cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Макрофото. Микрофото. Стереофото

Макрофотография

В поле или в лесу, в горах или на берегу моря, а нередко на работе или дома может возникнуть потребность сфотографировать крупным планом мелкие объекты: минералы, кристаллы, насекомых, биологи­ческие препараты, детали механизмов, микросхемы, цветы, рисунок ткани в пределах масштабов от 1:10 до 20:1, т. е. от 10-кратного уменьшения объекта на негативе до 20-кратиого его увеличения.
Наиболее удобны для макрофотографии аппараты двух типов:
1) «гармошки» с двойным и тройным растяжением меха, съемными кассетами для плоской и роль-пленки и съемными объективами;
2) «зеркалки» с набором объективов и встроенным экспонометром (рис. 11). Аппараты с жестко закрепленным объективом фотисной конструкции (с дальномером) для этих целей практически малопригодны из-за необходимости про­ведения расчетов, подбора насадочных линз. К тому же в результате получаются изображения невысокого качества.

Зависимость времени экспонирования от масштаба изображения при макросъемке

Негативные насадочные линзы удлиняют фокусное расстояние объективов, что позволяет снимать объекты в более крупном плане, с ощутимо более крупным изображением на пленке. Интересно, что удлинение фокусного расстояния объективов при неизменном формате кадра уменьшает их угловое поле и светосилу. И напротив, положительные насадочные линзы сокра­щают фокусное расстояние объектива, увеличивают их угловое поле, а также светосилу. Однако в обоих случаях коррекция объективов, вызванная применением насадочыых линз, ухудшает качество изображения. Это связано с формой насадочных линз, усилением астигматизма и аберрации.
Даже без насадочных линз при макросъемке эти явления усиливаются. Причин тому немало. При съем­ках крупным планом с близких расстояний глубина резко изображаемого пространства для стандартных объективов составляет всего 10— 13 мм. Для ее увели­чения любители нередко диафрагмируют объектив до предела (как правило, это 1 : 22). Вместе с тем опытным путем установлено, что фотографические объективы с фокусным расстоянием 50—60 мм («Индустар 61 Л/3», «Гелиос-44-2» и др.) целесообразно диафрагмировать только до значений 5,6—8; при 75—90 мм — до 11—12,5; 100—135 мм — до 12,5—16. Хотя диафрагменные числа 16, 22 и меньшие дают большую глубину резко изо­бражаемого пространства, они вызывают усиление дифракции, что снижает общую резкость и ухудшает цветопередачу на цветных пленках.

Микрофотография

Съемка в масштабе свыше 20 : 1 счита­ется микрофотографированием; аппарат можно при­соединить практически к любому микроскопу. Механи­ческая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механиче­ская система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего ап­парат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и ис­точника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спу­скают при помощи тросика.
И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специ­альный переходной тубус — микрофотонасадку с пере­кидной призмой.

Резкость изображения объекта при микрофотосъемке

Простейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкури­ровать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного зна­чения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.

Стереофотография

Многие, без сомнения, замечали, что один и тот же предмет выглядит несколько по-разному
при рассмотрении левым или правым глазом. Но в на­шем сознании эти два изображения воспринимаются как одно трехмерное, или объемное, изображение. Из демографических и статистических обмеров извест­но, что расстояние между зрачками, или оптическими осями левого и правого глаза, составляет от 60 до 75 мм; в среднем оно равно 65 мм, или 0,25 наименьшего рас­стояния четкого видения, например текстов. Чем больше базис, тем сильнее стереоэффект. Практически этот эффект человек начинает ощущать с расстояния 3—6 см от глаз, до 1500 м на равнине, а на море и в горах (если стоять на возвышении) — до 4 км. Если расстоя­ние до предмета наблюдения весьма значительно (Луна, звезды), то оба глаза видят одинаковую картину — необъемную, плоскую.
На обычных негативах, слайдах и позитивах изо­бражение двухмерное и воспринимается как плоское. Для того чтобы создать впечатление объемности, нужно знать и применять способы передачи объемности натуры на фото: учитывать схождение линий (например, уходя­щее вдаль полотно железной дороги), постепенное уменьшение масштабов изображения, воздушная дымка и т. п., т. е. прибегать к композиционным ухищрениям. Кроме того, необходимо иметь два обычных негатива, напечатать с них две фотографии так, будто бы мы рассматривали объект съемки отдельно сначала левым, а затем правым глазом.

Аппаратура и особенности съемки стереофото

Наша про­мышленность выпускала для стереосъемок специальный аппарат «Спутник», рассчитанный на роликовую ши­рокоформатную пленку. На одной катушке можно снять шесть стереопар (2X6X6 см) или 12 обычных сним­ков (6X6 см). Этот аппарат представляет собой две камеры «Любитель», размещенные в одном корпусе из пластмассы с общим видоискателем. Центры оптических осей объективов параллельны друг другу, стереобаза равна 65 мм, затворы и диафрагмы работают синхронно, пленка переводится одновременно на два кадра.
Стереоаппарат можно смонтировать и самому из двух одинаковых фотоаппаратов типа «Смена», «Зе­нит», «Любитель», «Искра», «Салют-С» или «Киев-88», закрепив их на общем кронштейне и приделав рычаг одновременного спуска обоих затворов (рис. 14).
 
Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов
 
Рис. 14. Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов (6Х 6 см) с однотипными объективами, но разными конструкциями затворов (шторный и центральный) и разными системами наводки на резкость (зеркальная и фотисная):
А — тросик для синхронного спуска затворов; Б — базис.

Стерео­скопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами

Для демонстрации стереопар предназначены стерео­скопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами (или простыми линзами) и зажимом для стереопары: фото или слайды (рис. 17). Выпускаются также стереоскопы Для демонстрации слайдов на большом экране — стерео­проекторы. Они имеют две независимые оптические системы, два одинаковых проекционных объектива, приспособление для синхронного фокусирования обоих изображений. Для того чтобы разделить наблюдение или рассматривание изображения левым и правым глазом, существует несколько приемов, среди которых широкое распространение получили метод (или спо­соб) анаглифов и поляризация.
 
Строение стереоскопа
 
Рис, 17. Строение стереоскопа:
1 — корпус; 2 — окуляр; 3 — разделительная планка; 4 — рамка для закрепления стереопары фотографического изображения.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.