cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратом

Установка аппарата и наведение на фокус

Внимательно вглядевшись в снимаемый объект и выбрав место, с которого он рисуется в наиболее вы­годном свете, приступайте к установке аппарата. Для этого пригодна любая подставка. В домашнем обиходе мы пользуемся, например, двумя поставленными друг на друга табуретами. При съемках во время экскурсий мы употребляем штатив от обыкновенного аппарата. В том и в другом случае мы просто ставим аппарат на подставку. При той толщине и прочности основания камеры, которые указаны в описании, возможно при­винчивание камеры к штативу так, как это делается со всяким аппаратом. Снимать прямо с рук без момен­тального затвора и не пытайтесь: как бы крепко вы ни держали аппарат, все равно ваши руки хоть немного дрожат, и снимок окажется испорченным. При уста­новке важно позаботиться о том, чтобы аппарат не был заметно выше или ниже снимаемого объекта, а также и о том, чтобы удобно было с ним обращаться. Так, на­пример, если вы, фотографируя сидящего на стуле че­ловека, поставите аппарат, скажем, на обыкновенную табуретку, то, во-первых, при наведении на фокус вам придется садиться на пол, а, во-вторых, объектив ока­жется примерно на уровне колен фотографируемого, и вы получите на снимке уродливую фигуру.
Установив аппарат, начинайте наводить на фокус. В этот момент лучше всего убирать из объектива диафрагму и наводить на фокус при полном отверстии объектива. Вам, как и всякому фотографу, придется при этом покрывать голову и аппарат куском темной мате­рии, платком или просто собственной курткой.
При наведении на фокус прежде всего необходимо обращать внимание, помещается ли намеченный вами для съемки предмет или картина на матовом стекле. Если не помещается, это показывает, что вы с аппара­том поместились слишком близко к снимаемому объекту; нужно несколько удалиться. Напротив, если снимаемый объект на матовом стекле оказывается слишком мелким и занимает только небольшую часть будущего снимка, это значит, что вы с аппаратом расположились слишком далеко; вам необходимо придвинуться ближе.

Значение фотографии

Занятие фотографией у многих превращается в пу­стую забаву. Это, конечно, очень печально. На фото­графию нужно смотреть иначе. Просмотрите иллюстриро­ванные журналы и подумайте над тем, как много они нам дают именно благодаря фотографии. Вот я, сидя где-нибудь в далекой глуши, рассматриваю ряд фото­графий, сделанных в полярных льдах участниками экспе­диции на „Красине"... Я никогда не был в этих ме­стах, но я вижу и участников экспедиции, и их удиви­тельный корабль, и те места, в которых они были, и людей, которых они спасли, и даже то, как они их спасли, и т. д. Вместо того, чтобы читать длинные описания и на основании этих описаний с трудом рисовать себе смутные картины этого героического плавания, я, просмо­трев ряд фотографий, ясно и отчетливо вижу то, что опи­сать словами невозможно. Фотография дает нам возмож­ность заглянуть во все уголки мира и видеть все замеча­тельные события с такой же почти ясностью и отчетливо­стью, как будто мы там побывали. Фотография поз­воляет каждому из нас показать всем то, что мы ви­дели.

Что можно снимать при помощи описанного здесь самодельного аппарата

Все, за исключением движущихся вблизи аппарата предметов. Описанный здесь аппарат не обладает при­способлением для моментальной съемки; он дает возмож­ность снимать только с выдержкой; поэтому все дви­жущиеся предметы и явления фотографировать при по­мощи описанного аппарата нельзя. Впрочем, в послед­ней главе мы даем указания, как возможно и нетрудно приготовить и приспособить к нашему аппарату мо­ментальный затвор, который позволит вам фотогра­фировать и движущиеся предметы.

Освещение

Фотоаппарат в переводе значит светоаппарат, фо­тография — светопись. Уже эти названия показывают, что свет и освещение в деле фотографирования играют огромную роль. Чтобы получить хороший снимок, не­обходимо, чтобы снимаемый предмет был хорошо осве­щен. В сумерки и в туман хороших и ярких снимков вы не получите. Но имейте в виду, что в полдень, когда солнце стоит почти над головой, и когда мы имеем наибольшее количество света, фотографии пейзажей, зданий и т. п. получаются недостаточно яркими; про­исходит это потому, что все фотографируемые пред­меты оказываются освещенными преимущественно сверху, а их боковые поверхности находятся в густой тени Летом лучше всего снимать или утром, часов до 10 или во вторую половину дня с 2 — 3 часов.
В огромном большинстве случаев следует избегать фотографировать против света: во-первых, если вы бу­дете фотографировать так, что солнечные лучи могут попасть в отверстие объектива, снимки получатся не­удачные; во-вторых, если вы фотографируете против света, то, следовательно, фотографируемые предметы освещены сзади, и на фотографии получится затенен­ная их сторона; в подобных случаях обычно получаются снимки, напоминающие силуэты без подробностей, без деталей.

Диафрагмирование. Время экспозиции. Съемка

Теперь вы подошли к очень ответственному моменту: какую ставить диафрагму и какой продолжительности применить выдержку, т. е. на сколько секунд открыть объектив.
Если моментального затвора нет, выгодно приме­нить выдержку в несколько секунд, скажем: 3, 5, 7. Очень короткая выдержка, например, в одну секунду или в полсекунды, неудобна, так как, открывая и закры­вая объектив рукою, трудно точно отмерить такой про­межуток времени: вы чуть-чуть задержались, а оказы­вается, вы вдвое увеличили время экспозиции. При вы­держке в 5 — 7 секунд это уже невозможно: такое время вы можете отмерить по часам или по выверенному от­счету; если при этом вы опоздаете на целую секунду, то этим опозданием вы увеличите время экспозиции только лишь на 1/5 или 1/7 по сравнению с намеченным Казалось бы поэтому, что выгоднее снимать с боль­шей выдержкой. Но это тоже не всегда удобно: чело­веку трудно просидеть перед аппаратом совершенно неподвижно в течение 15 и даже 10 секунд. В этом слу­чае выгодна самая короткая выдержка, так как, чем короче экспозиция, тем легче добиться неподвижности снимаемых предметов. Учитывая все это, вы можете регулировать время экспозиции при помощи различных диафрагм. В самом деле, время экспозиции главным образом зависит от двух обстоятельств: 1) от силы света и 2) от величины отверстия, через которое на фото­пластинку попадает свет. Первое обстоятельство, силу света, мы в обычных условиях изменить не можем: в комнате сила света гораздо меньше, чем под открытым небом; при облачном небе сила света гораздо меньше, чем при ярком солнечном освещении, и т. д.

Обработка полученного снимка

Чтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо предста­вить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фото­графируемого предмета.
Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнеч­ном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чер­неет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место до­вольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, предста­вляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии.
Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро.

Печатание снимков

Негатив высох. Можно приступить к печатанию сним­ков. Для этого нужна бумага, покрытая светочувстви­тельным веществом. Мы рекомендуем вам печатать на аристотипной бумаге (см. в приложении). Работа с ней не требует темной комнаты: ее можно вынимать, накладывать на негатив и т. д. в обыкновенной комнате; нужно только все это производить не у окна и не подвергать ее непосредственному освещению солнцем, а где-нибудь в более затененном углу. Работа с аристотипной бума­гой удобна еще и тем, что сразу получается не скры­тое, а видимое изображение, при этом вырисовывается оно довольно медленно, и вы совершенно спокойно можете следить за ходом печатания.
Для печатания снимков, или, как говорят, копирования, употребляются особые копировальные рамки. Рамка эта устроена так, что вы мо­жете положить в нее негатив, а на негатив—светочув­ствительную бумагу, которая при помощи особых пру­жин прижимается к негативу. Если вы выставите все это на свет, то произойдет следующее: в тех местах, где негатив более прозрачен, в этих местах свет силь­нее будет проходить через него, а следовательно в этих местах он будет сильнее действовать на бумагу и последняя почернеет; напротив, через черные места нега­тива свет не будет попадать на бумагу, и последняя в этих местах останется белой. В результате получится изображение, противоположное негативу, т. е. соответ­ствующее действительности: светлые места на фотогра­фируемом предмете окажутся светлыми и на бумаге, и наоборот темные места—на бумаге тоже будут темными. Такое изображение называется положительным, или пози­тивным изображением.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.