Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » ФДП-метод, как холокопияФДП-метод, как холокопияПрофессор Е. Лау (ГДР) в 1968 г. обратил недостатки краевого эффекта на пользу науки. Свое открытие он назвал методом фильтрации деталей. (изображения) проявлением, или ФДП-эффектом. В отечественной литературе можно встретить и другое название этого метода — ВД-метод (выделение деталей) ФДП-метод основан, по сути дела, на открытом С. К. Костянским краевом эффекте, на Сабатье-эффекте и так называемом голодном проявлении.
ФДП-метод, как холокопия, позволяет значительно увеличить разрешающую способность негативного, позитивного изображения, их четкость, резкость, контрастность и яркость, информативность. Е. Лау рекомендует пленку «Орво F0-5» (фототехническая, низкой чувствительности, мелкозернистая, контрастная, несенсибилизированная, предназначенная для изготовления контактных копий со штриховых и растровых негативов и диапозитивов). Проявитель для этой пленки — «Орво А-71». Однако Е. Лау советует обрабатывать названную пленку в проявителе «Орво МН-28» (см. «Список рекомендованной литературы»). Наши фотолюбители могут с успехом использовать советские фототехнические пленки «МЗ-3 позитив», ФТ-41, ФТ-31, ФТ-101, «Микрат 300» и «Микрат 200», обрабатывать их в аналогичном проявителе следующего состава: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 2 Сульфит натрия (безводный), г 32 Гидрохинон, г 6 Сода (безводная), г 31 Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 20 Вода холодная до объема, мл 1000 Необходимо, например, повысить четкость изображения на маловыразительном, нечетком негативе. На одной из технических пленок, например МЗ-ЗЛ, с негатива-оригинала контактом делаем дубль-негатив (контратип). На первой стадии получаем диапозитив. При неактиничном освещении выдерживаем его в водном растворе проявителя (1 : 2) примерно 20 с—3 мин, до появления самых темных деталей изображения. Для проявителя «Орво МН-28» Е. Лау рекомендует брать проявитель и воду в соотношении 1 : 4, а также 1 : 10. При появлении темных участков изображения пленку зa кончик вынимаем, даем раствору проявителя стечь, после чего пленку эмульсионной стороной кладем на чистое гладкое стекло, резиновым валиком прикатываем к стеклу и в таком виде допроявляем примерно 3—7 мин. Время обработки зависит от плотности изображения на негативе-оригинале, фактической чувствительности пленки, времени экспонирования, температуры проявителя (обычно 20 °С). Во время первого проявления изображение может появиться весьма быстро, за 15—20 с. В таком случае целесообразно проявитель еще раз разбавить дистиллированной водой в соотношении 1:1. Второе проявление длится примерно 8—15 мин. Метод проявления пленки прижимом к стеклу при малом количестве проявляющего раствора именуют голодным. После него диапозитив (а если мы копировали диапозитив, то имеем негатив) осторожно за кончик снимаем со стекла и еще в течение 30 с—3 мин (время также подбираем методом предварительных проб) допроявляем в предыдущем растворе, промываем в чистой воде примерно 1 мин, фиксируем в кислом быстром фиксаже, окончательно промываем в течение 20 мин и сушим. С полученного диапозитива контактом на таком же самом материале печатаем уже дубль-ФДП-негатив (ФДП-дубликат или ФДП-негатив). Коэффициент контрастности изображения на нем может достичь значения гаммы 0,8—1,0. На этот раз выдержка должна быть примерно на 25 % дольше первой, которая нас удовлетворяла. Следует обратить внимание на то, что во время допроявления снятой со стекла пленки контрастность изображения на ней повышается, а четкость снижается. Так что допроявлять снятый со стекла ФДП-негатив или ФДП-позитив следует лишь в тех случаях, когда контрастность изображения нужно повысить. Некоторые специалисты рекомендуют малоконтрастные ФДП-негативы предварительно слегка засвечивать актиничным светом в течение 1/10 интервала времени, необходимого для первого освещения при контактном копировании. Технология обработки слегка засвеченных фотоматериалов аналогична предыдущей. Четкость изображения усиливается в процессе сложного взаимодействия контурного эффекта, эффекта Сабатье и голодного проявления. В науке, криминалистике ФДП-метод получил весьма широкое распространение, поскольку позволяет восстанавливать старые тексты, нечеткие старинные фотографии, карты, чертежи, рукописи. В художественной фотографии его применяют как один из способов выражения определенного информативного и эмоционального замысла.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |