Химия для фотографа > Фотографирование под водой > Аппаратура и особенности подводной съемки

Аппаратура и особенности подводной съемки


Даль-номерные фотоаппараты мало пригодны, хотя можно использовать и их. Наиболее удобны «зеркалки» фор­матом 24X36 мм («Алмаз», «Киев», «Зенит») и 6Х 6 см («Салют», «Киев-90»), т. е. камеры со встроенными экспонометрами прямого визирования. Наиболее прак­тичны объективы короткофокусные типа «Мир-10» или «Орион-15», «Мир-26», «Минитар». Дело в том, что они обладают высокой разрешающей способностью и большой глубиной резкости. Так, «Мир-10» при диа­фрагме 11 и установке шкалы расстояний на отметку 1 м дает на пленке резкое изображение всех предметов, удаленных на 0,65 — 2,5 м, что вполне достаточно для большинства случаев съемок. Требования к герметич­ным боксам такие: возможность фокусирования изо­бражения, взведения и спуска затвора, перемотки пленки на следующий кадр, изменения диафрагменного числа, подключения к синхроконтактам источников искусственного освещения.
Начинать съемку в водоемах надо постепенно, сна­чала осваивая малые глубины — до 2-3 м, В тех­нических кружках любители могут сами изготовить герметичные боксы из авиафанеры, текстолита, плек­сигласа, дюралюминия, листовой стали или латуни. Масса бокса в воде значения не имеет, поэтому мате­риалы могут быть толщиной до 5 мм. Иллюминаторы для объективов и видоискателей зеркального типа мож­но изготовить из органического или оптического стекла марки «Крон-8» толщиной 10 мм. Между стеклом и кор­пусом бокса кладут резиновую прокладку на резино­вом клее (рис. 6). Для съемки на малых глубинах бокс можно изготовить из авиафанеры в форме прямо­угольного ящика (рис. 7), из обычной резиновой медицинской грелки, из части резиновой камеры автомобильного колеса (рис. 8). Склеивать части бокса можно «менделеевской замазкой», водостойкими клеями.
 
Внешний вид металлического бокса для подводных фотосъемок

Рис. 6. Внешний вид металлического бокса для подводных фотосъемок:
1 — цилиндрический корпус бокса; 2 — рукоятка установки выдержек; 3 — спусковая кнопка; 4 — рукоятка перемотки пленки и взведения затвора; 5 — иллюминатор объектива; в — стабилизатор; 7 — рукоятка-держатель; 8 — рукоятка механизма фокусирования; 9 — рукоятка механизма установки днафраімы; 10 — тубус окуляра;  11 — рамочный прицел-видоискатель.
 
Наилучшее время для подводных съемок летом — от 10 до 17 ч при спокойной или относительно спокойной поверхности водоема. В ветреную погоду прозрачность воды резко снижается, так как со дна поднимается ил, мелкие фрагменты осадочных пород, водоросли.
 
Самодельный ящик для установки фотоаппарата при подвод­ном фотографировании

 
Рис. 7. Самодельный ящик для установки фотоаппарата при подвод­ном фотографировании на малых глубинах:
1 — спусковой тросик; 2 — иллюминатор; 3 — фотоаппарат; 4 — балласт или груз; 5 — зеркало, установленное под углом 45°; 6 — корпус ящика.
 
Растения, кораллы, раковины можно снимать при вы­держке 1/30, крабов — 1/50, аквалангистов, рыб, дель­финов — 1/200 с. Подплывать к предметам нужно по­ближе, снимать крупным планом, поскольку контраст­ность объектов в воде понижена и с увеличением рассто­яния резко снижается. Из черно-белых лучше брать пленку чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа и филь­тры Ж-2х, О-2,8х. Из цветных пленок подойдут ЦО-65Д, ДС-4, ДС-5, «Орвохром» UT-23 (UT-21, UT-18), «Фо-махром» IID20, «Орвоколор» NC-21, NC-19 Mask. Изо­бражения объектов, сфотографированных на цветную пленку при естественном освещении на глубине бо­лее 10—15 м, получаются малоконтрастными и невыра-
зительными поэтому необходимо мощное искусственное освещение. Как правило, используют импульсные фото­вспышки с энергией не менее 100 Дж («Фил-100», «Луч-70»), просвечивающие слой воды до 4 м. Лучше использовать две лампы на легких кронштейнах, одну нужно крепить слева от аппарата на уровне видоискателя, а другую — справа, спереди и на высоте 70 см так, чтобы свет от нее падал на объект съемки под углом около 45° по отношению к оси объектива. Чисто фрон­тальное размещение источников освещения дает плохие результаты: вода сильно рассеивает свет, объекты вы­глядят плоскими.
 
Самодельный резиновый бокс для фотографирования зеркальными аппаратами
 
Рис. 8. Самодельный резиновый бокс для фотографирования зеркальными аппаратами на малых глубинах:
1 — резиновый корпус бокса; 2 — стеклянный иллюминатор видоискателя; 3 — пластмассовый тубус видоискателя; 4 — резиновая прокладка; 5 — фотоаппарат; 6 — груз; 7 — пластмассовый тубус объектива; 8 — резиновая прокладка; 9 — стеклян­ный иллюминатор объектива; 10 — кольце для крепления бокса.
 
Оптимальная глубина резкости достигается при диафрагменном числе 11. Летом в ясную солнечную по­году при спокойной воде на глубине 1,5 — 2 м на пленке чувствительностью 130—250 ед. ГОСТа при диафрагме 11 можно снимать при выдержке 1/125 —1/200 с. При ветре и ряби на поверхности выдержку нужно удлинять до 1/50 —1/30 с, поскольку освещенность резко сни­жается.
Движущиеся в воде предметы лучше фотографи­ровать немного снизу и спереди под углом 30—45° к оптической оси объектива. Светлые предметы лучше снимать на темном фоне, а темные — на светлом. Достоверность подводного пейзажа усиливается, когда в кадр попадают люди — ныряльщики, аквалангисты, водолазы.