Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемкиРастрыРастры обычно используют при печати копий на фотобумаге. Они могут значительно видоизменить снимок, сместить смысловой акцент. Технология их применения такова. На один и тот же лист фотобумаги выбранного нами формата, например 24 X 30 см, последовательно под увеличителем экспонируют избранный сюжет и структуру растра (крупное «зерно», симметричный рисунок, текстуру материала и т. и.), как показано на рис. 23. Если, скажем, экспонировать на бумагу пейзаж и растр-негатив в виде косых черных штрихов, то на окончательном снимке получим пейзаж с косо падающим белым снегом. С помощью многократной экспозиции на негатив или слайд можно последовательно снять структуру растра, черные силуэты деревьев и красное заходящее солнце. Этот метод позволяет воссоздать действительность по своему усмотрению из разных фрагментов, т. е. осуществить фотомонтаж, о чем детальней речь пойдет дальше.
ФотомонтажСоединяя несколько разных фотографий или их фрагментов, рисунков, можно создать новую, целостную по смыслу и форме картину —- фотографический монтаж. Это также метод (или способ) изготовления комбинированных фотографических изображений. Он помогает значительно расширять возможности художественной, прикладной, документальной и других видов светописи. С художественно-эстетической стороны у него есть свои специфические особенности: он позволяет смещать зрительный центр фотокомпозиции даже за границы готового кадра, сдвигать смысловые акценты; ему присущ скрытый смысл, т. е. подтекст, символика, гипербола и метафора, лаконичность формы, нередко преднамеренная деформация объекта первой съемки, нарушение пропорций предметов и их масштабов, лапидарность стиля сопроводительных текстов, обратная перспектива (монтажи А. Житомирского, В. Корецкого, Дж. Хартфильда).
Техническая основа фотомонтажаТехническая основа монтажа — комбинированный контактный или проекционный перенос фотографических изображений с разных негативов (диапозитивов) на одну общую основу. Методик разработано много, рассмотрим, однако, наиболее доступные: механический монтаж, проекционный, контактный, композитный. Сначала нужно придумать и продумать сюжет, сделать эскиз, схему или планшет будущего фотомонтажа. Это значительно облегчит работу в дальнейшем, будет содействовать рождению новых идей, подскажет неожиданные интересные решения. Наиболее простой способ изготовления монтажа — механический. Он заключается в вырезывании и подклеивании определенных сюжетно важных частей фотографии или же целых фотографий на общую фотографию или рисунок-основу. Такой монтаж называют плоским. На нем нередко дорисовывают искусственные тени, в результате чего получается монтаж объемный, или макетный. В проекционном способе под увеличителем печатают на общую основу изображения нескольких негативов (слайдов) последовательно или, сложив их вместе, с масками и контрмасками. Сложность — в подборе правильных локальных экспозиций, что определяется путем проб и соответствующих отметок в эскизе (планшете). Этот способ позволяет впечатывать в пейзаж облака, в интерьеры — изображение людей, снятых в разное время в разных местах и объединенных в одной фотографии.
Монтажная фотокомпозицияК монтажной фотокомпозиции предъявляются такие требования: простота зримой архитектоники, лаконичность при раскрытии темы, доходчивость и лапидарность текстов. Не следует перенасыщать конечное изображение второстепенными деталями, которые могут отвлекать внимание зрителя от главной идеи. Коллаж с текстом довольно часто строится по принципу парадокса, что имеет место в политической сатире, в злой карикатуре. Парадокс заключается в несоответствии фотографического изображения сопровождающим его текстам, т. е. зрительный ряд значительно трансформируется подтекстом. Нередко используется и такой прием, как умышленное несоответствие второстепенного главному, фона — переднему плану.
Фотомонтаж «Бахчисарайские минареты ночью» выполнен из двух изображений. Луны, снятой объективом МТО-500 (формат черно-белого негатива 24X36 мм), и внутреннего дворика резиденции бывших владык Крыма Гиреев, снятого днем, в августе, около 17 ч объективом «Индустар 61 Л/3 2,8/50 мм» (цветной слайд на пленке «Орвохром» UT-18 форматом 24X36 мм). С цветного слайда контактом на пленке МЗ-ЗЛ сделаны черно-белые негатив и пленочный позитив. Оба сложены вместе, эмульсия к эмульсии. Контуры изображений относительно друг друга сдвинуты с таким расчетом, чтобы при печати под увеличителем на фотобумаге «под ночь» образовалась тонкая белая кайма, имитирующая освещение зданий светом Луны. При печати этого изображения применялась черная маска-круг на тонкой проволочке для экранирования от света увеличителя того места на бумаге, куда было задумано позже впечатать изображение Луны. Экспозиция измерялась локально: а) для неба;
б) для зданий;
в) для лунного диска.
Обработка негативов при фотомонтажеВ фотографической практике нередко возникает необходимость использовать для монтажа снимки резкие, проработанные в тончайших деталях, с плавными переходами в полутонах. Негатив для таких снимков нужно обрабатывать в особомелкозернистых выравнивающих проявителях. Проявляющее вещество, сильно дробящее зерно, в 1930 г предложили немецкие химики А. Редделейн и Г. Миллер. Вскоре в продаже появился проявитель «Атомал Агфа» (Германия), позднее — его аналог «Промикроль Мэй и Бэйкер», а в нашей стране после 1945 г.— «Ортомикроль». В ГДР в настоящее время выпускается более усовершенствованный аналог — «А-49 Орво». Опыты показали что N-бета-гидрооксиэтилортоаминофенолсульфат с успехом может (для эмульсий «Фото-250», «Фото-32») заменить и метол и фенидон в сочетании с глицином. Свежеприготовленный проявитель с оригинальным веществом имеет слабую песочную окраску, работает медленно и мягко, примерно в 1,5 раза снижает чувствительность эмульсии. Проявитель-аналог с метолом или фенидоном и глицином чувствительности не снижает, а негативы дает с такой же тонкой проработкой.
Известный венгерский фотограф-художник Й. Дулович предложил рецепт более простого проявителя, обладающего почти такими же свойствами, как и «Атомал» Метол (марка А), г 4,8 Сульфит натрия безводный, г 90 Метабисульфит -калия, г 6,4 Вода до объема, мл 1000
Метод точной маскиПри изготовлении сложных монтажей нередко возникает необходимость совмещать изображения достаточно сложных конфигураций путем наложения одного на другое. Это требует точного маскирования и обычно проводится на дубль-позитивах и дубль-негативах. Удобны в работе стеклянные фотопластинки «Изоорто» чувствительностью 11— 20 ед. ГОСТа/ИСО, форматам от 9X12 до 30X40 см, с которыми можно работать при неактиничном красном лабораторном освещении. Исходный негатив или диапозитив закладывается в рамку фотоувеличителя, и его изображение печатается на пластинку, как на фотобумагу. Выдержка подбирается путем проб; она зависит от плотности изображения, степени увеличения и обычно бывает в границах 10 с 2 мин. После проявления, закрепления, промывки и сушки следует обработка лаками. Чтобы при работе предохранить эмульсию пластинки от механических повреждений, пластинки после фиксирования целесообразно обрабатывать в формалиновом дубителе. Подбирая пластинки различной контрастности, проявители разных составов, применяя разные способы обработки, можно в широких пределах изменять тональные соотношения сюжетов, которые составляют конечное изображение — фотомонтаж.
ЦианотипияАнглийский физик и астроном Дж. Гершель в 1842 г. создал светочувствительную ферропрус-сиатную, или цианотипную, бумагу на основе солей железа. Под действием света соль аммиачного лимоннокислого железа переходит в соль закиси железа, а с красной кровяной солью образует турнбулеву соль (синь). Она не растворима ни в воде, ни в кислотах, стойка на свету. Один из рецептов Гершеля состоит из двух частей (А и Б):
А. Вода кипяченая, мл 100
Аммиачное лимоннокислое железо, г 38 Б. Вода кипяченая, мл 100
Железосинеродистый калий, г 28 Печать на бумаге и картонеСначала подбираем или изготавливаем негатив черно-белый, желательно крупного (13Х 18 или 24Х 36 см) формата, повышенной контрастности, средней плотности. Поверхность бумаги (картона) может быть гладкой, пористой, структурной, тисненой, матовой или глянцевой. Лучше брать материал с белым цветом поверхности. Перед печатью нужно приготовить светочувствительный раствор, нанести его на бумагу, высушить, а затем уже печатать изображение. Ярко-красный тон изображенияРастворяем пшеничную или картофельную муку в воде, завариваем редкий крахмальный клейстер; постоянно его помешивая, медленно добавляем растертый в порошок кармин но рецепту:
Вода, мл 200 Крахмал, г 10 Кармин, г 10 Когда кармин растворится, смесь процеживаем через несколько слоев марли, а затем широкой кистью ровным слоем наносим ее на поверхность бумаги; второй слой накладываем поперек первого. Сушим бумагу при дневном освещении. Срок ее хранения практически не ограничен. Сепия, желтый, черно-фиолетовый тона изображенияПри слабом желтом неактиничном освещении готовим чувствительный к свету раствор:
Вода дистиллированная, мл 200 Кислота лимонная, г 18 Серебро азотнокислое, г 15 Хранить его нужно в закрытом сосуде из темного коричневого стекла в темноте; на свету и под действием кислорода воздуха этот раствор за несколько часов теряет свои свойства, а покрытая им бумага — через несколько суток. Поэтому «очувствлять» бумагу нужно за сутки до дня печати при неактиничном свете. Сушат бумагу в темноте. Длительность выдержки около 30 мин. После экспонирования бумагу промывают в чистой воде примерно 1 ч, чтобы вывести из нее всю кислоту. Хорошие результаты дает нейтрализация кислоты в течение 3 мин в таком растворе: Вода холодная, мл 200 Углекислый натрий, г 1 Синий, серо-синий, голубой и зеленый тона изображенияПри неактиничном свете готовим два раствора:
А. Вода дистиллированная, мл 200 Железосинеродистый калий (красная кровяная соль), г 20 Б. Вода дистиллированная, мл 200 Аммиачное лимоннокислое железо, г 45 Перед употреблением оба раствора в пропорции 1 : 1 смешиваем, вливая А в Б. Полученная смесь чувствительна к свету. При неактиничном освещении широкой мягкой кистью быстро наносим ее на бумагу ровными мазками вдоль и поперек. Сушим в темноте, оберегая от пыли. Печатаем негатив на ярком солнце, как описано выше, до тех пор, пока на белом или желтоватом фоне полутона не станут синими. Темные места позитивного изображения должны приобрести фиолетовый оттенок. Контролировать насыщенность изображения можно визуально, отгибая уголок негатива. В среднем выдержка продолжается от 10 до 20 мин. Печать на тканяхНегатив подбираем среднего или крупного формата, прозрачный в светлых местах и с повышенной контрастностью, поскольку изображение на тканях получается мягче, чем на бумаге. Черными масками можно выделять сюжетно важные места изображения, используя фактуру материала как фон. Печатать можно на впитывающих водные растворы материалах: хлопке, льне, натуральном шелке, предварительно нанеся на них светочувствительный слой эмульсии. Чтобы изображение было четким, следует выбирать материал светлых оттенков. Ткани должны быть новыми, перед обработкой выстиранными, промытыми в чистой воде и высушенными. При неактиничном освещении готовим следующие растворы:
Л. Вода дистиллированная, мл 500 Красная кровяная соль, г 100 Б. Вода дистиллированная, мл 500 Аммиачное лимоннокислое железо, г 130 Печать фотографического изображения на деревеДля этого вида печати используют мягкие породы дерева: осину, ольху, липу, орех и т. п. Поверхность дерева должна быть гладкой, сухой, чистой. Сначала готовим раствор:
Вода, мл 200
Желатин, г 3,5 Белое мыло, г 3,5 Когда в холодной воде желатин постепенно набухнет, его растворяют, поместив сосуд с водой и желатином в водяную баню. Медленно помешивая, его маленькими порциями вливают в раствор белого мыла. К этой смеси добавляют 6,5 г сухих цинковых белил (оксид цинка), размешивают ее, фильтруют и тонким слоем наносят на гладкую поверхность дерева, одновременно втирая щеткой с густым и коротким ворсом. Когда слой этой грунтовки подсохнет, на него широким флейцем наносят еще один слой, приготовленный по такому рецепту: Вода, мл 100 Белок яичный, г 90 Хлористый аммоний; г 5 Лимонная кислота, г 2 Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волоконФотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальонов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, поэтому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке. Печать на металлах и сплавах. Технические и художественные гравюры обычно выполняют из нержавеющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щелочи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы. Печать на стеклеНа поверхности стеклянных изделий фотоизображения создают и закрепляют двумя основными методами: обжигом в муфельной печи и химическим травлением. Мы предлагаем второй метод.
Как и при печати на металлах, оригинальное изображение, полученное на фотобумаге, из полутонового нужно перевести в штриховое. Оно должно быть повышенной контрастности, а светлые части — чистыми. Готовим эмульсию следующего состава: Вода кипяченая, мл 500 Декстрин, г 20 Патока, г 13,5 Двухромовокислый калий, г 6 Печать на пластмассахНа органическом стекле, целлулоиде, других пластмассовых материалах, за исключением фторопластов, можно создать и закрепить фотоизображение. Поверхность должна быть чистой и без изъянов. Необходимо приготовить раствор следующего состава:
Вода кипяченая, мл 300 Белок яичный, мл 30 Двухромовокислый аммоний, г 3
Для защиты от микробов в него добавляем две капли карболовой кислоты, тщательно перемешиваем, затем даем ему отстояться, процеживаем и по каплям добавляем нашатырный спирт, пока оранжевый цвет раствора не станет светло-желтым. Готовой эмульсией поливаем поверхность пластмассы при неактиничном свете, а затем сушим в темноте, оберегая от пыли. Печать на тканях из синтетических волоконСинтетические ткани, не имеющие в своем составе льна, хлопка, бумаги, практически являются тоже пластмассами. Поэтому методика печати на них фотоизображений мало чем отличается от описанной выше, т.е. это печать не на впитывающих в себя водные растворы поверхностях.
Выбранный участок ткани очерчиваем простым карандашом и матируем самой мелкой наждачной бумагой, промываем в проточной воде. Готовим такой раствор: Вода кипяченая (30—35 °С), мл 300 Глюкоза, г 45 Двухромовокислый аммоний, г 5 ЭлектрофотографияЗнаменитый шведский химик И. Я. Берцелиус в 1817 г. открыл элемент селен. В 1873 г. английский инженер-электрик У. Смит и его помощник Дж. Мэй обнаружили возрастание электропроводимости селена под действием света. Впоследствии это явление было названо фотопроводимостью. Позднее ученые установили, что этим свойством обладают и другие вещества. Открытый эффект был положен в основу опытов но регистрации изображений при помощи электричества и полупроводников. 27 октября 1916 г. русский талантливый изобретатель-самоучка Е. Е. Горин подал заявку на патент под названием «Электрофотографический аппарат». В фотоаппарате Е. Е. Горина (а он был к тому же и фотографом) для регистрации изображения была применена бумага, покрытая составом, сопротивление которого зависело от интенсивности света, а окраска — от силы проходящего через него электрического тока. Хотя Е. Е. Горину так и не удалось получить высококачественные электрофотографии, его изобретение дало сильный толчок для дальнейших исследований.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |