Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотографирование под водой » Аппаратура и особенности подводной съемкиАппаратура и особенности подводной съемкиДаль-номерные фотоаппараты мало пригодны, хотя можно использовать и их. Наиболее удобны «зеркалки» форматом 24X36 мм («Алмаз», «Киев», «Зенит») и 6Х 6 см («Салют», «Киев-90»), т. е. камеры со встроенными экспонометрами прямого визирования. Наиболее практичны объективы короткофокусные типа «Мир-10» или «Орион-15», «Мир-26», «Минитар». Дело в том, что они обладают высокой разрешающей способностью и большой глубиной резкости. Так, «Мир-10» при диафрагме 11 и установке шкалы расстояний на отметку 1 м дает на пленке резкое изображение всех предметов, удаленных на 0,65 — 2,5 м, что вполне достаточно для большинства случаев съемок. Требования к герметичным боксам такие: возможность фокусирования изображения, взведения и спуска затвора, перемотки пленки на следующий кадр, изменения диафрагменного числа, подключения к синхроконтактам источников искусственного освещения.
Начинать съемку в водоемах надо постепенно, сначала осваивая малые глубины — до 2-3 м, В технических кружках любители могут сами изготовить герметичные боксы из авиафанеры, текстолита, плексигласа, дюралюминия, листовой стали или латуни. Масса бокса в воде значения не имеет, поэтому материалы могут быть толщиной до 5 мм. Иллюминаторы для объективов и видоискателей зеркального типа можно изготовить из органического или оптического стекла марки «Крон-8» толщиной 10 мм. Между стеклом и корпусом бокса кладут резиновую прокладку на резиновом клее (рис. 6). Для съемки на малых глубинах бокс можно изготовить из авиафанеры в форме прямоугольного ящика (рис. 7), из обычной резиновой медицинской грелки, из части резиновой камеры автомобильного колеса (рис. 8). Склеивать части бокса можно «менделеевской замазкой», водостойкими клеями. Рис. 6. Внешний вид металлического бокса для подводных фотосъемок: 1 — цилиндрический корпус бокса; 2 — рукоятка установки выдержек; 3 — спусковая кнопка; 4 — рукоятка перемотки пленки и взведения затвора; 5 — иллюминатор объектива; в — стабилизатор; 7 — рукоятка-держатель; 8 — рукоятка механизма фокусирования; 9 — рукоятка механизма установки днафраімы; 10 — тубус окуляра; 11 — рамочный прицел-видоискатель. Наилучшее время для подводных съемок летом — от 10 до 17 ч при спокойной или относительно спокойной поверхности водоема. В ветреную погоду прозрачность воды резко снижается, так как со дна поднимается ил, мелкие фрагменты осадочных пород, водоросли.
Рис. 7. Самодельный ящик для установки фотоаппарата при подводном фотографировании на малых глубинах: 1 — спусковой тросик; 2 — иллюминатор; 3 — фотоаппарат; 4 — балласт или груз; 5 — зеркало, установленное под углом 45°; 6 — корпус ящика. Растения, кораллы, раковины можно снимать при выдержке 1/30, крабов — 1/50, аквалангистов, рыб, дельфинов — 1/200 с. Подплывать к предметам нужно поближе, снимать крупным планом, поскольку контрастность объектов в воде понижена и с увеличением расстояния резко снижается. Из черно-белых лучше брать пленку чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа и фильтры Ж-2х, О-2,8х. Из цветных пленок подойдут ЦО-65Д, ДС-4, ДС-5, «Орвохром» UT-23 (UT-21, UT-18), «Фо-махром» IID20, «Орвоколор» NC-21, NC-19 Mask. Изображения объектов, сфотографированных на цветную пленку при естественном освещении на глубине более 10—15 м, получаются малоконтрастными и невыра-
зительными поэтому необходимо мощное искусственное освещение. Как правило, используют импульсные фотовспышки с энергией не менее 100 Дж («Фил-100», «Луч-70»), просвечивающие слой воды до 4 м. Лучше использовать две лампы на легких кронштейнах, одну нужно крепить слева от аппарата на уровне видоискателя, а другую — справа, спереди и на высоте 70 см так, чтобы свет от нее падал на объект съемки под углом около 45° по отношению к оси объектива. Чисто фронтальное размещение источников освещения дает плохие результаты: вода сильно рассеивает свет, объекты выглядят плоскими. Рис. 8. Самодельный резиновый бокс для фотографирования зеркальными аппаратами на малых глубинах:
1 — резиновый корпус бокса; 2 — стеклянный иллюминатор видоискателя; 3 — пластмассовый тубус видоискателя; 4 — резиновая прокладка; 5 — фотоаппарат; 6 — груз; 7 — пластмассовый тубус объектива; 8 — резиновая прокладка; 9 — стеклянный иллюминатор объектива; 10 — кольце для крепления бокса. Оптимальная глубина резкости достигается при диафрагменном числе 11. Летом в ясную солнечную погоду при спокойной воде на глубине 1,5 — 2 м на пленке чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа при диафрагме 11 можно снимать при выдержке 1/125 —1/200 с. При ветре и ряби на поверхности выдержку нужно удлинять до 1/50 —1/30 с, поскольку освещенность резко снижается. Движущиеся в воде предметы лучше фотографировать немного снизу и спереди под углом 30—45° к оптической оси объектива. Светлые предметы лучше снимать на темном фоне, а темные — на светлом. Достоверность подводного пейзажа усиливается, когда в кадр попадают люди — ныряльщики, аквалангисты, водолазы.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |