cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » ФДП-метод, как холокопия

ФДП-метод, как холокопия

Профессор Е. Лау (ГДР) в 1968 г. обратил недо­статки краевого эффекта на пользу науки. Свое открытие он назвал методом фильтрации деталей. (изобра­жения) проявлением, или ФДП-эффектом. В отече­ственной литературе можно встретить и другое наз­вание этого метода — ВД-метод (выделение деталей) ФДП-метод основан, по сути дела, на открытом С. К. Кос­тянским краевом эффекте, на Сабатье-эффекте и так называемом голодном проявлении.
ФДП-метод, как холокопия, позволяет значительно увеличить разрешающую способность негативного, по­зитивного изображения, их четкость, резкость, кон­трастность и яркость, информативность. Е. Лау ре­комендует пленку «Орво F0-5» (фототехническая, низкой чувствительности, мелкозернистая, контрастная, несенсибилизированная, предназначенная для изготов­ления контактных копий со штриховых и растровых негативов и диапозитивов). Проявитель для этой плен­ки — «Орво А-71». Однако Е. Лау советует обра­батывать названную пленку в проявителе «Орво МН-28» (см. «Список рекомендованной литературы»). Наши фотолюбители могут с успехом использовать совет­ские фототехнические пленки «МЗ-3 позитив», ФТ-41, ФТ-31, ФТ-101, «Микрат 300» и «Микрат 200», обра­батывать их в аналогичном проявителе следующего состава:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 2
Сульфит натрия (безводный), г 32
Гидрохинон, г 6
Сода (безводная), г 31
Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 20
Вода холодная до объема, мл 1000

Необходимо, например, повысить четкость изобра­жения на маловыразительном, нечетком негативе. На одной из технических пленок, например МЗ-ЗЛ, с не­гатива-оригинала контактом делаем дубль-негатив (кон­тратип). На первой стадии получаем диапозитив. При неактиничном освещении выдерживаем его в водном растворе проявителя (1 : 2) примерно 20 с—3 мин, до появления самых темных деталей изображения. Для проявителя «Орво МН-28» Е. Лау рекомендует брать проявитель и воду в соотношении 1 : 4, а также 1 : 10. При появлении темных участков изображения пленку зa кончик вынимаем, даем раствору проявителя стечь, после чего пленку эмульсионной стороной кладем на чистое гладкое стекло, резиновым валиком прикаты­ваем к стеклу и в таком виде допроявляем примерно 3—7 мин. Время обработки зависит от плотности изо­бражения на негативе-оригинале, фактической чувст­вительности пленки, времени экспонирования, темпера­туры проявителя (обычно 20 °С).
Во время первого проявления изображение может появиться весьма быстро, за 15—20 с. В таком случае целесообразно проявитель еще раз разбавить дистил­лированной водой в соотношении 1:1. Второе проявле­ние длится примерно 8—15 мин. Метод проявления пленки прижимом к стеклу при малом количестве проявляющего раствора именуют голодным. После него диапозитив (а если мы копировали диапозитив, то имеем негатив) осторожно за кончик снимаем со стекла и еще в течение 30 с—3 мин (время также подбираем методом предварительных проб) допроявляем в пре­дыдущем растворе, промываем в чистой воде примерно 1 мин, фиксируем в кислом быстром фиксаже, оконча­тельно промываем в течение 20 мин и сушим.
С полученного диапозитива контактом на таком же самом материале печатаем уже дубль-ФДП-негатив (ФДП-дубликат или ФДП-негатив). Коэффициент контрастности изображения на нем может достичь значения гаммы 0,8—1,0. На этот раз выдержка должна быть примерно на 25 % дольше первой, которая нас удовлетворяла. Следует обратить внимание на то, что во время допроявления снятой со стекла пленки кон­трастность изображения на ней повышается, а четкость снижается. Так что допроявлять снятый со стекла ФДП-негатив или ФДП-позитив следует лишь в тех случаях, когда контрастность изображения нужно по­высить. Некоторые специалисты рекомендуют мало­контрастные ФДП-негативы предварительно слегка засвечивать актиничным светом в течение 1/10 интер­вала времени, необходимого для первого освещения при контактном копировании.
Технология обработки слегка засвеченных фото­материалов аналогична предыдущей. Четкость изобра­жения усиливается в процессе сложного взаимодействия контурного эффекта, эффекта Сабатье и голодного проявления.
В науке, криминалистике ФДП-метод получил весьма широкое распространение, поскольку позволяет восстанавливать старые тексты, нечеткие старинные фотографии, карты, чертежи, рукописи. В художествен­ной фотографии его применяют как один из способов выражения определенного информативного и эмоцио­нального замысла.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.