Химия для фотографа > Макрофото. Микрофото. Стереофото > Микрофотография
Микрофотография |
Съемка в масштабе свыше 20 : 1 считается микрофотографированием; аппарат можно присоединить практически к любому микроскопу. Механическая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механическая система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего аппарат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и источника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спускают при помощи тросика.
И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специальный переходной тубус — микрофотонасадку с перекидной призмой.Съемка в масштабе свыше 20 : 1 считается микрофотографированием; аппарат можно присоединить практически к любому микроскопу. Механическая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механическая система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего аппарат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и источника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спускают при помощи тросика. И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специальный переходной тубус — микрофотонасадку с перекидной призмой. Перекидную призму можно установить в одну из двух позиций. Сначала (при выборе кадра, композиции, крупности плана, установке равномерности освещения) поворотом призмы изображение объекта съемки направляем в окуляр тубуса смотрового, вмонтированного в единый с призмой корпус. При помощи верньера (кремальеры) микроскопа фокусируем изображение, центруем пучок света, подбираем величину диафрагмы конденсора, цвет и кратность светофильтра. Затем призму устанавливаем в другой позиции, из которой она направляет изображение объекта съемки на пленку, находящуюся за затвором фотоаппарата. Тубусы рассчитывают на рабочий отрезок конкретного фотоаппарата, иначе фокусирование невозможно. Именно это создает трудности при съемках дальномерными аппаратами, поэтому наиболее практичны «зеркалки». Для них рабочий отрезок тубуса значения не имеет, и вообще не нужна перекидная призма. Роль последней играет пентапризма визирного устройства, дающая прямое или перевернутое изображение. Выдержка может колебаться от 1/2000 до 1/50 с (если микрообъекты движутся быстро, а мы их снимаем при электронных вспышках) и до нескольких десятков минут (люминесценция). Экспозиция определяется двумя методами: а) встроенным экспонометром «зеркалки»;
б) высокочувствительными экспонометрами типа «Ленинград-10» или «Свердловск-4» через отверстие тубуса при отсоединенном фотоаппарате. Следует учитывать, что диаметр верхнего отверстия тубуса немного больше диаметра окошка светоприемника экспонометра. Поэтому щель следует прикрывать салфеткой из темного материала, а в помещении при этом выключать посторонний свет. Если же экспонометров нет, надо прибегнуть к методу проб. Но это — крайний случай.
![]() Рис. 12. Оптико-механическая схема микрофотоустановки с дальномерным фотоаппаратом:
1 — источник освещения; 2 — предметное стекло с препаратом (предметом съемки); 3 — объектив микроскопа; 4 — корпус микроскопа; 5 — корпус окуляра микроскопа; 6 — линза окуляра микроскопа; 7 — корпус микрофотонасадки; 8 — призма поворотная; 9 — корпус визира; 10 — линза окуляра визира; 11 — изображение объекта, наблюдаемое в визире; 12 — корпус дальномерного фотоаппарата; 13 — изображение объекта микросъемки на светочувствительном слое кинофотопленки. ![]() Рис. 13. Оптико-механическая схема микроустановки:
1 — источник электрического напряжения; 2 — стабилизатор; 3 — корпус осветителя; 4 — электролампа; 5— фокусирующая линза; 6 тепловой фильтр; 7 — зеркало микроскопа; 8 — цветной светофильтр; 9 — диафрагма конденсора; 10 — корпус конденсора; 11 - линза конденсора; 12 — предметное стекло с препаратом (объектом съемки), 13 - корпус объектива микроскопа; 14 — объектив микроскопа; 15 — корпус окуляра микроскопа; 16 — линза окуляра микроскопа; 17 — переходный тубус (микрофотонасадка); 18 - корпус фотоаппарата; 19 — катушка с кинофотопленкой; 20 — светочувствительный слой кинофотопленки; 21 — изображение объекта съемки. Величину изображения предмета съемки на пленке можно изменять, подбирая длину переходных тубусов, переходные кольца разной высоты, объективы разных фокусных расстояний и кратности увеличения, а также изменяя расстояние между эмульсионным слоем фотопленки в фотоаппарате и объективом микроскопа. При описанном способе съемки изменение размера изображения зависит главным образом от кратности увеличения объектива микроскопа. Такая система позволяет добиться увеличения лишь в несколько сот раз. Однако ее преимуществом является обеспечение в любительских условиях высокой резкости, правильной цветопередачи, хорошего качества изображения на пленке. Другая система позволяет получить увеличения до 3500—4000 раз. От предыдущей она отличается необходимостью ставить еще и окуляр микроскопа, а фотоаппарат может быть как с объективом, так и без него. Другими словами, оптико-механическая система отвечает схеме, по которой осуществляются визуальные наблюдения при иммерсионном методе. Вместо обычных можно использовать специальные фотографические окуляры, входящие в комплект современных микроскопов. По такой схеме увеличение определяется умножением кратности объектива микроскопа на кратность окуляра. Естественно, с увеличением масштаба изображения его яркость и четкость при фотографировании значительно ухудшаются (этого можно избежать, используя мощные источники освещения и увеличивая время экспонирования). К тому же снижается контрастность изображения, резкость негативов и слайдов, а цветовая гамма передается с заметными искажениями. Поэтому любителям на первых этапах освоения мастерства рекомендуем ограничиться увеличением в 30 — 100 раз, при котором тоже можно получить интересные черно-белые и цветные микрофотографии. |