cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Тонирование черно-белых бумаг в процессе проявления

Тонирование черно-белых бумаг в процессе проявления

Если в обычный проявитель, предназ­наченный для обработки черно-белых фотобумаг, ввести растворимую в водных растворах красящую компо­ненту, которая применяется для проявления некоторых сортов цветных пленок, то при проявлении черно-белых бумаг, кроме серебряного изображения, в ее эмульсион­ном слое образуется также изображение, состоящее из красителя. Различными сочетаниями компонент, а так­же изменением их концентраций можно дозировать насыщенность красочной картины.
Фирма «Кодак» в 60-е годы предложила для тониро­вания черно-белых фотобумаг несколько проявителей, в состав которых непосредственно перед употреблением вводятся краскообразующие компоненты. Состав основ­ного проявителя следующий:

Вода дистиллированная (25—35 °С), мл 700
Сульфит натрия безводный, г 18
Сода безводная, г 40
Калий бромистый, г 1
Диэтилпарафенилендиаминсульфат, г 0,5
Вода охлажденная до объема, мл 1000
Краскообразующие компоненты добавляются в основ­ной состав в виде запасного раствора:
Компонента, г 10
Ацетон, мл 1000

Известный советский популяризатор фотографии Н. Агокас в результате ряда опытов пришел к выводу, что можно использовать многие бумажные, в том числе и концентрированные, проявители, а также проявитель профессора К. В. Чибисова, обязательно добавляя 0,5 г диэтилпарафенилендиамина.
Раствор краскообразующей компоненты в ацетоне добавляют к проявителю в количествах, которые зависят от того, какую плотность окраски изображения желает получить фотолюбитель. За исходное количество «Ко­дак» рекомендует вводить 10 мл на 1 л проявителя. Наи­более нежные эффектные окраски получаются при малых количествах компонент.
Начинать опыты можно с таких краскообразующих компонент: 1) желтый краситель (ацетоацетанилид); 2)   голубой  краситель   (альфа-нафтол); 3)   розовый
(метилфенилпиразолон). Для получения промежуточ­ных оттенков все три компоненты можно смешивать между собой. Если взять большое количество краско-образующей компоненты, либо несколько их, и увели­чить количество цветного проявляющего вещества в проявителе, можно получить довольно яркую, сочную окраску изображения. Но в таком случае мы получим тот же результат, какой дает обычная «самовирирую­щаяся» фотобумага. Поэтому целесообразно начинать с небольших количеств компонент.
Ацетоацеталилид дает золотистый теплый оттенок, если к нему добавить немного метилфенилпиразолона. Сам по себе отдельно он практически не применяется. Альфа-нафтол придает серебряному изображению лег­кий голубоватый оттенок. Смешением альфа-нафтола и метилфенилпиразолона получаем синее или фиолетовое изображение. Если постепенно разводить смесь из двух последних названных компонент, то можно получить серебряное изображение с перламутровым оттенком.
Оттенки различных цветов необходимо согласовы­вать с частями изображения, которые составляют композицию сюжета. Хорошо подцвечиваются пейзажи и портреты, натюрморты и архитектурные ансамбли, выполненные в светлой тональности.
Путем смешения в определенных соотношениях всех трех компонент, что подбирается опытным путем, можно получить при умеренных количествах серый, а при больших концентрациях — черный краситель. Обработ­ка бумаги «Унибром» позволяет получать весьма насыщенные сочные, особенно черные тона, чего нельзя добиться обычными методами обработки. Рекомендуется такая примерная дозировка объемов запасных растворов компонент: 2,5 объема раствора ацетоацетанилида, 2,5 объема метилфенилпиразолона и 5 объемов раствора альфа-нафтола. Дозировка может быть различной для разных сортов фотобумаг. При работе с таким прояви­телем следует принимать такие же меры предосторож­ности, как и с цветным, работать в резиновых медицин­ских перчатках.
Для получения чистых тонов необходимо применять только свежий проявитель. Долго хранящийся, даже слегка окислившийся проявитель становится неуправ­ляемым. Он работает медленнее и образует на отпечат­ках сильную цветную вуаль. Поэтому для начальных проб рационально готовить не 1 л, а 300—350 мл проя­вителя и по 50 мл запасных растворов.
Проявление фотобумаг ведется с визуальным контролем. При этом следует принять во внимание, что при неактиничном оранжевом, ярко- или темно-красном освещении цвет красителей будет восприниматься с искажениями. Например, альфа-нафтол из-за голубой окраски проявляемого изображения вводит нас в заблуж­дение и может спровоцировать преждевременное пре­кращение проявления. Метилфенилпиразолон при желтом, зеленом и желто-зеленом лабораторном неактиничном освещении также может побудить нас преждевременно прекратить обработку фотобумаги и получить недо­проявленный, бледный отпечаток.
Проявленный отпечаток промывают 1 мин в проточ­ной, воде, а затем фиксируют не более 15 мин. Кислые и кислые быстрые фиксажи способны (особенно при повышенной температуре в летнюю пору или в жарком климате) заметно обесцвечивать краситель. Поэтому рекомендуется щелочной фиксаж следующего состава:
 
Сульфит натрия безводный, г 40
Тиосульфат натрия, г 240
Вода дистиллированная до объема, мл 1000
 
После полного растворения веществ добавляют 100 мл 4 %-го формалина для предохранения раствора от микробов. Окончательная промывка отпечатков и их сушка осуществляются как обычно.
Если фотолюбитель никогда ранее не занимался подкрашиванием отпечатков, то прежде чем начинать тонирование черно-белых фотобумаг в процессе прояв­ления, ему следует попробовать изменять тон уже проявленных отпечатков. Хорошие результаты дает двухцветное тонирование, в результате которого отпеча­ток тонируется в два разных цвета. Химический процесс тонирования заключается в том, что серебро, состав­ляющее изображение, либо заменяется другим металлом (золото, платина), либо превращается в то или иное окрашенное соединение (например, в сернистое се­ребро), либо заменяется анилиновым красителем (то­нирование анилиновыми красителями). При тониро­вании — и это важно с художественной точки зрения — окрашивается только само изображение, а светлые места отпечатка, не содержащие серебра, остаются неокрашен­ными.
Закрепленный в простом фиксаже отпечаток промы­вается в течение 1 ч в проточной воде, после чего погружается в вираж такого состава:
 
Вода кипяченая, мл 700
Щавелевокислый калий, г 50
Сернокислая медь, г 5
Красная кровяная соль, г 4
Поташ, г 4
Вода до объема, мл 1000
 
Обрабатываемый в течение 7-15 мин отпечаток при обретает красный и фиолетовый оттенки. После пятими­нутной промывки в проточной воде отпечаток высуши­вается, как обычно.
 
Другой рецепт дает иное сочетание красок. Для получения шоколадно-коричневого цвета бромосеребря­ный отпечаток обрабатывается в вираже следующего состава:
 
Вода кипяченая, мл 300
Медный купорос, г 2
Лимонная кислота, г б
Сода кристаллическая, г 12
Красная кровяная соль, г 1,5
 
После промывки отпечаток погружается в вираж, тонирующий в синий цвет, следующего состава.
 
Вода кипяченая, мл 300
Щавелевая кислота, г 1,7
Железоаммиачные квасцы, г 1,4
Красная кровяная соль, г 1,2

В этом растворе в синий цвет окрашиваются только тени изображения пропорционально их плотности, в то время как светлые места остаются шоколадно- или красновато-коричневыми.
Обычно продолжительность обработки контролируе­тся не по времени, а в зависимости от желаемой насыщен­ности цветов и плотности изображения. Далее следует пятиминутная промывка в проточной воде и сушка обычными методами. Приобретя навык простого тони­рования, можно переходить к окрашиванию изображе­ний в процессе проявления.
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.