фотоматериалов, но и от правильности экспонирования его как при съемке, так и при печатании.
В очень краткой форме мы рассмотрим элементарные основы экспонирования фотоматериалов в связи с их свой­ствами. Поскольку вопросы экспонометрии нельзя рас­сматривать в отрыве от фотографического изображения (негативного или позитивного), то сначала мы рассмотрим качественную сторону оценки негатива, а также диапози­тива, полученного на обращаемом фотоматериале.
Качество негатива определяется как по общей плот­ности изображения, так и по интервалу плотностей между самым плотным и самым прозрачным участками изображе­ния, т. е. между светами и тенями.
Общая плотность оценивается по степени почернения изображения в тенях, т. е. в тех участках изо­бражения, которые соответствовали теневым или очень темным участкам объекта съемки. Если почернение в те­нях велико (Оптическая плотность изображения более чем 0,5. Трудно дать словесную оценку величине оптической плотности без сравне­ния ее с каким-либо эталоном. Приблизительным эталоном для ви­зуальной оценки оптической плотности черно-белого изображения может служить серая подложка черно-белых негативных фотопленок, оптическая плотность которых составляет 0,25.), то негативы называют плотными. Наоборот, если почернение в тенях слишком мало, а изо­бражение в целом прозрачно, негативы называют тон­кими.

Экспонирование светочувствительных фотоматериалов

Наиболее объективным способом определения экспо­зиции является использование светоизмерительных уст­ройств.
На принципе измерения яркости или освещенности объекта съемки построены все измерительные приборы для определения экспозиции, так называемые экспо­нометры. Экспонометры снабжены специальными пере­счетными устройствами — калькуляторами, ко­торые автоматизируют пересчет и упрощают определение пары выдержка + диафрагма по заданной светочувстви­тельности фотоматериала с учетом потерь света в объек­тиве.
Мы рассмотрим физические основы получения правиль­но экспонированного фотоматериала, опираясь на его сенситометрические свойства.
Объект съемки, как правило, состоит из деталей, имеющих  самые  разнообразные  яркости.  Яркость того или иного участка объекта определяется его осве­щенностью и способностью отра­жать упавшие на него световые лучи. Наибольшее по­чернение фотоматериала вызовет экспозиция, получен­ная им от наиболее яркой детали, а наименьшее почерне­ние — от наименее яркой.

Хранение фотоматериалов

При хранении свойства всех фотографических материа­лов меняются, и тем скорее, чем выше температура и влажность окружающего воздуха. В свою очередь высоко­чувствительные фотоматериалы меняют свойства скорее, чем низкочувствительные, а цветные — скорее, чем черно-белые. Изменение свойств заключается прежде всего в увеличении плотности вуали, снижении светочувстви­тельности, уменьшении контраста.
Известно, что с понижением температуры замедляются все процессы. Поэтому рекомендуется хранить фотомате­риалы при пониженной температуре, например в домаш­нем холодильнике. В нижней части холодильника, рабо­тающего в мягком режиме, всегда обеспечивается темпе­ратура около + 5°С.
Относительная влажность воздуха не должна превы­шать 60%.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.