cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки

Зависимость времени экспонирования от масштаба изображения при макросъемке

Негативные насадочные линзы удлиняют фокусное расстояние объективов, что позволяет снимать объекты в более крупном плане, с ощутимо более крупным изображением на пленке. Интересно, что удлинение фокусного расстояния объективов при неизменном формате кадра уменьшает их угловое поле и светосилу. И напротив, положительные насадочные линзы сокра­щают фокусное расстояние объектива, увеличивают их угловое поле, а также светосилу. Однако в обоих случаях коррекция объективов, вызванная применением насадочыых линз, ухудшает качество изображения. Это связано с формой насадочных линз, усилением астигматизма и аберрации.
Даже без насадочных линз при макросъемке эти явления усиливаются. Причин тому немало. При съем­ках крупным планом с близких расстояний глубина резко изображаемого пространства для стандартных объективов составляет всего 10— 13 мм. Для ее увели­чения любители нередко диафрагмируют объектив до предела (как правило, это 1 : 22). Вместе с тем опытным путем установлено, что фотографические объективы с фокусным расстоянием 50—60 мм («Индустар 61 Л/3», «Гелиос-44-2» и др.) целесообразно диафрагмировать только до значений 5,6—8; при 75—90 мм — до 11—12,5; 100—135 мм — до 12,5—16. Хотя диафрагменные числа 16, 22 и меньшие дают большую глубину резко изо­бражаемого пространства, они вызывают усиление дифракции, что снижает общую резкость и ухудшает цветопередачу на цветных пленках.

Микрофотография

Съемка в масштабе свыше 20 : 1 счита­ется микрофотографированием; аппарат можно при­соединить практически к любому микроскопу. Механи­ческая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механиче­ская система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего ап­парат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и ис­точника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спу­скают при помощи тросика.
И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специ­альный переходной тубус — микрофотонасадку с пере­кидной призмой.

Резкость изображения объекта при микрофотосъемке

Простейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкури­ровать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного зна­чения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.

Стереофотография

Многие, без сомнения, замечали, что один и тот же предмет выглядит несколько по-разному
при рассмотрении левым или правым глазом. Но в на­шем сознании эти два изображения воспринимаются как одно трехмерное, или объемное, изображение. Из демографических и статистических обмеров извест­но, что расстояние между зрачками, или оптическими осями левого и правого глаза, составляет от 60 до 75 мм; в среднем оно равно 65 мм, или 0,25 наименьшего рас­стояния четкого видения, например текстов. Чем больше базис, тем сильнее стереоэффект. Практически этот эффект человек начинает ощущать с расстояния 3—6 см от глаз, до 1500 м на равнине, а на море и в горах (если стоять на возвышении) — до 4 км. Если расстоя­ние до предмета наблюдения весьма значительно (Луна, звезды), то оба глаза видят одинаковую картину — необъемную, плоскую.
На обычных негативах, слайдах и позитивах изо­бражение двухмерное и воспринимается как плоское. Для того чтобы создать впечатление объемности, нужно знать и применять способы передачи объемности натуры на фото: учитывать схождение линий (например, уходя­щее вдаль полотно железной дороги), постепенное уменьшение масштабов изображения, воздушная дымка и т. п., т. е. прибегать к композиционным ухищрениям. Кроме того, необходимо иметь два обычных негатива, напечатать с них две фотографии так, будто бы мы рассматривали объект съемки отдельно сначала левым, а затем правым глазом.

Аппаратура и особенности съемки стереофото

Наша про­мышленность выпускала для стереосъемок специальный аппарат «Спутник», рассчитанный на роликовую ши­рокоформатную пленку. На одной катушке можно снять шесть стереопар (2X6X6 см) или 12 обычных сним­ков (6X6 см). Этот аппарат представляет собой две камеры «Любитель», размещенные в одном корпусе из пластмассы с общим видоискателем. Центры оптических осей объективов параллельны друг другу, стереобаза равна 65 мм, затворы и диафрагмы работают синхронно, пленка переводится одновременно на два кадра.
Стереоаппарат можно смонтировать и самому из двух одинаковых фотоаппаратов типа «Смена», «Зе­нит», «Любитель», «Искра», «Салют-С» или «Киев-88», закрепив их на общем кронштейне и приделав рычаг одновременного спуска обоих затворов (рис. 14).
 
Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов
 
Рис. 14. Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов (6Х 6 см) с однотипными объективами, но разными конструкциями затворов (шторный и центральный) и разными системами наводки на резкость (зеркальная и фотисная):
А — тросик для синхронного спуска затворов; Б — базис.

Стерео­скопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами

Для демонстрации стереопар предназначены стерео­скопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами (или простыми линзами) и зажимом для стереопары: фото или слайды (рис. 17). Выпускаются также стереоскопы Для демонстрации слайдов на большом экране — стерео­проекторы. Они имеют две независимые оптические системы, два одинаковых проекционных объектива, приспособление для синхронного фокусирования обоих изображений. Для того чтобы разделить наблюдение или рассматривание изображения левым и правым глазом, существует несколько приемов, среди которых широкое распространение получили метод (или спо­соб) анаглифов и поляризация.
 
Строение стереоскопа
 
Рис, 17. Строение стереоскопа:
1 — корпус; 2 — окуляр; 3 — разделительная планка; 4 — рамка для закрепления стереопары фотографического изображения.

Фоторисунок

Даже без специальной художественной подготовки каждый фотолюбитель при помощи несложной технологии может сделать привле­кательные рисунки природы, архитектурных ансамб­лей, а также портреты, карикатуры, графические рисунки и т. п. Рисовать можно на бумаге, картоне любыми карандашами и тушью. Чтобы последняя не смывалась, в флакон вместимостью 50 мл добавляют кристаллик хромпика (двухромовокислого калия). Основу лучше выбирать белого цвета. Есть несколько способов изготовления фоторисунка. Рассмотрим два ос­новных, которые выполняются в темном помещении.
При первом способе с помощью диапроектора, увели­чителя проектируем выбранное негативное или позитив­ное изображение на экран (лист бумаги). Если это негатив, то мягким карандашом заштриховываем все светлые места и детали изображения. Постепенно на листе бумаги появится позитивное графическое изобра­жение, или фоторисунок. Если по светлым местам негатива провести жирные черные линии, возникнет чисто графический рисунок, так называемая обводка. Употре­бив тушь, получим черно-белую или цветную графику. Во время обводки лишние детали можно опускать, до­рисовывать новые, изменять масштаб изображения, исправлять  недостатки  оригинального  изображения.
По другому способу отобранное нами изображение через защитный оранжевый светофильтр увеличителя проектируем на фотобумагу с матовой, полуматовой, структурной поверхностью, подбираем масштаб изобра­жения, наводим на резкость. На полоске бумаги «ме­тодом ступенек» определяем нормальную выдержку. При печати даем, однако, двухкратную передержку, а проявляем бумагу только до появления бледных контуров изображения. Недопроявленный отпечаток опускаем в стоп-ванну, промываем в холодной воде и закрепляем в кислом фиксаже 15—20 мин, около часа промываем в проточной воде и высушиваем при помощи электроглянцевателя.
Категория: Секреты фотосъемки.

Фотографика

Интересные отпечатки на фотобумаге, похожие на черно-белый графический рисунок, можно изготовить при помощи любого фотоаппарата, свето­фильтров и соответствующей химической обработки.
Для съемки следует выбирать высококонтрастные объекты с резким, жестким освещением. Снимать сле­дует на контрастных пленках через один из светофильт­ров: К-8Х, К-5,6Х или 0-2,8х (взяв два O-2,8 получим 0-5,6х). Хорошие результаты дает поляризационный фильтр ПФ-4Х, особенно в солнечный день при темно-синем небе с белыми облаками.
Графический портрет при жестком искусственном освещении снимают через светофильтр Г-1,4Х (или два таких, что дает Г-2,8Х). Так же фотографируют натюрморты и скульптуры.
Отснятые пленки обрабатывают в одном из негатив­ных, контрастно работающих проявителей: А-71, Д-11 Д-42, ФТ-41, ФТ-2. Многие детали и полутона на нега­тивах не прорабатываются. Контрастность негатива-оригинала, с которого надлежит печатать копии, можно усилить перекопированием, для чего с него печатают другой негатив, его еще называют дубль-негативом, дуб­ликатом или контратипом. Негатив-оригинал размачи­вают 20 мин в проточной воде, ополаскивают 30 с в 2 %-м растворе ледяной уксусной кислоты (на 1 л воды 20 мл кислоты) или в дистиллированной воде и высушивают. Контрастность можно повысить, промывая мокрый не­гатив в течение 5 мин в 40 %-м техническом или денату­рированном спирте, что к тому же ускоряет просыхание негатива.
Категория: Секреты фотосъемки.

Тонирование черно-белых бумаг в процессе проявления

Если в обычный проявитель, предназ­наченный для обработки черно-белых фотобумаг, ввести растворимую в водных растворах красящую компо­ненту, которая применяется для проявления некоторых сортов цветных пленок, то при проявлении черно-белых бумаг, кроме серебряного изображения, в ее эмульсион­ном слое образуется также изображение, состоящее из красителя. Различными сочетаниями компонент, а так­же изменением их концентраций можно дозировать насыщенность красочной картины.
Фирма «Кодак» в 60-е годы предложила для тониро­вания черно-белых фотобумаг несколько проявителей, в состав которых непосредственно перед употреблением вводятся краскообразующие компоненты. Состав основ­ного проявителя следующий:

Вода дистиллированная (25—35 °С), мл 700
Сульфит натрия безводный, г 18
Сода безводная, г 40
Калий бромистый, г 1
Диэтилпарафенилендиаминсульфат, г 0,5
Вода охлажденная до объема, мл 1000
Краскообразующие компоненты добавляются в основ­ной состав в виде запасного раствора:
Компонента, г 10
Ацетон, мл 1000
Категория: Секреты фотосъемки.

Изогелия черно-белая и цветная

На любом черно-белом негативе или позитиве можно выделить участки одинаковой плотности. Наиболее простой случай — черно-белая графика, т. е. наличие зоны двух тонов изображения. Изогелия — тоноделение, способ фотопечати (контакт и проекция) для разделения исходного полутонового изображения на зоны одинаковой светлоты.
Такое разделение тона цветного изображения с печатью конечного цветного позитива называется цветной графикой, или изополихромией. Для работы наиболее удобны фотопластинки размером 6X9 см репродукционно - штриховые чувствительностью 11 ед. ГОСТа и коэффициентом контрастности 4, так как их можно обрабатывать при темно-красном свете, а также плоские пленки ФТ-41П, ФТ-101, ФТ-111.
Циклом копировальных операций с негативов (Н) зоны определенной плотности распределяем по отдель­ным позитивам (П), каждый из которых есть изобра­жение одной из зон. Рассмотрим деление на четыре зоны, хотя, в принципе, возможно деление на три, пять, семь зон, от чего зависит конечное количество цветов. Одна из упрощенных технологических схем такова.
Категория: Секреты фотосъемки.

Псевдосоляризация черно-белая и цветная

В художественной фотографии (пре­имущественно в жанрах портрета, пейзажа, архитек­туры) иногда объединяются в одном снимке позитив­ное и негативное изображение, как бы наложенные друг на друга и в то же время отделенные друг от друга белой и черной каймой, контурами. Этот прием осно­ван на эффекте Сабатье и явлении соляризации. Если кинопленку или фотобумагу экспонировать значительно сильнее, чем требует обычная выдержка в фотографии (в сотни и тысячи раз!), то оптическая плотность почернения фотографического изображения на фото­материале после проявления будет уменьшаться с уве­личением экспозиции. Такой процесс преобразования негативного изображения в позитивное (или наоборот) известен в фотохимии как явление соляризации.
В художественной фотографии изготовление сним­ков с негативно-позитивным изображением осуществля­ется путем двойного экспонирования и проявления фотоматериалов. Они только внешне похожи на обра­щенное изображение, возникающее при настоящей со­ляризации. Поэтому искусственно полученные нега­тивно-позитивные изображения правильно называть псевдосоляризацией.
Долю негативного и позитивного изображения в окончательном варианте фотоотпечатка можно регули­ровать в процессе экспонирования и проявления ма­териалов. Для получения изображения типа карандашного рисунка материал сначала нужно экспонировать, а затем проявлять неполное время, промыть в воде в течение 10 с, остатки воды вытереть, равномерно осветить белым светом матовой электролампочки (при­мерно от 1 до 30 с) и допроявлять до максимального выявления мелких деталей изображения. В зависимости от состава проявителя продолжительность процесса может колебаться от 30 с до 4 мин.
Категория: Секреты фотосъемки.

Цветная псевдосоляризация

Цветную псевдосоляризацию легче всего осущест­вить на обращаемом материале. Поскольку для получе­ния неожиданного и непривычного эффекта мы намерен­но нарушаем обычные процессы фотохимии, то материал для опытов можно брать с давно истекшим гарантий­ным сроком.
Схема работы такова:
1) фотографируем на обраща­емую пленку с поправкой на потерю чувствительности;
2) нормально ее обрабатываем в первом (черно-белом) проявителе, промываем, опускаем в стоп-раствор, опять промываем;
3) в цветном проявителе пленку обрабаты­ваем только половину (5 мин вместо 10, к примеру), треть или две трети режимного времени, здесь фан­тазия любителя тоже может быть неисчерпаемой;
4) пленку засвечиваем и допроявляем в том же цвет­ном проявителе;
5) засвечивать пленку можно и белым светом, а также любым из радужной палитры;
6) плен­ку промываем окончательно и высушиваем. При засвет­ке следует учитывать, что цвет засветки даст нам в результате противоположный доминирующий цвет, т. е. при красном цвете засветки получим голубой доминант, при зеленом —- фиолетовый и т. п.
Категория: Секреты фотосъемки.

Бромойль

На основании опытов Понтона и У. Тальботта в 1855 г. Пуатевен предложил исполь­зовать в фотографии при позитивной печати свето­чувствительные свойства солей хромовой кислоты, раст­воренных в слое желатина, в частности при исполь­зовании пигментного, масляного, бромомасляного мето­дов, а позднее — в гидротипии и ее варианте — пинати-пии и т. п. В любительских условиях хорошие резуль­таты можно получить методом бромойлъ, частично вклю­чающим в себя масляный метод и гидротипию.
Бромойль. Название слагается из частей слов бромо­серебряный и ойль (масло). Бромойль — это бромо-масляный многоцветный и монохроматический метод позитивной печати изображений на фотобумаге. Рас­смотрим только монохроматический вариант, так как он значительно проще цветного, а многоцветную печать легче исполнить методом гидротипии, описанным ниже. Последовательность монохроматической операции при этом процессе следующая:
1) выбор или изготовление резкого, со многими полутонами негатива, свободного от вуали;
2) печатание отпечатка на бромосеребряной бумаге;
3) проявление и промывание отпечатка;
4) фиксирование его и промывание;
5) высушивание;
6) отбеливание серебряного изображения и промывка;
7) повторное  фиксирование  отпечатка и  промывка;
8) повышение рельефа;
9) приготовление красителей;
10) нанесение красителей (пигментирование);
11) сушка, ретуширование, окончательная отделка.
Категория: Секреты фотосъемки.

Гидротипия

Название предложил в 1888 г. француз­ский химик Ш.Кро, усовершенствовав открытие англий­ского химика Эдвардса. Это метод позитивной печати многоцветных фотоизображений путем перенесения вод­ного раствора красителя с матриц (желатинового кли­ше) на другой желатиновый слой. Благодаря современ­ным обращаемым цветным пленкам процесс гидротипии намного упрощен. Изображение характеризуется правиль­ной передачей широкой гаммы оттенков оригинала, отпе­чаток насыщается стойкими к дневному свету красками — от мягких акварельных до ярких, контрастных, кричащих.
Технологическая схема гидротипии такова:
1) выбор или изготовление исходного негатива (диапозитива);
2) изготовление трех негативов с разделенными цветами по любой цветоделительной методике;
3) изготовление с них трех матриц;
4) приготовление водных растворов-красителей пурпурного, желтого и голубого цветов;
5) крашение матриц;
6) перенесение красителей на бумагу;  
7) высушивание   многоцветных   отпечатков.
Категория: Секреты фотосъемки.

Холокопия

Холокопия — это способ значительного уменьшения зернистости негатива и регулирования его плотности. Способ и название предложили в 1963 г. ученые из ГДР. Опытами было установлено, что на любом негативе имеется значительно больше деталей, чем их удается перенести на фотобумагу с обычных нега­тивов традиционными методами обработки. В процес­се холокопирования мелкие детали на черно-белом не­гативе, диапозитиве и бумаге становятся ясно разли­чимыми. Этим способом можно восстановить четкость старинных фотографий, текстов, схем, карт, рисунков, чертежей.
Сухие негативы, т. е. готовые, перед холокопированием нужно размочить в течение 10 мин в чистой воде при температуре 20 °С. Только что отснятый, нормально экспонированный негатив обрабатывается в проявителе следующего состава:

Вода дистиллированная (35—45 °С), мл 700
Метол, г 3
Сульфит натрия безводный, г 45
Гидрохинон, г 12
Сода безводная, г 70
Бромистый калий, г 3
Вода холодная до объема, мл 1000
Категория: Секреты фотосъемки.

ФДП-, ИЛИ ВД- ЭФФЕКТ

Известный русский астроном С. К. Костинский в 1906 г., проявляя фотопластинки с изобра­жением далеких звезд, первым обратил внимание на разную оптическую плотность смежных участков изо­бражения, которые значительно различаются экспози­цией. Если на проявленных пластинках рассматривать такие участки, легко заметить белую полоску — гра­ницу меньшего потемнения слоя эмульсии на поле меньшей плотности, а также большее потемнение вдоль границы на поле большей плотности.
Позже опыты других ученых позволили системати­зировать это явление и его разновидности: эффект Эбергарда, эффект бордюра, линия Маки, линия края, пограничная и др. Все они вошли в науку под общим названием краевых фотоэффектов, хотя можно встре­тить и старые названия.
На сегодня известны две причины их возникновения. Первая — сильное рассеивание света в эмульсионном слое на границе сильно и слабо экспонированных участков и образование диффузные ореолов. Вто­рая причина — аномальная диффузия проявителя, т. е. неравномерность проявления эмульсии на границе по-разному экспонированных участков, вследствие чего снижаются общая резкость и четкость изображения. На участке эмульсии с большей экспозицией и, следо­вательно, большей плотности проявление происходит быстрее, проявитель истощается быстрее и сильнее. Здесь образуется больше свободного бромида. Он диф­фундирует вдоль границы участков, тормозя процесс проявления и образования вуали. Так создается белая кайма.
Категория: Секреты фотосъемки.

ФДП-метод, как холокопия

Профессор Е. Лау (ГДР) в 1968 г. обратил недо­статки краевого эффекта на пользу науки. Свое открытие он назвал методом фильтрации деталей. (изобра­жения) проявлением, или ФДП-эффектом. В отече­ственной литературе можно встретить и другое наз­вание этого метода — ВД-метод (выделение деталей) ФДП-метод основан, по сути дела, на открытом С. К. Кос­тянским краевом эффекте, на Сабатье-эффекте и так называемом голодном проявлении.
ФДП-метод, как холокопия, позволяет значительно увеличить разрешающую способность негативного, по­зитивного изображения, их четкость, резкость, кон­трастность и яркость, информативность. Е. Лау ре­комендует пленку «Орво F0-5» (фототехническая, низкой чувствительности, мелкозернистая, контрастная, несенсибилизированная, предназначенная для изготов­ления контактных копий со штриховых и растровых негативов и диапозитивов). Проявитель для этой плен­ки — «Орво А-71».
Категория: Секреты фотосъемки.

Эффект-насадки

В съемочной практике художественной фотографии нередко возникает необходимость повысить эмоциональную выразительность снимка. Для этой цели создан арсенал технических средств, среди которых значительное место занимают разнообразные насадки для объективов. Крепят их обычно в оправе светофильт­ров, но такую оправу можно изготовить самостоятельно из картона, кожи, дерматина, пластиков, соединяя де­тали эпоксидным клеем. Если у фотолюбителя уже есть компендиум, то эффект-насадки можно крепить в боковых вертикальных пазах.
 
Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата
 
Рис. 20. Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата, перекрывающая часть кадра, для съемки одного человека в роли «двойников» на разных фонах. Этот способ предложил А. Ульман (ГДР) в книге «Фототрюки».

Эффект-насадки на объектив фотоаппарата

Если нам нужно сфотографировать яркие белые облака на синем небе и нет с собой ни красного, ни оранжевого (черно-белый вариант), ни поляризацион­ного (черно-белый и цветной варианты) светофильтров, то их с успехом заменит оттенитель облаков. Делают его из черного картона или бумаги, как показано на рис. 21, а, и надевают на переднюю линзу объектива. Зеркальная камера сквозного визирования позволяет контролировать степень затенения, эффективность и эффектность данной насадки. Свободно скользящее в круглой оправе кольцо позволяет поворачивать зубчики оттенителя на нужный угол, поскольку нередко облака располагаются под углом к линии горизонта, краю леса или горного кряжа. Обычно оттенитель облаков прикры­вает четвертую или даже третью часть объектива.
 
Эффект-насадки на объектив фотоаппарата
 
Рис 21. Эффект-насадки на объектив фотоаппарата:
оттенитель облаков из черной светозащитной бумаги (а); множительная призма, трансформирующая объект в пять одинаковых изображений (б), сетка в рамке с вырезом— эффекг-насадка «Звезда» (о) эффект-насадка «мозаичный фон» из черной светозащитной  бумаги с  круглыми,  равномерно  расположенными  отверстиями   (г)

Фотографирование через эффект-насадки

Известно, что в результате прохождения лучей света через клинообразную. щель или маленькое круглое от­верстие возникает дифракция световых волн. В прак­тике художественной трюковой фотографии это явление используется в эффект-насадках и эффект-масках. Они применяются для композиционного выделения главного в кадре, для придания большей эмоциональной выразительности снимку, например для образования, как уже говорилось, «звездных» лучей, идущих от Солнца и от ярких ночных огней, а также для размывания фона, при­дания ему мозаичной структуры или формы. Желаемый эффект достигается поворотом светофильтра по часовой стрелке или против нее, так, чтобы яркий источник света сперва находился в центре кадра (рис. 22).
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.