cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Химия цветной фотографии » Технология обработки и методы управления балансом цвета

Технология обработки и методы управления балансом цвета

Самый простой и быстрый путь получения цветных изо­бражений — это съемка на цветные обращаемые фотомате­риалы и самостоятельная обработка их.
В продаже имеются цветные обращаемые фотоматериа­лы типа   ЦО-22-Д,   ЦО-32-Д, «Орвохром» (Символы расшифровываются следующим образом: ЦО — цвет­ная обращаемая; 22 — светочувствительность в ед. ГОСТ; Д, Л — баланс фотоматериала для дневного света или света ламп накалива­ния. Для немецких фотоматериалов: U — обращаемая, Т — для дневного света, К — для ламп накаливания, 18 — светочувстви­тельность в ед. DIN.).
Фотоматериалы типа ЦО и «Орвохром» почти идентич­ные по процессам обработки.
Успех обработки цветных обращаемых фотоматериа­лов зависит прежде всего от соблюдения температурного режима, продолжительности процесса, интенсивности пе­ремешивания, тщательности приготовления растворов, точности поддержания их кислотности (рН), качества про­мывки (особенно после проявляющих растворов и после фиксирования).
Поскольку окончательное цветное изображение синте­зируется из трех цветоделенных изображений, очень важно поддерживать постоянными скорость диффузии реагирую­щих веществ и активность раствора.
Диффузия зависит от температуры, интенсивности перемешивания и рН раствора. Совокупность этих фак­торов влияет на степень проявленности каждого из трех слоев. Это прежде всего относится к первому (черно-бе­лому) проявлению.
Качество цветного изображения зависит не только от тщательности обработки обращаемой фотопленки, но также и от цветности объектива, спектрального состава света и условий хранения фотоматериала. Мы рассмотрим влия­ние технологических факторов на качество цветного изображения.
Увеличение времени первого (черно-белого) проявле­ния ведет к большей степени проявленности нижних слоев и соответственно к меньшему выходу красителей в них при цветном проявлении. Диапозитив будет иметь мень­шую максимальную оптическую плотность с преоблада­нием теплых тонов (Теплые тона — преобладание желтых, оранжевых и красных цветов. Холодные тона — преобладание сишіх цветов.).
Уменьшение времени первого проявления ведет к меньшей степени проявленности нижних слоев и соответ­ственно к большему выходу красителей в них. Диапози­тив будет иметь большую оптическую плотность с преобла­данием холодных тонов.
Увеличение времени второго (цветного) проявления приводит к некоторому увеличению контраста изображе­ния и общей оптической плотности с преобладанием хо­лодных тонов, так как увеличивается проявленность нижних слоев.
Уменьшение времени цветного проявления ведет к получению диапозитива меньшего контраста с меньшей общей оптической плотностью и с преобладанием теплых тонов за счет меньшей проявленности нижнего слоя, пред­определяющего выход голубого красителя.
Интенсификация режима перемешивания влияет преж­де всего на степень проявленности верхнего слоя и в мень­шей степени на нижние слои. Так, например, в первом (черно-белом) проявителе верхний слой окажется прояв­ленным более интенсивно, что выявится меньшим выходом желтого красителя при цветном проявлении. Если же интенсификация перемешивания будет только при цвет­ном проявлении, то она окажет большее влияние на про­явление нижних слоев, чем на верхний, так как он и без того обычно проявляется практически до конца. В этом случае будет больше выход голубого красителя, т. е. диа­позитив будет с преобладанием холодных тонов.
Изменение температуры заметно сказывается на ско­рости химической реакции, поэтому так нежелательны колебания ее, особенно в проявляющих растворах.
Всякое отклонение от предписанного режима обработки может вызвать нарушение баланса по цвету. Но если это произойдет, то активное вмешательство в режим обработки
может изменить качество цветного изображения или же это изменение баланса можно использовать в желаемом направлении.
В процессе обработки обращаемых фотоматериалов пер­вое (черно-белое) проявление является одним из самых ответственных. Поэтому рекомендуется тщательно взве­шивать химикаты, исходя из 100%-ного содержания ак­тивного начала.
Особое внимание следует обратить на роль йодистого калия в 1-м и 2-м проявителях.
В малых концентрациях йодистый калий очень силь­но влияет на степень проявленности верхнего слоя. Этим его свойством можно активно пользоваться для регулиро­вания цветности окончательного изображения.
При избыточной концентрации йодистого калия в 1-м (черно-белом) проявителе проявление верхнего слоя силь­но тормозится. Таким образом, при последующем цветном проявлении в верхнем слое образуется большее количество желтого красителя, а изображение будет иметь преобла-
дающий желтый оттенок.
В случае же добавления йодистого калия в цветной проявитель, наоборот, подавляется выход желтого краси­теля. Напротив, недостаточная концентрация йодистого калия в 1-м (черно-белом) проявителе выявится в меньшем выходе желтого красителя при цветном проявлении. Прак­тика показывает, что изменение концентрации йодистого
калия на 0,001 г в 300-мл бачке заметно сказывается на цветности, окончательного изображения.
С химической точки зрения преобладающее действие йодистого калия на проявление верхнего слоя объясняется сильной гидратацией иона йода, которому тяжело продиф-фундировать в нижние слои. Добавление йодистого калия в 1-й (черно-белый) проявитель всегда целесообразно при обработке обращаемых фотоматериалов с давно прошед­шим гарантийным сроком хранения, в которых обычно верхний слой вуалирован в большей степени.
Роданиды выполняют те же функции, что ив 1-м проя­вителе при обращении черно-белых фотоматериалов.
Увеличение концентрации роданид ов, как обычно, приводит не только к просветлению ярких участков объекта съемки, но и к уменьшению максимальной плотности, а также к ослаблению выхода желтого красителя. Раство­ряющее действие роданидов прежде всего сказывается на верхнем слое, предопределяющем выход желтого красите­ля при последующем цветном проявлении.
Слишком малая концентрация роданидов не оказывает должного влияния на просветление светов изображения.
Оптимальная концентрация роданидов лежит в пределах 2 - 2,5 г на 1 л раствора.
Понижение температуры 1-го (черно-белого) проявите­ля при неизменном времени проявления уменьшает сте­пень проявленности нижних слоев и соответственно уве­личивает в них выход красителей при нормальном цветном проявлении. Получится преобладание сине-зеленых от­тенков.
Повышение температуры 1-го проявителя, наоборот, увеличивает степень проявленности нижних слоев и соот­ветственно уменьшает выход красителей в них при нор­мальном цветном проявлении. Получается преобладание красных оттенков.
Иногда возникает необходимость несколько повысить светочувствительность обрабатываемого фотоматериала. Возможно небольшое повышение светочувствительности обращаемых фотоматериалов, если удлинить продолжи­тельность первого проявления, но необходима предвари­тельная проверка.
Разумеется, отклонение от нормального режима обра­ботки приводит к некоторому уменьшению максимальной плотности изображения и к нарушению цветного баланса, но в некоторых случаях с этим можно мириться.
Если фотоматериал склонен сильно вуалироваться, то это не даст ожидаемого эффекта даже при увеличенном времени второго проявления. Изображение будет малоконт­растным, так как сильный рост вуали при первом прояв­лении уменьшает долю выхода красителя при втором про­явлении.
Состав цветных проявляющих растворов характерен только специальными цветными проявляющими вещест­вами — производными парафенилендиамина, малым со­держанием сульфита натрия и высоким содержанием ще­лочи с целью обеспечения достаточной буферной емкости для поддержания постоянной активности раствора.
Выход красителя при цветном проявлении зависит от концентрации сульфита натрия. Если сульфита натрия будет больше нормы, то часть окисленной формы прояв­ляющего вещества восстановится сульфитом натрия до моносульфопроизводной, в результате чего выход краси­теля будет меньше. Сульфит натрия в комбинации с гидро-ксиламином улучшают устойчивость цветного проявителя к окислению кислородом воздуха. Концентрации их не должны быть больше рекомендованных.
Остальные растворы: отбеливатель, фиксаж и стабили­затор — выполняют свои функции по схемам, описанным в предыдущем параграфе.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.