cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки

Растры

Растры обычно использу­ют при печати копий на фото­бумаге. Они могут значи­тельно видоизменить снимок, сместить смысловой акцент. Технология их применения такова. На один и тот же лист фотобумаги выбранного нами    формата,    например 24 X 30 см, последовательно под увеличителем экспониру­ют избранный сюжет и струк­туру растра (крупное «зер­но», симметричный рисунок, текстуру материала и т. и.), как показано на рис. 23. Ес­ли, скажем, экспонировать на бумагу пейзаж и растр-негатив в виде косых черных штрихов, то на окончательном снимке получим пейзаж с косо падающим белым снегом.
С помощью многократной экспозиции на негатив или слайд можно последовательно снять структуру растра, черные силуэты деревьев и красное заходящее солнце. Этот метод позволяет воссоздать действитель­ность по своему усмотрению из разных фрагментов, т. е. осуществить фотомонтаж, о чем детальней речь пойдет дальше.

Фотомонтаж

Соединяя несколько разных фотографий или их фрагментов, рисунков, можно создать новую, цело­стную по смыслу и форме картину —- фотографический монтаж. Это также метод (или способ) изготовления комби­нированных фотографических изображений. Он помогает значительно расширять возможности художественной, прикладной, документальной и других видов светописи.
С художественно-эстетической стороны у него есть свои специфические особенности: он позволяет смещать зрительный центр фотокомпозиции даже за границы го­тового кадра, сдвигать смысловые акценты; ему присущ скрытый смысл, т. е. подтекст, символика, гипербола и метафора, лаконичность формы, нередко преднамерен­ная деформация объекта первой съемки, нарушение пропорций предметов и их масштабов, лапидарность стиля сопроводительных текстов, обратная перспектива (монтажи А. Житомирского, В. Корецкого, Дж. Хартфильда).

Техническая основа фотомонтажа

Техническая основа монтажа — комбинированный контактный или проекционный перенос фотографи­ческих изображений с разных негативов (диапозитивов) на одну общую основу. Методик разработано много, рассмотрим, однако, наиболее доступные: механичес­кий монтаж, проекционный, контактный, композитный.
Сначала нужно придумать и продумать сюжет, сделать эскиз, схему или планшет будущего фотомон­тажа. Это значительно облегчит работу в дальнейшем, будет содействовать рождению новых идей, подскажет неожиданные интересные решения. Наиболее простой способ изготовления монтажа — механический. Он заключается в вырезывании и подклеивании определен­ных сюжетно важных частей фотографии или же целых фотографий на общую фотографию или рисунок-основу. Такой монтаж называют плоским. На нем нередко дорисовывают искусственные тени, в результате чего получается монтаж объемный, или макетный. В проек­ционном способе под увеличителем печатают на общую основу изображения нескольких негативов (слайдов) последовательно или, сложив их вместе, с масками и контрмасками. Сложность — в подборе правильных локальных экспозиций, что определяется путем проб и соответствующих отметок в эскизе (планшете). Этот способ позволяет впечатывать в пейзаж облака, в ин­терьеры — изображение людей, снятых в разное время в разных местах и объединенных в одной фотографии.

Монтажная фотокомпозиция

К монтажной фотокомпозиции предъявляются такие требования: простота зримой архитектоники, лаконич­ность при раскрытии темы, доходчивость и лапидар­ность текстов. Не следует перенасыщать конечное изображение второстепенными деталями, которые могут отвлекать внимание зрителя от главной идеи. Коллаж с текстом довольно часто строится по принципу па­радокса, что имеет место в политической сатире, в злой карикатуре. Парадокс заключается в несоответствии фотографического изображения сопровождающим его текстам, т. е. зрительный ряд значительно трансфор­мируется подтекстом. Нередко используется и такой прием, как умышленное несоответствие второстепен­ного главному, фона — переднему плану.
Фотомонтаж «Бахчисарайские минареты ночью» выполнен из двух изображений. Луны, снятой объективом МТО-500 (формат черно-белого негатива 24X36 мм), и внутреннего дворика резиден­ции бывших владык Крыма Гиреев, снятого днем, в августе, около 17 ч объективом «Индустар 61 Л/3 2,8/50 мм» (цветной слайд на пленке «Орвохром» UT-18 форматом 24X36 мм).
С цветного слайда контактом на пленке МЗ-ЗЛ сделаны черно-белые негатив и пленочный позитив. Оба сложены вместе, эмульсия к эмульсии. Контуры изображений относительно друг друга сдвинуты с таким расчетом, чтобы при печати под увеличителем на фото­бумаге «под ночь» образовалась тонкая белая кайма, имитирующая освещение зданий светом Луны. При печати этого изображения применялась черная маска-круг на тонкой проволочке для экранирования от света увеличителя того места на бумаге, куда было задумано позже впечатать изображение Луны. Экспозиция измерялась локально:
а) для неба;
б) для зданий;
в) для лунного диска.

Обработка негативов при фотомонтаже

В фотографической практике нередко возникает необходимость использовать для монтажа снимки рез­кие, проработанные в тончайших деталях, с плавными переходами в полутонах. Негатив для таких снимков нужно обрабатывать в особомелкозернистых выравнива­ющих проявителях. Проявляющее вещество, сильно дробящее зерно, в 1930 г предложили немецкие химики А. Редделейн и Г. Миллер. Вскоре в продаже появился проявитель «Атомал Агфа» (Германия), позднее — его аналог «Промикроль Мэй и Бэйкер», а в нашей стране после 1945 г.— «Ортомикроль». В ГДР в настоя­щее время выпускается более усовершенствованный аналог — «А-49 Орво». Опыты показали что N-бета-гидрооксиэтилортоаминофенолсульфат с успехом может (для эмульсий «Фото-250», «Фото-32») заменить и метол и фенидон в сочетании с глицином. Свеже­приготовленный проявитель с оригинальным веществом имеет слабую песочную окраску, работает медленно и мягко, примерно в 1,5 раза снижает чувствительность эмульсии. Проявитель-аналог с метолом или фенидоном и глицином чувствительности не снижает, а негативы дает с такой же тонкой проработкой.
Известный венгерский фотограф-художник Й. Дулович предложил рецепт более простого проявите­ля, обладающего почти такими же свойствами, как и «Атомал»

Метол (марка А), г 4,8
Сульфит натрия безводный, г 90
Метабисульфит -калия, г 6,4
Вода до объема, мл 1000

Метод точной маски

При изготовлении сложных монтажей нередко возникает необходимость совмещать изображения достаточно сложных конфигураций путем наложения одного на другое. Это требует точного маски­рования и обычно проводится на дубль-позитивах и дубль-негативах. Удобны в работе стеклянные фото­пластинки «Изоорто» чувствительностью 11— 20 ед. ГОСТа/ИСО, форматам от 9X12 до 30X40 см, с кото­рыми можно работать при неактиничном красном лабо­раторном освещении.
Исходный негатив или диапозитив закладывается в рамку фотоувеличителя, и его изображение печатается на пластинку, как на фотобумагу. Выдержка подбира­ется путем проб; она зависит от плотности изображения, степени увеличения и обычно бывает в границах 10 с 2 мин. После проявления, закрепления, промывки и сушки следует обработка лаками. Чтобы при работе предохранить эмульсию пластинки от механических повреждений, пластинки после фиксирования целесо­образно обрабатывать в формалиновом дубителе.
Подбирая пластинки различной контрастности, проявители разных составов, применяя разные способы обработки, можно в широких пределах изменять тональ­ные соотношения сюжетов, которые составляют конеч­ное изображение — фотомонтаж.

Цианотипия

Английский физик и астроном Дж. Гершель в 1842 г. создал светочувствительную ферропрус-сиатную, или цианотипную, бумагу на основе солей железа. Под действием света соль аммиачного лимонно­кислого железа переходит в соль закиси железа, а с красной кровяной солью образует турнбулеву соль (синь). Она не растворима ни в воде, ни в кислотах, стойка на свету. Один из рецептов Гершеля состоит из двух частей (А и Б):
 
А. Вода кипяченая, мл 100
Аммиачное лимоннокислое железо, г 38
 
Б. Вода кипяченая, мл 100
Железосинеродистый калий, г 28

Печать на бумаге и картоне

Сначала подбираем или изготавливаем негатив черно-белый, желательно крупного (13Х 18 или 24Х 36 см) формата, повышенной контрастности, средней плотности. Поверхность бумаги (картона) может быть гладкой, пористой, структурной, тисненой, матовой или глянцевой. Лучше брать материал с белым цветом поверхности. Перед печатью нужно приготовить светочувствительный раствор, нанести его на бумагу, высушить, а затем уже печатать изображение.

Ярко-красный тон изображения

Растворяем пше­ничную или картофельную муку в воде, завариваем редкий крахмальный клейстер; постоянно его помеши­вая, медленно добавляем растертый в порошок кармин но рецепту:

Вода, мл 200
Крахмал, г 10
Кармин, г 10

Когда кармин растворится, смесь процеживаем через несколько слоев марли, а затем широкой кистью ровным слоем наносим ее на поверхность бумаги; второй слой накладываем поперек первого. Сушим бумагу при днев­ном освещении. Срок ее хранения практически не ограничен.

Сепия, желтый, черно-фиолетовый тона изображе­ния

При слабом желтом неактиничном освещении гото­вим чувствительный к свету раствор:
Вода дистиллированная, мл 200
Кислота лимонная, г 18
Серебро азотнокислое, г 15

Хранить его нужно в закрытом сосуде из темного корич­невого стекла в темноте; на свету и под действием кислорода воздуха этот раствор за несколько часов теря­ет свои свойства, а покрытая им бумага — через несколь­ко суток. Поэтому «очувствлять» бумагу нужно за сутки до дня печати при неактиничном свете. Сушат бумагу в темноте. Длительность выдержки около 30 мин. После экспонирования бумагу промывают в чистой воде при­мерно 1 ч, чтобы вывести из нее всю кислоту. Хорошие результаты дает нейтрализация кислоты в течение 3 мин в таком растворе:

Вода холодная, мл 200
Углекислый натрий, г 1

Синий, серо-синий, голубой и зеленый тона изобра­жения

При неактиничном свете готовим два раствора:

А. Вода дистиллированная, мл 200
Железосинеродистый калий (красная кровяная соль), г 20

Б. Вода дистиллированная, мл 200
Аммиачное лимоннокислое железо, г 45

Перед употреблением оба раствора в пропорции 1 : 1 смешиваем, вливая А в Б. Полученная смесь чувстви­тельна к свету. При неактиничном освещении широкой мягкой кистью быстро наносим ее на бумагу ровными мазками вдоль и поперек. Сушим в темноте, оберегая от пыли. Печатаем негатив на ярком солнце, как описа­но выше, до тех пор, пока на белом или желтоватом фоне полутона не станут синими. Темные места позитивного изображения должны приобрести фиолетовый оттенок. Контролировать насыщенность изображения можно визуально, отгибая уголок негатива. В среднем выдерж­ка продолжается от 10 до 20 мин.

Печать на тканях

Негатив подбираем среднего или крупного формата, прозрачный в светлых местах и с по­вышенной контрастностью, поскольку изображение на тканях получается мягче, чем на бумаге. Черными масками можно выделять сюжетно важные места изо­бражения, используя фактуру материала как фон. Печатать можно на впитывающих водные растворы материалах: хлопке, льне, натуральном шелке, предварительно нанеся на них светочувствительный слой эмульсии. Чтобы изображение было четким, следует выбирать материал светлых оттенков. Ткани должны быть новы­ми, перед обработкой выстиранными, промытыми в чистой воде и высушенными. При неактиничном освеще­нии готовим следующие растворы:

Л. Вода дистиллированная, мл 500
Красная кровяная соль, г 100
Б. Вода дистиллированная, мл 500
Аммиачное лимоннокислое железо, г 130

Печать фотографического изображения на дереве

Для этого вида печати используют мягкие породы де­рева: осину, ольху, липу, орех и т. п. Поверхность дерева должна быть гладкой, сухой, чистой. Сначала готовим раствор:
 
Вода, мл 200
Желатин, г 3,5
Белое мыло, г 3,5

Когда в холодной воде желатин постепенно набухнет, его растворяют, поместив сосуд с водой и желатином в водяную баню. Медленно помешивая, его маленькими порциями вливают в раствор белого мыла. К этой смеси добавляют 6,5 г сухих цинковых белил (оксид цинка), размешивают ее, фильтруют и тонким слоем наносят на гладкую поверхность дерева, одновременно втирая щет­кой с густым и коротким ворсом. Когда слой этой грун­товки подсохнет, на него широким флейцем наносят еще один слой, приготовленный по такому рецепту:

Вода, мл 100
Белок яичный, г 90
Хлористый аммоний; г 5
Лимонная кислота, г 2

Печать фотографического изображения на металлах, сплавах, стекле, пластмассах, тканях из синтетических волокон

Фотографические изображения на этих материалах отличаются механической прочностью, устойчивостью к влиянию температурных перепадов, химических веществ, влаги и т.п. Применяется этот вид печати для изготовления схем, шкал приборов, медальо­нов, рельефных высоких или глубоких рисунков на табличках, монограмм и т. п. Кроме того, на тканях можно создавать красочные художественные сюжеты, печатать различные символы. Однако, как известно, рассматриваемые материалы не впитывают влагу, по­этому для закрепления фотоэмульсии нуждаются в дополнительной обработке.
Печать на металлах и сплавах. Технические и худо­жественные гравюры обычно выполняют из нержаве­ющей стали, меди, бронзе, латуни, цинке, алюминии и др. Известно немало методов травления поверхностей металлов, но наиболее распространены гальванические и химические. Первые требуют токов большой силы — до 8 А/дм2, для вторых нужны сильные кислоты, щело­чи, муфельная печь, тигли, вытяжные шкафы.

Печать на стекле

На поверхности стеклянных изде­лий фотоизображения создают и закрепляют двумя ос­новными методами: обжигом в муфельной печи и хими­ческим травлением. Мы предлагаем второй метод.
Как и при печати на металлах, оригинальное изо­бражение, полученное на фотобумаге, из полутонового нужно перевести в штриховое. Оно должно быть повы­шенной контрастности, а светлые части — чистыми. Го­товим эмульсию следующего состава:

Вода кипяченая, мл 500
Декстрин, г 20
Патока, г 13,5
Двухромовокислый калий, г 6

Печать на пластмассах

На органическом стекле, цел­лулоиде, других пластмассовых материалах, за исключе­нием фторопластов, можно создать и закрепить фото­изображение. Поверхность должна быть чистой и без изъянов. Необходимо приготовить раствор следующего состава:

Вода кипяченая, мл 300
Белок яичный, мл 30
Двухромовокислый аммоний, г 3

Для защиты от микробов в него добавляем две капли карболовой кислоты, тщательно перемешиваем, затем даем ему отстояться, процеживаем и по каплям добав­ляем нашатырный спирт, пока оранжевый цвет раствора не станет светло-желтым. Готовой эмульсией поливаем поверхность пластмассы при неактиничном свете, а за­тем сушим в темноте, оберегая от пыли.

Печать на тканях из синтетических волокон

Синте­тические ткани, не имеющие в своем составе льна, хлоп­ка, бумаги, практически являются тоже пластмассами. Поэтому методика печати на них фотоизображений мало чем отличается от описанной выше, т.е. это печать не на впитывающих в себя водные растворы поверхностях.
Выбранный участок ткани очерчиваем простым ка­рандашом и матируем самой мелкой наждачной бумагой, промываем в проточной воде. Готовим такой раствор:

Вода кипяченая (30—35 °С), мл 300
Глюкоза, г 45
Двухромовокислый аммоний, г 5

Электрофотография

Знаменитый шведский химик И. Я. Берцелиус в 1817 г. открыл элемент селен. В 1873 г. англий­ский инженер-электрик У. Смит и его помощник Дж. Мэй обнаружили возрастание электропроводимости селена под действием света. Впоследствии это явление было названо фотопроводимостью. Позднее ученые уста­новили, что этим свойством обладают и другие вещества. Открытый эффект был положен в основу опытов но ре­гистрации изображений при помощи электричества и полупроводников.
27 октября 1916 г. русский талантливый изобрета­тель-самоучка Е. Е. Горин подал заявку на патент под названием «Электрофотографический аппарат». В фото­аппарате Е. Е. Горина (а он был к тому же и фотогра­фом) для регистрации изображения была применена бумага, покрытая составом, сопротивление которого за­висело от интенсивности света, а окраска — от силы проходящего через него электрического тока. Хотя Е. Е. Горину так и не удалось получить высококачест­венные электрофотографии, его изобретение дало силь­ный толчок для дальнейших исследований.
Категория: Секреты фотосъемки.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.