Химия для фотографа > Макрофото. Микрофото. Стереофото > Резкость изображения объекта при микрофотосъемке
Резкость изображения объекта при микрофотосъемке |
Простейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкурировать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного значения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.
Резкость изображения объекта в значительной мере зависит от свойств объектива микроскопа и масштаба изображения. У негативов, диапозитивов и фотокопий она обусловлена также разрешающей способностью пленок, их спектральной чувствительностью. При средних увеличениях довольно резкое изображение дают окуляры Гюйгенса и объективы-ахроматы. Хотя последние имеют некоторую ахроматическую аберрацию, изображение на негативах выходит довольно резким, если снимать с зеленым (лучший вариант), желтым или оранжевым (худший вариант) светофильтрами. Выбирая их, придерживаются такого простого правила: слабоокрашенный препарат снимают через фильтр, цвет которого является дополнительным по отношению к доминирующему цвету препарата. И, наоборот, если окраска препарата весьма плотная, надо ставить фильтр того же цвета, что и у объекта съемки. Это обеспечивает резкое, контрастное в деталях изображение препарата на черно-белых негативных и диапозитивных пленках. Из черно-белых следует снимать на «Фото-32», из цветных - на ЦНЛ-65, ДС-4, ЦО-32 Д, «Орвохром» UT-16 и UT-18, «Фомахром» IID 20. Цветные пленки обрабатывают в составах, рекомендованных фирмами-изготовителями, а черно-белые негативные — в проявителях Д-76, Д-42, Д-41, Д-19, А-71. Эти проявители хороши тем, что позволяют в зависимости от времени проявления при 20 °С получать негативы заданного контраста. Фотолюбители могут составить себе проявители по приводимым ниже рецептам. Д-41 («Кодак-41») — метолгидрохиноновый проявитель для достижения низкой и нормальной контрастности в микрофотографии: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 2 Сульфит натрия безводный, г 100 Гидрохинон, г 5 Бура кристаллическая, г 2 Бензотриазол (0,2 %-й раствор), мл 5 Вода до объема, мл 1000 Рабочая температура 20 °С. Время обработки пленки для низкой контрастности — 5, для нормальной (средней) — 6-7 мин. Д-42 («Кодак-42») — метолгидрохиноновый проявитель для достижения высокой контрастности в микрофотографии: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 2 Сульфит натрия безводный, г 100 Гидрохинон, г 5 Бура кристаллическая, г 2 Сода безводная, г 5 Бензотриазол (0,2 %-й раствор), мл 10 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура 20 °С. Для получения максимальной контрастности время проявления 5,5 — 6 мин.
Д-19 («Кодак-19») — метолгидрохиноновый проявитель для достижения высокой контрастности на кинофотопленках, рентгено- и аэрофотопленках, технических пленках и пластинках: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 600
Метол, г 2,2 Сульфит натрия безводный, г 96 Гидрохинон, г 8,8 Сода кальцинированная безводная, г 48 Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 50 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура 20 °С. Средняя продолжительность проявления 4—5 мин. Для получения нормального контраста этот раствор следует разбавить водой в соотношении 1 : 4; в этом случае пленки следует обрабатывать до 6 мин. Сохраняется полгода в налитом до пробки сосуде при содержании в темноте. Освещая препараты «зайчиком», следует помнить, что перекидная призма разлагает солнечный свет на все цвета радуги, которые могут вызвать цветоискажения. Поэтому перед отражательным зеркалом нужно поставить тонкое матовое стекло, папиросную бумагу, кальку, тонкую целлофановую пленку или же поворотом зеркала освещать препарат отраженным светом. Это дает возможность выбрать один из основных методов освещения объектов под микроскопом, т. е. снимать объект на светлом или темном поле. На светлом поле (фоне) объект может напоминать силуэт, а на темном поле он ярко освещен. Возможны и разные промежуточные варианты освещения. Фотографируя через объективы Х8, X10, X15 и X 20, препараты можно освещать не только снизу, напросвет, но и сбоку, чуть выше уровня расположения препарата, под углом примерно 10—15° к его поверхности. Такое двойное освещение может создать или усилить впечатление объемности изображения на слайде или фотографий. Мощные объективы, например Х40, приближают к препарату почти вплотную, так что верхнебоковое освещение осуществить на практике трудно. Однако при объективе Х20 и окуляре X 15 получаем 300-кратное увеличение, чего вполне достаточно в большинстве случаев любительской микрофотографии. |