![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Химия цветной фотографии » Принцип цветного фотографированияПринцип цветного фотографированияПринцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впервые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впоследствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом.
Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предложили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения контуров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов. В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излучений того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красителей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окисления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными компонентами. Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериала требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фотоматериалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года. Существует очень много способов получения цветных изображений. Мы рассмотрим только один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотоматериале способом обращения. Трехслойный цветной фотоматериал имеет три светочувствительных слоя, политых друг на друга. Эти слои неразделимы и подвергаются обработке одновременно. Каждый слой регистрирует определенную зону спектра: синюю, зеленую или красную. Верхний (несенсибилизи-рованный) слой светочувствителен только к синей зоне; средний — только к зеленой зоне; нижний — только к красной зоне спектра. Поскольку светочувствительным началом во всех трех слоях является галогенид серебра, имеющий собственную светочувствительность к синей зоне спектра, между верхним и средним слоями имеется специальный желтый фильтровый слой, задерживающий синюю часть спектра. Таким образом, к среднему и нижнему слоям проходят только зеленые и красные части спектра, к которым светочувствительны соответствующие слои. В каждом слое имеются специальные добавки — цветные компоненты, которые сами по себе бесцветны, но, соединяясь с окисленной формой цветного проявляющего вещества, дают соответствующие цветные красители. Так, в верхнем (синечувствительном) слое после цветного проявления образуется желтый краситель, в среднем (зеленочувствительном) слое — пурпурный краситель, а в нижнем (красночувствительном) слое — голубой краситель. Между нижним (красночувствительным) слоем и подложкой находится противоореольный слой. Как видно, цветной фотоматериал имеет пять слоев. Поэтому цветные фотоматериалы часто называют многослойными. Типичный многослойный цветной фотоматериал схематически показан на рис. 26. ![]() Рис. 26. Схема многослойного цветного фотоматериала Чтобы получить высококачественный многослойный фотоматериал, требуются хорошее сырье, высокая техника изготовления и полива фотографических эмульсий. А для получения высококачественного изображения необходимы точная экспозиция и правильная обработка. Немаловажное значение при этом имеют условия хранения цветных фотоматериалов как до экспонирования, так и после него.
![]() |
![]() ![]() |