Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемкиЗависимость времени экспонирования от масштаба изображения при макросъемкеНегативные насадочные линзы удлиняют фокусное расстояние объективов, что позволяет снимать объекты в более крупном плане, с ощутимо более крупным изображением на пленке. Интересно, что удлинение фокусного расстояния объективов при неизменном формате кадра уменьшает их угловое поле и светосилу. И напротив, положительные насадочные линзы сокращают фокусное расстояние объектива, увеличивают их угловое поле, а также светосилу. Однако в обоих случаях коррекция объективов, вызванная применением насадочыых линз, ухудшает качество изображения. Это связано с формой насадочных линз, усилением астигматизма и аберрации. Даже без насадочных линз при макросъемке эти явления усиливаются. Причин тому немало. При съемках крупным планом с близких расстояний глубина резко изображаемого пространства для стандартных объективов составляет всего 10— 13 мм. Для ее увеличения любители нередко диафрагмируют объектив до предела (как правило, это 1 : 22). Вместе с тем опытным путем установлено, что фотографические объективы с фокусным расстоянием 50—60 мм («Индустар 61 Л/3», «Гелиос-44-2» и др.) целесообразно диафрагмировать только до значений 5,6—8; при 75—90 мм — до 11—12,5; 100—135 мм — до 12,5—16. Хотя диафрагменные числа 16, 22 и меньшие дают большую глубину резко изображаемого пространства, они вызывают усиление дифракции, что снижает общую резкость и ухудшает цветопередачу на цветных пленках.
МикрофотографияСъемка в масштабе свыше 20 : 1 считается микрофотографированием; аппарат можно присоединить практически к любому микроскопу. Механическая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механическая система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего аппарат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и источника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спускают при помощи тросика. И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специальный переходной тубус — микрофотонасадку с перекидной призмой.
Резкость изображения объекта при микрофотосъемкеПростейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкурировать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного значения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.
СтереофотографияМногие, без сомнения, замечали, что один и тот же предмет выглядит несколько по-разному при рассмотрении левым или правым глазом. Но в нашем сознании эти два изображения воспринимаются как одно трехмерное, или объемное, изображение. Из демографических и статистических обмеров известно, что расстояние между зрачками, или оптическими осями левого и правого глаза, составляет от 60 до 75 мм; в среднем оно равно 65 мм, или 0,25 наименьшего расстояния четкого видения, например текстов. Чем больше базис, тем сильнее стереоэффект. Практически этот эффект человек начинает ощущать с расстояния 3—6 см от глаз, до 1500 м на равнине, а на море и в горах (если стоять на возвышении) — до 4 км. Если расстояние до предмета наблюдения весьма значительно (Луна, звезды), то оба глаза видят одинаковую картину — необъемную, плоскую. На обычных негативах, слайдах и позитивах изображение двухмерное и воспринимается как плоское. Для того чтобы создать впечатление объемности, нужно знать и применять способы передачи объемности натуры на фото: учитывать схождение линий (например, уходящее вдаль полотно железной дороги), постепенное уменьшение масштабов изображения, воздушная дымка и т. п., т. е. прибегать к композиционным ухищрениям. Кроме того, необходимо иметь два обычных негатива, напечатать с них две фотографии так, будто бы мы рассматривали объект съемки отдельно сначала левым, а затем правым глазом.
Аппаратура и особенности съемки стереофотоНаша промышленность выпускала для стереосъемок специальный аппарат «Спутник», рассчитанный на роликовую широкоформатную пленку. На одной катушке можно снять шесть стереопар (2X6X6 см) или 12 обычных снимков (6X6 см). Этот аппарат представляет собой две камеры «Любитель», размещенные в одном корпусе из пластмассы с общим видоискателем. Центры оптических осей объективов параллельны друг другу, стереобаза равна 65 мм, затворы и диафрагмы работают синхронно, пленка переводится одновременно на два кадра.
Стереоаппарат можно смонтировать и самому из двух одинаковых фотоаппаратов типа «Смена», «Зенит», «Любитель», «Искра», «Салют-С» или «Киев-88», закрепив их на общем кронштейне и приделав рычаг одновременного спуска обоих затворов (рис. 14). Рис. 14. Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов (6Х 6 см) с однотипными объективами, но разными конструкциями затворов (шторный и центральный) и разными системами наводки на резкость (зеркальная и фотисная):
А — тросик для синхронного спуска затворов; Б — базис.
Стереоскопы, приборы с двумя одинаковыми окулярамиДля демонстрации стереопар предназначены стереоскопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами (или простыми линзами) и зажимом для стереопары: фото или слайды (рис. 17). Выпускаются также стереоскопы Для демонстрации слайдов на большом экране — стереопроекторы. Они имеют две независимые оптические системы, два одинаковых проекционных объектива, приспособление для синхронного фокусирования обоих изображений. Для того чтобы разделить наблюдение или рассматривание изображения левым и правым глазом, существует несколько приемов, среди которых широкое распространение получили метод (или способ) анаглифов и поляризация.
Рис, 17. Строение стереоскопа:
1 — корпус; 2 — окуляр; 3 — разделительная планка; 4 — рамка для закрепления стереопары фотографического изображения.
ФоторисунокДаже без специальной художественной подготовки каждый фотолюбитель при помощи несложной технологии может сделать привлекательные рисунки природы, архитектурных ансамблей, а также портреты, карикатуры, графические рисунки и т. п. Рисовать можно на бумаге, картоне любыми карандашами и тушью. Чтобы последняя не смывалась, в флакон вместимостью 50 мл добавляют кристаллик хромпика (двухромовокислого калия). Основу лучше выбирать белого цвета. Есть несколько способов изготовления фоторисунка. Рассмотрим два основных, которые выполняются в темном помещении. При первом способе с помощью диапроектора, увеличителя проектируем выбранное негативное или позитивное изображение на экран (лист бумаги). Если это негатив, то мягким карандашом заштриховываем все светлые места и детали изображения. Постепенно на листе бумаги появится позитивное графическое изображение, или фоторисунок. Если по светлым местам негатива провести жирные черные линии, возникнет чисто графический рисунок, так называемая обводка. Употребив тушь, получим черно-белую или цветную графику. Во время обводки лишние детали можно опускать, дорисовывать новые, изменять масштаб изображения, исправлять недостатки оригинального изображения. По другому способу отобранное нами изображение через защитный оранжевый светофильтр увеличителя проектируем на фотобумагу с матовой, полуматовой, структурной поверхностью, подбираем масштаб изображения, наводим на резкость. На полоске бумаги «методом ступенек» определяем нормальную выдержку. При печати даем, однако, двухкратную передержку, а проявляем бумагу только до появления бледных контуров изображения. Недопроявленный отпечаток опускаем в стоп-ванну, промываем в холодной воде и закрепляем в кислом фиксаже 15—20 мин, около часа промываем в проточной воде и высушиваем при помощи электроглянцевателя.
ФотографикаИнтересные отпечатки на фотобумаге, похожие на черно-белый графический рисунок, можно изготовить при помощи любого фотоаппарата, светофильтров и соответствующей химической обработки. Для съемки следует выбирать высококонтрастные объекты с резким, жестким освещением. Снимать следует на контрастных пленках через один из светофильтров: К-8Х, К-5,6Х или 0-2,8х (взяв два O-2,8 получим 0-5,6х). Хорошие результаты дает поляризационный фильтр ПФ-4Х, особенно в солнечный день при темно-синем небе с белыми облаками. Графический портрет при жестком искусственном освещении снимают через светофильтр Г-1,4Х (или два таких, что дает Г-2,8Х). Так же фотографируют натюрморты и скульптуры. Отснятые пленки обрабатывают в одном из негативных, контрастно работающих проявителей: А-71, Д-11 Д-42, ФТ-41, ФТ-2. Многие детали и полутона на негативах не прорабатываются. Контрастность негатива-оригинала, с которого надлежит печатать копии, можно усилить перекопированием, для чего с него печатают другой негатив, его еще называют дубль-негативом, дубликатом или контратипом. Негатив-оригинал размачивают 20 мин в проточной воде, ополаскивают 30 с в 2 %-м растворе ледяной уксусной кислоты (на 1 л воды 20 мл кислоты) или в дистиллированной воде и высушивают. Контрастность можно повысить, промывая мокрый негатив в течение 5 мин в 40 %-м техническом или денатурированном спирте, что к тому же ускоряет просыхание негатива.
Тонирование черно-белых бумаг в процессе проявленияЕсли в обычный проявитель, предназначенный для обработки черно-белых фотобумаг, ввести растворимую в водных растворах красящую компоненту, которая применяется для проявления некоторых сортов цветных пленок, то при проявлении черно-белых бумаг, кроме серебряного изображения, в ее эмульсионном слое образуется также изображение, состоящее из красителя. Различными сочетаниями компонент, а также изменением их концентраций можно дозировать насыщенность красочной картины.
Фирма «Кодак» в 60-е годы предложила для тонирования черно-белых фотобумаг несколько проявителей, в состав которых непосредственно перед употреблением вводятся краскообразующие компоненты. Состав основного проявителя следующий: Вода дистиллированная (25—35 °С), мл 700 Сульфит натрия безводный, г 18 Сода безводная, г 40 Калий бромистый, г 1 Диэтилпарафенилендиаминсульфат, г 0,5 Вода охлажденная до объема, мл 1000 Краскообразующие компоненты добавляются в основной состав в виде запасного раствора: Компонента, г 10 Ацетон, мл 1000
Изогелия черно-белая и цветнаяНа любом черно-белом негативе или позитиве можно выделить участки одинаковой плотности. Наиболее простой случай — черно-белая графика, т. е. наличие зоны двух тонов изображения. Изогелия — тоноделение, способ фотопечати (контакт и проекция) для разделения исходного полутонового изображения на зоны одинаковой светлоты. Такое разделение тона цветного изображения с печатью конечного цветного позитива называется цветной графикой, или изополихромией. Для работы наиболее удобны фотопластинки размером 6X9 см репродукционно - штриховые чувствительностью 11 ед. ГОСТа и коэффициентом контрастности 4, так как их можно обрабатывать при темно-красном свете, а также плоские пленки ФТ-41П, ФТ-101, ФТ-111. Циклом копировальных операций с негативов (Н) зоны определенной плотности распределяем по отдельным позитивам (П), каждый из которых есть изображение одной из зон. Рассмотрим деление на четыре зоны, хотя, в принципе, возможно деление на три, пять, семь зон, от чего зависит конечное количество цветов. Одна из упрощенных технологических схем такова.
Псевдосоляризация черно-белая и цветнаяВ художественной фотографии (преимущественно в жанрах портрета, пейзажа, архитектуры) иногда объединяются в одном снимке позитивное и негативное изображение, как бы наложенные друг на друга и в то же время отделенные друг от друга белой и черной каймой, контурами. Этот прием основан на эффекте Сабатье и явлении соляризации. Если кинопленку или фотобумагу экспонировать значительно сильнее, чем требует обычная выдержка в фотографии (в сотни и тысячи раз!), то оптическая плотность почернения фотографического изображения на фотоматериале после проявления будет уменьшаться с увеличением экспозиции. Такой процесс преобразования негативного изображения в позитивное (или наоборот) известен в фотохимии как явление соляризации. В художественной фотографии изготовление снимков с негативно-позитивным изображением осуществляется путем двойного экспонирования и проявления фотоматериалов. Они только внешне похожи на обращенное изображение, возникающее при настоящей соляризации. Поэтому искусственно полученные негативно-позитивные изображения правильно называть псевдосоляризацией. Долю негативного и позитивного изображения в окончательном варианте фотоотпечатка можно регулировать в процессе экспонирования и проявления материалов. Для получения изображения типа карандашного рисунка материал сначала нужно экспонировать, а затем проявлять неполное время, промыть в воде в течение 10 с, остатки воды вытереть, равномерно осветить белым светом матовой электролампочки (примерно от 1 до 30 с) и допроявлять до максимального выявления мелких деталей изображения. В зависимости от состава проявителя продолжительность процесса может колебаться от 30 с до 4 мин.
Цветная псевдосоляризацияЦветную псевдосоляризацию легче всего осуществить на обращаемом материале. Поскольку для получения неожиданного и непривычного эффекта мы намеренно нарушаем обычные процессы фотохимии, то материал для опытов можно брать с давно истекшим гарантийным сроком.
Схема работы такова: 1) фотографируем на обращаемую пленку с поправкой на потерю чувствительности;
2) нормально ее обрабатываем в первом (черно-белом) проявителе, промываем, опускаем в стоп-раствор, опять промываем;
3) в цветном проявителе пленку обрабатываем только половину (5 мин вместо 10, к примеру), треть или две трети режимного времени, здесь фантазия любителя тоже может быть неисчерпаемой;
4) пленку засвечиваем и допроявляем в том же цветном проявителе;
5) засвечивать пленку можно и белым светом, а также любым из радужной палитры;
6) пленку промываем окончательно и высушиваем. При засветке следует учитывать, что цвет засветки даст нам в результате противоположный доминирующий цвет, т. е. при красном цвете засветки получим голубой доминант, при зеленом —- фиолетовый и т. п.
БромойльНа основании опытов Понтона и У. Тальботта в 1855 г. Пуатевен предложил использовать в фотографии при позитивной печати светочувствительные свойства солей хромовой кислоты, растворенных в слое желатина, в частности при использовании пигментного, масляного, бромомасляного методов, а позднее — в гидротипии и ее варианте — пинати-пии и т. п. В любительских условиях хорошие результаты можно получить методом бромойлъ, частично включающим в себя масляный метод и гидротипию.
Бромойль. Название слагается из частей слов бромосеребряный и ойль (масло). Бромойль — это бромо-масляный многоцветный и монохроматический метод позитивной печати изображений на фотобумаге. Рассмотрим только монохроматический вариант, так как он значительно проще цветного, а многоцветную печать легче исполнить методом гидротипии, описанным ниже. Последовательность монохроматической операции при этом процессе следующая: 1) выбор или изготовление резкого, со многими полутонами негатива, свободного от вуали;
2) печатание отпечатка на бромосеребряной бумаге;
3) проявление и промывание отпечатка;
4) фиксирование его и промывание;
5) высушивание;
6) отбеливание серебряного изображения и промывка; 7) повторное фиксирование отпечатка и промывка; 8) повышение рельефа; 9) приготовление красителей;
10) нанесение красителей (пигментирование);
11) сушка, ретуширование, окончательная отделка.
ГидротипияНазвание предложил в 1888 г. французский химик Ш.Кро, усовершенствовав открытие английского химика Эдвардса. Это метод позитивной печати многоцветных фотоизображений путем перенесения водного раствора красителя с матриц (желатинового клише) на другой желатиновый слой. Благодаря современным обращаемым цветным пленкам процесс гидротипии намного упрощен. Изображение характеризуется правильной передачей широкой гаммы оттенков оригинала, отпечаток насыщается стойкими к дневному свету красками — от мягких акварельных до ярких, контрастных, кричащих.
Технологическая схема гидротипии такова: 1) выбор или изготовление исходного негатива (диапозитива);
2) изготовление трех негативов с разделенными цветами по любой цветоделительной методике;
3) изготовление с них трех матриц;
4) приготовление водных растворов-красителей пурпурного, желтого и голубого цветов;
5) крашение матриц;
6) перенесение красителей на бумагу;
7) высушивание многоцветных отпечатков.
ХолокопияХолокопия — это способ значительного уменьшения зернистости негатива и регулирования его плотности. Способ и название предложили в 1963 г. ученые из ГДР. Опытами было установлено, что на любом негативе имеется значительно больше деталей, чем их удается перенести на фотобумагу с обычных негативов традиционными методами обработки. В процессе холокопирования мелкие детали на черно-белом негативе, диапозитиве и бумаге становятся ясно различимыми. Этим способом можно восстановить четкость старинных фотографий, текстов, схем, карт, рисунков, чертежей.
Сухие негативы, т. е. готовые, перед холокопированием нужно размочить в течение 10 мин в чистой воде при температуре 20 °С. Только что отснятый, нормально экспонированный негатив обрабатывается в проявителе следующего состава: Вода дистиллированная (35—45 °С), мл 700 Метол, г 3 Сульфит натрия безводный, г 45 Гидрохинон, г 12 Сода безводная, г 70 Бромистый калий, г 3 Вода холодная до объема, мл 1000
ФДП-, ИЛИ ВД- ЭФФЕКТИзвестный русский астроном С. К. Костинский в 1906 г., проявляя фотопластинки с изображением далеких звезд, первым обратил внимание на разную оптическую плотность смежных участков изображения, которые значительно различаются экспозицией. Если на проявленных пластинках рассматривать такие участки, легко заметить белую полоску — границу меньшего потемнения слоя эмульсии на поле меньшей плотности, а также большее потемнение вдоль границы на поле большей плотности. Позже опыты других ученых позволили систематизировать это явление и его разновидности: эффект Эбергарда, эффект бордюра, линия Маки, линия края, пограничная и др. Все они вошли в науку под общим названием краевых фотоэффектов, хотя можно встретить и старые названия. На сегодня известны две причины их возникновения. Первая — сильное рассеивание света в эмульсионном слое на границе сильно и слабо экспонированных участков и образование диффузные ореолов. Вторая причина — аномальная диффузия проявителя, т. е. неравномерность проявления эмульсии на границе по-разному экспонированных участков, вследствие чего снижаются общая резкость и четкость изображения. На участке эмульсии с большей экспозицией и, следовательно, большей плотности проявление происходит быстрее, проявитель истощается быстрее и сильнее. Здесь образуется больше свободного бромида. Он диффундирует вдоль границы участков, тормозя процесс проявления и образования вуали. Так создается белая кайма.
ФДП-метод, как холокопияПрофессор Е. Лау (ГДР) в 1968 г. обратил недостатки краевого эффекта на пользу науки. Свое открытие он назвал методом фильтрации деталей. (изображения) проявлением, или ФДП-эффектом. В отечественной литературе можно встретить и другое название этого метода — ВД-метод (выделение деталей) ФДП-метод основан, по сути дела, на открытом С. К. Костянским краевом эффекте, на Сабатье-эффекте и так называемом голодном проявлении. ФДП-метод, как холокопия, позволяет значительно увеличить разрешающую способность негативного, позитивного изображения, их четкость, резкость, контрастность и яркость, информативность. Е. Лау рекомендует пленку «Орво F0-5» (фототехническая, низкой чувствительности, мелкозернистая, контрастная, несенсибилизированная, предназначенная для изготовления контактных копий со штриховых и растровых негативов и диапозитивов). Проявитель для этой пленки — «Орво А-71».
Эффект-насадкиВ съемочной практике художественной фотографии нередко возникает необходимость повысить эмоциональную выразительность снимка. Для этой цели создан арсенал технических средств, среди которых значительное место занимают разнообразные насадки для объективов. Крепят их обычно в оправе светофильтров, но такую оправу можно изготовить самостоятельно из картона, кожи, дерматина, пластиков, соединяя детали эпоксидным клеем. Если у фотолюбителя уже есть компендиум, то эффект-насадки можно крепить в боковых вертикальных пазах.
Рис. 20. Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата, перекрывающая часть кадра, для съемки одного человека в роли «двойников» на разных фонах. Этот способ предложил А. Ульман (ГДР) в книге «Фототрюки».
Эффект-насадки на объектив фотоаппаратаЕсли нам нужно сфотографировать яркие белые облака на синем небе и нет с собой ни красного, ни оранжевого (черно-белый вариант), ни поляризационного (черно-белый и цветной варианты) светофильтров, то их с успехом заменит оттенитель облаков. Делают его из черного картона или бумаги, как показано на рис. 21, а, и надевают на переднюю линзу объектива. Зеркальная камера сквозного визирования позволяет контролировать степень затенения, эффективность и эффектность данной насадки. Свободно скользящее в круглой оправе кольцо позволяет поворачивать зубчики оттенителя на нужный угол, поскольку нередко облака располагаются под углом к линии горизонта, краю леса или горного кряжа. Обычно оттенитель облаков прикрывает четвертую или даже третью часть объектива.
оттенитель облаков из черной светозащитной бумаги (а); множительная призма, трансформирующая объект в пять одинаковых изображений (б), сетка в рамке с вырезом— эффекг-насадка «Звезда» (о) эффект-насадка «мозаичный фон» из черной светозащитной бумаги с круглыми, равномерно расположенными отверстиями (г)
Фотографирование через эффект-насадкиИзвестно, что в результате прохождения лучей света через клинообразную. щель или маленькое круглое отверстие возникает дифракция световых волн. В практике художественной трюковой фотографии это явление используется в эффект-насадках и эффект-масках. Они применяются для композиционного выделения главного в кадре, для придания большей эмоциональной выразительности снимку, например для образования, как уже говорилось, «звездных» лучей, идущих от Солнца и от ярких ночных огней, а также для размывания фона, придания ему мозаичной структуры или формы. Желаемый эффект достигается поворотом светофильтра по часовой стрелке или против нее, так, чтобы яркий источник света сперва находился в центре кадра (рис. 22).
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |