Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обработка фотобумаг » Иммерсионное печатаниеИммерсионное печатание«Immersio» в переводе с латинского значит «погружение». В основе иммерсионного метода печатания лежит известное физическое явление исчезновения видимых границ прозрачного тела при погружении его в жидкость с тем же показателем преломления. Например, если исцарапанную или матированную стеклянную пластинку поместить в глицерин или четырех-хлористый углерод, то она станет совершенно прозрачной. Царапины и матированная структура поверхности пластинки перестанут быть видимыми не только внутри жидкости, но и при извлечении из нее, так как тонкий слой смачивающей жидкости удерживается на поверхности. Это физическое явление можно с успехом использовать при печатании с исцарапанных старых негативов. Эффект особенно хорошо заметен при оптическом печатании. Про-печатывание царапин и других повреждений при обычном (сухом) оптическом печатании выявляется значительно сильнее, чем при контактном печатании. В качестве иммерсионной среды могут быть использованы жидкости с показателем преломления 1,46—1,52. Наиболее распространенными жидкостями являются глицерин, кедровое масло и четыреххлористый углерод. Глицерин (показатель преломления 1,47) легко удаляется с поверхности негатива промыванием в чистой воде. Кедровое масло (показатель преломления 1,51) плохо удаляется с негатива. Чтобы убрать следы масла, негатив промывают в жирорастворителе — четыреххлористом углероде. Четыреххлористый углерод (показатель преломления 1,46) наиболее приемлемая жидкость, хорошо испаряется с поверхности, не оставляя никаких следов. Недостатком его является неприятный запах. При оптическом печатании иммерсию наносят на обе стороны негатива, после чего его зажимают между двух покровных стекол и кладут в негативодержатель фотоувеличителя. При контактном печатании иммерсию наносят на обе стороны негатива и на эмульсионную сторону светочувствительных материалов (фотобумага, фотопленка и т. д.). Кедровое масло для контактного печатания не годится, так как светочувствительный слой еще должен обрабатываться в водных растворах, которые не будут смачивать жирную поверхность слоя. Иммерсионное контактное печатание целесообразно проводить при изготовлении масок, особенно при наличии прокладки между изображением и светочувствительным слоем. Кроме устранения царапин на фотоотпечатках иммерсионное печатание замечательно тем, что оно улучшает тоновоспроизведение за счет устранения диффузного рассеяния, вызываемого шероховатой поверхностью фотографического слоя. Это необходимо иметь в виду при оптическом печатании промежуточных негативов или позитивов. Известны и другие способы печатания с недоброкачественных негативов, но мы их рассматривать не будем, потому что даже приведенные примеры вполне достаточны для повседневной практики фотографа и обеспечивают надежные результаты.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |