cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обработка фотобумаг » Определение экспозиции при печатании и подбор фотобумаги к негативу

Определение экспозиции при печатании и подбор фотобумаги к негативу

Хороший фотоотпечаток, как правило, имеет макси­мальные и минимальные оптические плотности с полной проработкой полутонов. Причем проработка деталей изо­бражения как в тенях, так и в светах должна быть также хорошей.
Если отсутствует проработка деталей изображения в светах или тенях, например фактура белой ткани не видна или на черном костюме не заметно ни одной складки, то такой фотоотпечаток нельзя назвать доброкачествен­ным с технической точки зрения.
Установлено, что человеческий глаз не различает в светах деталей изображения с разницей в оптических плотностях меньших чем 0,02. Следовательно, если плот­ность подложки фотобумаги принять за нулевую, то ми­нимальное почернение, которое может быть замечено глазом, будет иметь плотность 0,02. Таким образом, самая яркая часть изображения на фотоотпечатке должна иметь оптическую плотность не менее 0,02.
Установлено также, что в глубоких тенях на изобра­жении глаз не различает разницы в оптических плотно­стях меньших чем 0,1. Таким образом, глаз начинает различать детали темного изображения с оптической плотностью меньше максимальной на 0,1. Значит, самая темная часть изображения на фотоотпечатке должна иметь оптическую плотность Dмакс— 0,1. В дальнейшем эту плотность будем называть критической.
Значения максимальных оптических плотностей для каждого типа фотобумаг известны. Для глянцевых фото­бумаг максимальная оптическая плотность лежит в пре­делах 1,7ч1,8, для матовых — 1,2ч1,4.
Соответственно полезный интервал оп­тических плотностей, используемый для об­разования изображения на фотобумаге, практически на 0,1 меньше полного интервала плотностей из-за по­ниженной контрастной чувствительности глаза в тенях. Полезному интервалу оптических плотностей соответст­вует полезный интервал экспозиций, выражаемый в логарифмических единицах.
Рассматривая форму характеристической кривой фото­бумаги, нетрудно заметить, что для построения изобра­жения используется практически вся кривая — началь­ный, средний и конечный участки.
Если экспозицию для получения едва заметного почер­нения на фотобумаге принять за единицу, а экспозицию для максимального почернения — в 10 раз большую, то полный интервал экспозиций, т. е. отно­шение большей экспозиции к меньшей, составит 10 : 1. Чем меньше это отношение, тем контрастнее фотобумага, чем больше отношение, тем мягче фотобумага. Например, интервал экспозиций для самых контрастных фотобумаг составляет 2 : 1, а для самых мягких — 60 : 1.
Отсюда становится ясно, что для печатания с мало­контрастного негатива (с малым перепадом плотностей в изображении)  следует брать фотобумагу,  имеющую малый полезный интервал экспозиций, с тем чтобы па позитиве получалась полная гамма полутонов — от свет­лого до самого темного. Наоборот, для печатания с конт­растного негатива (с большим перепадом плотностей в изображении) следует брать фотобумагу, имеющую большой полезный интервал экспозиций.

Таблица 10
 
Классификация фотобумаг по полезному интервалу экспозиций
 
Классификация фотобумаг по полезному интервалу экспозиций
 
В табл. 10 приведены величины полезных интервалов экспозиций как в абсолютных значениях отношений мак­симальной экспозиции к минимальной, так и в логариф­мических единицах для семи номеров фотобумаг.
Интервал экспозиций не зависит от структуры поверх­ности фотобумаги. Структура поверхности фотобумаги оказывает существенное влияние на контраст изображе­ния, или на так называемую «сочность», за счет различия в интервале плотностей на фотоотпечатках, хотя прора­ботка деталей в светах и тенях практически не изменяется.
Так как модулятором интервала экспозиций при пе­чатании является негатив, то интервал плотностей нега­тива и интервал экспозиций, создаваемый им, полностью соответствуют друг другу в числовых величинах. Поскольку значения интервалов плотностей и экспозиций выражаются в логарифмических единицах, для получения высокока­чественного позитива требуется выполнение равенства интервала плотностей негативного изображения полез­ному интервалу экспозиций фотобумаги. Эта зависимость графически показана на рис. 18.
 
Условие соответствия полезного интервала экспози­ций фотобумаги
 
Рис. 18. Условие соответствия полезного интервала экспози­ций фотобумаги интервалу плот­ностей негативного изображе­ния для получения доброкачест­венного позитива (жирные кри­вые): № 1, № 3 и № 6 — со­ответственно мягкая, нормаль­ная и контрастная фотобумаги
 
С целью лучшего восприятия график с характеристи­ческой кривой негативного материала повернут вокруг начала координат на 90° про­тив часовой стрелки. График с характеристической кривой фотобумаги размещен ниже та­ким образом, чтобы под мини­мальной плотностью негатив­ного изображения Dмин был рас­положен участок характеристи­ческой кривой фотобумаги с кри­тической плотностью DMакс — 0,1.
Получение критической плотности при печатании по минимальной плотности нега­тива — основное правило, ко­торое надо выполнять. Исклю­чение могут составлять изо­бражения, в которых отсут­ствуют максимальные почер­нения, например фактура белой ткани или  пейзаж в тумане.
Экспозицию при печатании следует определять по наи­более прозрачному участку не­гативного изображения методом проб. Например, на негатив­ном изображении белого тепло­хода самым прозрачным участ­ком можно считать изображение под палубным тентом (рис. 19). Делая пробные выдержки (1, 2, 4, 8, 16 с и т. д.), находят такую минимальную критическую экс­позицию, когда следующие за ней большие не отличаются по плотности изображения от пре­дыдущей. Так, в нашем примере при выдержках 1 и 2 с изображение под палубным тентом серое и темно-серое, а при выдержках 4, 8 и 16 с — одинаково черное. Значит, критическая экспози­ция будет соответствовать выдержке 4 с.
После определения критической экспозиции по мини­мальной плотности негатива следует обратить внимание на проработку деталей изображения в светах.
Если изображение в светах серое, то надо брать фото­бумагу более контрастную. Причем, чем плотнее изобра­жение в светах, тем контрастнее следует выбирать фото­бумагу в сравнении с пробной (рис. 20).
 
Определение критической экспозиции при печатании по минимальной плотности негативного изображения
 
Рис. 19. Определение критической экспозиции при печатании по минимальной плотности негативного изображения: а —2 с; б — 4 с; в — 8 с. Методом пробных экспозиций определена минимальная экспозиция (критическая) для получения максимальной плотности при 3-мин проявлении. В нашем примере критическая экспозиция соответствует выдержке 4 с. Черная полоса — поле сравнения — соответствует -Dмакс фотобумаги
 
Определение критической экспозиции при печатании по минимальной плотности негативного изображения
 
Рис. 20. Подбор номера фотобумаги по контрасту. Проработка деталей изобра­жения в светах контролируется после определения критической экспозиции. Продолжительность проявления проб 2 мин. Черная и белая полосы — поля сравнения — соответствуют D макс и D0 фотобумаги: а — света без проработки — требуется более мягкая фотобумага; б — света нормально проработаны — фотобумага подобрана правильно; в — света слишком темные — требуется более контрастная фотобумага
 
Напрашивается вполне закономерное решение: взять выдержку при печатании меньшую, но этого нельзя делать, так как темные предметы будут нереально светлыми. Фотоотпечаток будет малоконтрастным, вялым, т. е. это наглядный пример нарушения определения экспозиции по критерию.
На графиках рис. 18 видно, что интер­вал экспозиций фотобумаги № 1 больше интервала плот­ностей негативного изображения.
Если же света на пробном фотоотпечатке совершенно белые, то следует брать фотобумагу более мягкую. В слу­чае же большей выдержки мы добьемся проработки дета­лей в светах и совершенно потеряем детали в тенях изо­бражения. Опять нарушен экспозиционный критерий при печатании.
Из графиков на рис. 18 видно, что интервал плотно­стей негатива больше интервала экспозиций фотобу­маги № 6. Фотобумага не в состоянии воспроизвести ши­рокий интервал экспозиций, даваемый негативом, фото­отпечаток будет недоброкачественным.
Преимущество предлагаемого способа подбора фото­бумаги к негативу в том, что даже при отсутствии измери­тельных приборов любой начинающий фотограф может быстро освоить технику печатания, руководствуясь двумя правилами:
1) определением минимальной экспозиции для получения критической плотности на фотоотпечатке по мини­мальной плотности негатива;
2) подбором номера контраста фотобумаги в зависи­мости от проработки деталей в светах. При отсутствии проработки в светах брать фотобумагу более мягкой гра­дации. При серых светах использовать фотобумагу более контрастную.
Проявлять фотобумагу следует не менее 2  мин.
При определении минимальной экспозиции для полу­чения максимального почернения проявлять пробу целе­сообразно несколько больше, например 3 мин. Это реко­мендуется делать из тех соображений, что при 2-мин проявлении максимальное почернение будет находиться в зоне критической плотности и, кроме того, остается запас времени для более тщательного допроявления изо­бражения в светах.
Категория: Химия для фотографа » Обработка фотобумаг.
 (голосов: 1)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.