cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа

Типы фотобумаг. Бромосеребряные фотобумаги

Светочувствительные эмульсии для фотобумаг в боль­шинстве случаев приготовляют из бромистого серебра, хлористого серебра, смеси бромистого и хлористого се­ребра, а также смеси йодистого серебра с хлористым или всех трех солей вместе.
Химическая природа эмульсии предопределяет свой­ства фотобумаги, тональность изображения, способность передачи полутонов в светах и тенях.
Кроме типа эмульсии, контраста, структуры поверх­ности фотобумаги подразделяются по плотности под­ложки на тонкие и картонные.

Типы фотобумаг. Хлоросеребряные фотобумаги. Бромосеребряная фото­бумага

Хлоросеребряные фотобумаги отличаются превосход­ной деталирующей способностью за счет характерной формы характеристической кривой и большой скоростью проявления. Недостатком хлоросеребряных фотобумаг в сравнении с брохмосеребряными является меньшая свето­чувствительность и меньшая вуалеустойчивость. Фото­бумага требует свежих и чистых растворов для получения хороших черных тонов. Хлоросеребряные бумаги очень чувствительны к бромиду, и, поскольку количество его увеличивается в проявителе по мере обработки каждого последующего листа фотобумаги, необходимо чаще менять раствор. Также чрезвычайно важно следить за тем, чтобы в раствор проявителя не попали следы фиксажа, так как тиосульфат оказывает заметное влияние на цвет изобра­жения, ухудшая его.
Тон проявленного изображения черный. Чтобы полу­чить сине-черный тон, рекомендуется добавить в прояви­тель бензотриазол.
Несмотря на то, что светочувствительность хлоросе-ребряной фотобумаги меньше, чем у бромосеребряной в среднем в 6—10 раз, тем не менее вполне возможна проекционная печать. В этом случае требуется источник света большей интенсивности. Но пере­численные недостатки хло-росеребряных фотобумаг компенсируются прево­сходным качеством изо­бражения на фотоотпечат­ках. Фотобумага очень хо­роша при печатании с ма­локонтрастных негативов.

Типы фотобумаг. Йодохлоросеребряные и йодохлоробромосеребряные фо­тобумаги

Йодохлоросеребряные и йодохлоробромосеребряные фо­тобумаги замечательны тем, что при обработке дают изо­бражения с характерным зеленоватым оттенком. Недоста­ток этих фотобумаг в очень низкой светочувствительности. Фотобумаги этого типа известны под названием «Йодо-конт».

Типы фотобумаг. Тон, поверхность, структура, плотность

Цветовой тон изображения должен соответствовать содержанию. Выбор того или иного тона зависит от вкуса фотографа.
Сюжеты научно-технического содержания, снежные пейзажи, а также снимки, предназначенные для после­дующего репродуцирования, рекомендуется делать на фотобумагах, дающих нейтрально-черное изображение на белой подложке.
Портреты, архитектуру, летние пейзажи, море, на­тюрморты предпочтительнее воспроизводить на фотобу­магах, дающих тепло-черные тона изображения, которые могут быть подчеркнуты кремовым цветом подложки.
Натюрморты, растительный мир, пейзажи и прочие сюжеты, по художественному замыслу требующие зеле­ного оттенка, можно печатать на йодосеребряных фото­бумагах.
Структура поверхности фотобумаги подбирается в со­ответствии с содержанием и настроением изображения. Так, например, снимки научно-технического характера, архитектурные, пейзажные предпочтительнее печатать на фотобумагах с глянцевой   или полуглянце­вой структурой поверхности. Глянцевые фотобумаги полнее передают детали изображения в тенях и светах. Особенно важно печатать на глянцевых фотобумагах отпечатки малого формата.

Промежуточные промывки и останавливающие растворы

В процессе химико-фотографической обработки фото­материалов большое практическое значение имеют про­межуточные промывки, назначение которых сводится к уменьшению заноса веществ из предыдущего раствора в следующий.
С химической точки зрения промывка представляет собой сложный процесс, зависящий от целого ряда фак­торов.
На скорость промывки влияют перемешивание, тем­пература и рН промывной воды, содержание в ней раз­личных солей, а также задубленность желатинового слоя и толщина его.
В черно-белом процессе обработки фиксирующий рас­твор используется экономичнее, если после проявления применяется кислая промежуточная промывка. Тем самым нейтрализуется щелочь проявителя, имеющаяся в слое, и останавливается проявление. В результате этого в фик­сирующий раствор заносится меньше щелочи и он дольше сохраняет свои кислотные свойства. В случае применения простого фиксажа кислая промежуточная промывка весьма желательна для предупреждения восстановления серебра и осаждения его в слое в высокодисперсном состоянии (дихроическая вуаль).

Окончательная промывка фотоматериалов

Любая промывка водой преследует цель удаления из эмульсионного слоя веществ, мешающих проведению тех или иных процессов обработки или препятствующих длительному сохранению изображения.
При недостаточной промывке в воде после фиксирова­ния изображение с течением времени изменяет цвет и по­крывается пятнами вследствие разложения оставшихся в слое комплексных солей серебра.
Скорость промывки зависит от многих обстоятельств.
Разрушение пограничного слоя интенсивным переме­шиванием способствует повышению скорости промывки, причем в большей степени для тонкослойных фотомате­риалов.
Чем быстрее (чаще) сменяется промывная вода, тем ниже концентрация отмываемого вещества у поверхности эмульсионного слоя и тем быстрее идет его удаление.
На процесс окончательной промывки фотоматериала существенное влияние оказывает предыдущий процесс фиксирования. Если использовался истощенный раствор, то даже при самой интенсивной и длительной промывке все комплексные соли серебра не могут быть удалены. Это происходит вследствие ряда причин.
По окончании фиксирования в системе эмульсионный слой + раствор имеются (условно) две соли: тиосульфат натрия Na2S2O3 и растворимый серебряно-тиосульфатный комплекс Na3[Ag(S2O3)2].

Окончательная промывка фотобумаги

Заключительная промывка фотоотпечатка должна проводиться тщательно с целью более полного отмывания тиосульфата. Так как позитивные эмульсии более мелкозернисты в сравнении с негативными, то имеется большая опасность взаимо­действия металлического серебра изображения с остат­ками тиосульфата.
Обычной промывкой невозможно полностью удалить остатки тиосульфата натрия, которые адсорбированы во­локнами подложки фотобумаги и баритовым   слоем.
Тиосульфат натрия можно разрушать растворами ще­лочей с окислителем. Наиболее подходящей щелочью счи­тается водный раствор аммиака, а окислителем — пере­кись водорода. Эти вещества удобны тем, что они по своей природе газообразны и испаряются без остатка.
Опыты показали, что тиосульфат натрия в щелочном растворе перекиси водорода полностью окисляется в суль­фат, который не адсорбируется на волокнах бумаги и на баритовом слое. Химическая реакция окисления тиосуль­фата натрия перекисью водорода в растворе аммиака протекает по схеме:
 
Химическая реакция окисления тиосуль­фата натрия перекисью водорода

Сушка обработанных фотоматериалов

Сушка обработанных фотоматериалов на прозрач­ных подложках при нормальных условиях обычно не вызывает затруднений. В процессе сушки происходит диффузия воды из внутренних частей эмульсионного слоя к поверхности и испарение воды с этой поверхности. Скорость испарения зависит от относительной влажности воздуха, температуры и от скорости движения воздуха.
Чем больше относительная влажность воздуха, тем меньшее количество влаги он может принять в себя, тем меньше его сушащий потенциал. Нагревание уменьшает относительную влажность воздуха и увеличивает сушащий потенциал. Применение обдува способствует удалению влажного воздуха от поверхности слоя и тем самым в боль­шей степени ускоряет сушку.
Сушка не преследует полного удаления влаги из эмуль­сионного слоя. Желатина, высушенная полностью, об­ладает хрупкостью; на ней легко образуются трещины. Проблема сушки заключается в том, чтобы удалить влагу с одинаковой скоростью из всех частей эмульсионного слоя, оставив в желатине 10—15% влажности, что соот­ветствует равновесию с воздухом нормальной влажности.
Пересушенная фотопленка сильно коробится. Желатина скручивает ее в трубку. Для увлажнения пересушенной фотопленки ее помещают в эксикатор с насыщенным рас­твором поваренной соли. Эксикатор — герметически закрываемый сосуд, в замкнутом объеме которого искус­ственно создается воздушная среда с определенной отно­сительной влажностью в зависимости от природы актив­ного начала (сушащее вещество или увлажнитель). На­сыщенный раствор поваренной соли, находящийся на дне эксикатора под решеткой, создает над собой при темпе­ратуре 20°С воздушную среду с относительной влаж­ностью 75%.

Процессы ослабления и усиления

В фотографической практике иногда встречаются слу­чаи, когда по тем или иным причинам негативы малопри­годны для получения доброкачественных позитивов. В боль­шинстве случаев такие негативы можно исправить ослаб­лением или усилением, т. е. уменьшением или увеличением оптических плотностей.
При современном состоянии фотографической техники, при наличии высококачественных фотоматериалов, а также благодаря надежным способам их обработки надобность в дополнительных процессах уменьшилась.

Ослабление негативов

Ослаблением называется процесс окисления серебра изображения либо до растворимой в воде соли, либо до нерастворимого соединения, которое далее растворяется в другом растворе.
Однорастворные ослабители с марганцевокислым ка­лием или с двухромовокислым калием в присутствии сер­ной кислоты окисляют серебро изображения в хорошо растворимое сернокислое серебро. Желаемую степень ос­лабления контролируют визуально.
Химические реакции ослабления протекают по сле­дующим суммарным уравнениям:
 
Химические реакции ослабления

Усиление негативов

Усиление достигается за счет отложения на серебряном изображении нерастворимых и непрозрачных соединений с целью увеличения эффективной оптической плотности изображения.
Многие химические усилители обладают одним сущест­венным недостатком: со временем на усиленном изобра­жении образуются неравномерные металловидные слои, особенно на больших плотностях. При печатании эти слои выявляются в виде пятен и полос. Такие недостатки име­ют ртутные, урановые, железные, медные, селеновые и другие усилители. Негативы, усиленные сулемой и ура­ном, со временем выцветают.
Контраст, зернистость и вуаль, как правило, увеличи­ваются, а резкость уменьшается.
Из большого числа ранее разработанных способов и рецептов усиления негативов в настоящее время находит применение лишь ограниченное число их.
Несостоятельность ряда рецептов характеризуется ма­лой эффективностью при большой сложности приготовле­ния и обработке; плохой воспроизводимостью; токсично­стью, дороговизной и трудностью получения необходимых для работы химикатов; плохой сохраняемостью обработан­ных негативов; сильным увеличением зернистости и умень­шением резкости изображения; неоправданной сложностью процесса и т. п. Поэтому прибегать к усилению нега­тива целесообразно только в самых необходимых случаях, когда нет возможности повторить съемку.

Тонирование фотографического изображения

Тонированием, или вирированием, называются процессы, при которых изменяется цвет про­явленного серебряного изображения.
Процессы тонирования по своей химической сущности делятся на химические и красочные.
При химическом тонировании окра­шивание вызывается образованием химических соеди­нений, имеющих яркую окраску.
При красочном тонировании окрашен­ное изображение образуется красителем, осаждающимся в тех местах эмульсионного слоя, где раньше было метал­лическое серебро. С этой целью сначала получают какое-либо соединение, сильно адсорбирующее краситель. Такое соединение называют протравой.
Красочное тонирование, основанное на различии в ад­сорбционной способности желатины и протравы, не всегда протекает гладко и поэтому мало применимо.
Более широкое распространение имеет химическое то­нирование. В результате химических реакций металличес­кое серебро изображения окисляется в окрашенное соеди­нение. Оттенок тонированного изображения зависит от степени дисперсности серебра изображения, которая в свою очередь зависит от свойств фотографической эмульсии и условий проявления. Чем меньше средний размер серебря­ных зерен, составляющих изображение, тем больше разно­образие оттенков, которые можно получить при тони­ровании.
Матовые и полуматовые фотобумаги тонируются легче и дают лучшие результаты, чем глянцевые.
Очень важно, чтобы фотоматериал был тщательно от-фиксирован в свежем фиксаже и хорошо промыт. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде. Если нет уверенности в добротности фиксирования, то его надо повторить.

Тонирование фотографического изображения солями железа

Другой способ химического тонирования построен на свойстве четырехвалентного иона (При окислении серебра железосинеродистым калием из трех­валентного иона [Fe(CN)6]''' образуется четырехвалентный ион [Fe(CN)6]'''', где железо стало двухвалентным (восстановленная форма иона).) [Fe(CN)6]'''' давать не­растворимые соединения с тяжелыми металлами. Получа­емые соединения с ионами железа, меди, кадмия и другими веществами имеют довольно интенсивную окраску различ­ных цветов.
Соли железа тонируют изображение в синие тона раз­личных оттенков. Синий цвет изображения обусловлен образованием берлинской лазури в местах, где до этого на­ходилось металлическое серебро.
Изображения, предназначенные для тонирования, должны быть недопечатаны, так как окрашивание не­сколько усиливает изображение.
Металлическое серебро сначала окисляется железо-синеродистым калием, а затем отбеленное изображение тонируется либо хлорным железом FeCl3, либо железоаммиачными квасцами NH4Fe(SO4)2. Реакция образования берлинской лазури протекает по схеме:
 
Реакция образования берлинской лазури

Особые способы печатания с недоброкачественных негативов

В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы печатания и обработки фотобумаг, в которых использованы различные фотографические эффекты, особенности кине­тики химического проявления или элементарные законы физики.
При помощи этих способов печатания можно получить либо определенный фотографический эффект, либо изба­виться от дефектов негатива. В результате получаются фотоотпечатки с доброкачественными изображениями, ко­торые нельзя сделать обычными способами печатания.
Иногда встречаются случаи, когда негатив по тем или иным причинам стал таким контрастным, что даже при печатании на фотобумаге № 1 не получают ожидаемого результата. Фотоотпечатки выглядят контрастными, пол­ностью отсутствует проработка деталей изобраячения в светах, тени глубоко черные.

Печатание на предварительно пропитанный проявите­лем лист фотобумаги

Это один из самых простых способов снижения контраста при печатании с очень контрастных негативов.
Неэкспонированный лист фотобумаги кладут в проя­витель на 2—3 мин для пропитки эмульсионного слоя. После этого лист вынимают из проявителя, дают стечь излишкам раствора с поверхности фотобумаги и кладут его на экран фотоувеличителя. С поверхности эмульсион­ного слоя снимают губкой капли раствора. После этого экспонируют фотобумагу. В эмульсионном слое медленно возникает изображение за счет проявителя, имеющегося в слое.
Само собой разумеется, что фотоувеличитель уже пред­варительно настроен, а экспозиция подобрана. Экспози­цию определяют по теням изображения.
Для ориентировочного определения экспозиции совер­шенно не обязательно делать предварительную пропитку фотобумаги проявителем. Вполне достаточно определить экспозицию обычным способом. Здесь необходимо иметь в виду, что экспозиции могут различаться тем сильнее, чем слабее свет в увеличителе. Это объясняется тем, что изображение проявляется в процессе экспонирования при длительной выдержке. Возникающее в процессе экспо­нирования почернение является экраном, и остальная доля света уже не будет воспринята нижележащими свето­чувствительными кристаллами галогенида серебра. По­этому потребуется большая экспозиция в сравнении с пробной. Если же свет в увеличителе сильный, то за малое время экспонирования в слое не успевает образо­ваться металлическое серебро. В последнем случае проб­ная экспозиция, определенная обычным способом, будет близка к действительной, но все же несколько меньше ее.

Понижение контрастности фотобумаги

Понижение контрастности фотобумаги при помощи купания ее в растворе двухромовокислого калия (эффект Стерри). После экспонирования лист фотобумаги кладут сначала в 0,5ч1%-ный раствор двухромовокислого калия примерно на 1 мин, а затем в проявитель. Градация даже нормальной фотобумаги становится такой мягкой, какая
не достигается на самых мягких номерах фотобумаг. Чем продолжительнее купание в растворе двухромовокислого калия, тем сильнее эффект.
Раствор двухромовокислого калия окисляет наружные серебряные центры скрытого изображения. Реакция идет по уравнению:
Раствор двухромовокислого калия

Понижение контраста негативного изображения путем отбеливания

Этот способ эффективно уменьшает интервал плотностей негативного изображения за счет окисления металлического серебра. Оно переводится в соль, которая прозрачнее по своей природе. Кроме того, зернистость изображения заметно уменьшается.
Пользоваться методом отбеливания негативного изоб­ражения целесообразно только в случае наличия большого интервала плотностей в негативе, причем с достаточной плотностью в тенях изображения. Поэтому отбеливанию подлежат перепроявленные и переэкспонированные не­гативы. При фотосъемке контрастного объекта можно предусмотреть последующее отбеливание и заведомо дать большую передержку с целью получения достаточной плотности изображения в тенях.
В качестве отбеливателя используют раствор, превра­щающий металлическое серебро в хлористое. Несмотря на то, что отбеленное изображение малоконтрастно при просмотре в проходящем свете, эффективная (копироваль­ная) плотность изображения больше, потому что кристаллы хлористого серебра довольно сильно задерживают синюю составляющую белого света, к которой чувствительны фотобумаги.

Иммерсионное печатание

«Immersio» в переводе с латинского значит «погружение». В основе иммерсионного метода печатания лежит известное физическое явление исчезновения видимых границ прозрачного тела при по­гружении его в жидкость с тем же показателем преломле­ния. Например, если исцарапанную или матированную стеклянную пластинку поместить в глицерин или четырех-хлористый углерод, то она станет совершенно прозрачной. Царапины и матированная структура поверхности пла­стинки перестанут быть видимыми не только внутри жид­кости, но и при извлечении из нее, так как тонкий слой смачивающей жидкости удерживается на поверхности.
Это физическое явление можно с успехом использовать при печатании с исцарапанных старых негативов. Эффект особенно хорошо заметен при оптическом печатании. Про-печатывание царапин и других повреждений при обычном (сухом) оптическом печатании выявляется значительно сильнее, чем при контактном печатании.
В качестве иммерсионной среды могут быть использо­ваны жидкости с показателем преломления 1,46—1,52. Наиболее распространенными жидкостями являются глицерин, кедровое масло и четыреххлористый углерод.

Способ печатания в светлой тональности «High Кеу»

«High Кеу» в переводе с английского значит «высокий ключ». Печатание в манере «высокого ключа» — это особый способ для достижения эмоционального воздействия. С тех­нической точки зрения этот способ печатания не представ­ляет собой метода съемки — это особый способ в позитив­ном процесое.
Печатание в манере «высокого ключа» характеризуется двумя элементами. Во-первых, черно-белая шкала тонов изображения должна состоять из нежнейших переходов
от самого яркого белого до светлого и среднего серого, во-вторых, нежные блики должны быть сохранены.
Существуют такие объекты съемки, которые так нежны и светлы, что их нельзя представить себе иначе, как без теней. Способ печатания в светлой тональности наиболее пригоден при съемке детей, ярких блондинок в светлых одеждах, цветов, фарфоровой посуды и т. д. Но тем не менее сюжет в «высоком ключе» должен быть задуман зара­нее. При съемке следует создать светлый спокойный фон, установить мягкий, почти бестеневой свет, а сам объект съемки должен быть выдержан в светлых тонах. Темных пятен надо стараться избегать. В то же самое время от­дельные темные точки создают благоприятный эффект. Однако слишком большое количество техмных точек может значительно снизить этот эффект и даже дать противопо­ложный результат.
Тип негативного фотоматериала не играет никакой роли. Негатив может быть проявлен нормально или мягко.

Принцип цветного фотографирования

Принцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впер­вые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впо­следствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом.
Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предло­жили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения конту­ров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов.
В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излуче­ний того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красите­лей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окис­ления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными   компонентами.
Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериа­ла требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фото­материалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года.
Существует очень много способов получения цветных изображений.   Мы рассмотрим только  один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотомате­риале способом обращения.
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.