![]() |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Химия цветной фотографииПринцип цветного фотографированияПринцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впервые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впоследствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом. Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предложили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения контуров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов. В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излучений того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красителей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окисления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными компонентами. Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериала требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фотоматериалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года. Существует очень много способов получения цветных изображений. Мы рассмотрим только один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотоматериале способом обращения.
Принципиальная схема получения цветного изображенияЭкспонированный фотоматериал проявляют в черно-белом проявляющем растворе, в результате чего получают цветоделенные черно-белые негативные изображения в трех слоях, состоящие из металлического серебра.
Затем следует интенсивная промывка, чтобы удалить остатки проявляющего раствора из слоев. На этой стадии заканчивают обработку фотоматериала в темноте. Все последующие операции можно производить на свету. Промежуточная засветка производится для экспонирования тех участков эмульсии, которые не были проявлены в черно-белом проявителе. Цветное проявление засвеченных участков. Поскольку слои уже имеют негативные изображения, то изображения, проявляемые цветным проявителем, в трех слоях соответствуют позитивному изображению. В результате цветного проявления в каждом слое получается два позитивных изображения, состоящих из металлического серебра и из красителя вокруг проявленного кристалла. Химия образования красителя при цветном проявлении может быть показан следующим суммарным уравнением: ![]()
Технология обработки и методы управления балансом цветаСамый простой и быстрый путь получения цветных изображений — это съемка на цветные обращаемые фотоматериалы и самостоятельная обработка их. В продаже имеются цветные обращаемые фотоматериалы типа ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, «Орвохром» (Символы расшифровываются следующим образом: ЦО — цветная обращаемая; 22 — светочувствительность в ед. ГОСТ; Д, Л — баланс фотоматериала для дневного света или света ламп накаливания. Для немецких фотоматериалов: U — обращаемая, Т — для дневного света, К — для ламп накаливания, 18 — светочувствительность в ед. DIN.). Фотоматериалы типа ЦО и «Орвохром» почти идентичные по процессам обработки. Успех обработки цветных обращаемых фотоматериалов зависит прежде всего от соблюдения температурного режима, продолжительности процесса, интенсивности перемешивания, тщательности приготовления растворов, точности поддержания их кислотности (рН), качества промывки (особенно после проявляющих растворов и после фиксирования). Поскольку окончательное цветное изображение синтезируется из трех цветоделенных изображений, очень важно поддерживать постоянными скорость диффузии реагирующих веществ и активность раствора. Диффузия зависит от температуры, интенсивности перемешивания и рН раствора. Совокупность этих факторов влияет на степень проявленности каждого из трех слоев. Это прежде всего относится к первому (черно-белому) проявлению.
Обработка цветных фотоматериаловРежимы обработки отечественных обращаемых фотоматериалов типа ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, а также фотоматериалов типа «Орвохром» приведены в табл. 11.
Таблица 11
Стандартные режимы обработки цветных обращаемых фотоматериалов ЦО-22-Д, ЦО-32-Д, «Орвохром UT18», «Орвохром UК17»
![]() * Время первого проявления для отечественных фотоматериалов указывается на упаковке. Обычно оно составляет около 12 мин. Фотоматериалы «Орвохром» проявляют 10 мин, кроме «UK17», которую проявляют 6 — 7 мин ** После промывки фотопленку можно высушить. Дальнейшую обработку можно проводить в любое удобное время. Перед цветным проявлением фотопленку рекомендуется размочить в воде в течение 5 мин пои температуре не ниже 22 0С. *** В свежем растворе отбеливание протекает быстрее.
Обработка цветных фотоматериалы фирмы «Кодак»Цветные обращаемые фотоматериалы фирмы «Кодак» «Эктахром-Х», «Эктахром-HS» тип D и «Эктахром-HS» тип В обычно обрабатывают в фирменных наборах химикатов по процессам Е-3 или Е-4. Процесс Е-3 проводится при температуре растворов 24°С. Процесс Е-4 отличается от процесса Е-3 отсутствием промежуточной засветки, роль которой выполняют специальные вещества — активные неизбирательные восстановители, добавляемые в цветной проявитель. Кроме того, процесс форсирован по температурному режиму обработки. Нормальная температура основных рабочих растворов составляет 29,5°С с допуском +- 1/4 °C. Выполнение таких жестких условий обработки возможно лишь при наличии специального оборудования. Фирма-изготовитель не раскрывает рецептуру обрабатывающих растворов, и тем не менее в различное время
Можно ли цветной обращаемый фотоматериал обработать как цветной негативный?Доброкачественный цветной диапозитив окантовывают в соответствующую диапозитивную рамочку и проецируют диапроектором на экран или же рассматривают через специальные устройства, так называемые диаскопы.
Часто возникают вопросы, связанные с размножением диапозитивов, использованием недоброкачественных диапозитивов и т. д. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся вопросы, встающие перед фотографом. Можно ли цветной обращаемый фотоматериал обработать как цветной негативный?
Принципиально это возможно, но негатив будет слишком контрастным и получить доброкачественный цветной фотоотпечаток с него практически невозможно, так как цветная фотобумага рассчитана для печатания с «мягкого» негатива. Однако таким способом обработки можно воспользоваться, если требуется сделать контрастнее объект съемки. Заметим только, что естественной цветопередачи не будет, так как красители, получаемые в негативных и обращаемых фотоматериалах, различны. Соответственно в окончательном цветном фотоотпечатке будет искаженная цветопередача.
Можно ли с цветного диапозитива получить копии цветных диапозитивов?Да, можно. Для этого следует переснять диапозитив в масштабе 1 : 1 на специальные цветные обращаемые фотопленки для печати, например «Орвоколор UD1». Эти низкочувствительные фотоматериалы специально предназначены для размножения диапозитивов. Они сбалансированы для печатания с лампами накаливания. Желаемый баланс цвета может быть откорректирован с помощью корректирующих светофильтров таким же способом, как это делается при печатании с цветного негатива на цветную фотобумагу.
Можно ли изготовить цветной фотоотпечаток непосредственно с цветного диапозитива?Да, можно. Для этого используют специальную цветную обращаемую фотобумагу. Способ печатания аналогичен печатанию с цветного негатива на цветную фотобумагу, с тем лишь различием, что процесс обработки идет с обращением.
Можно ли изготовить черно-белый фотоотпечаток с цветного диапозитива?Да, можно. Для этого сначала изготовляют промежуточный черно-белый негатив, с которого обычным способом печатают на черно-белую фотобумагу. Целесообразнее всего промежуточный негатив получить на ортохроматической стеклянной фотопластинке или листовой фотопленке форматом 9x12 или 13x18 см с помощью фотоувеличителя. Обработку ведут в медленноработающем негативном проявителе. Промежуточный негатив должен быть плотным, с тем чтобы изображение воспроизводилось прямолинейным участком характеристической кривой. Печатание на фотобумагу ведется контактным способом.
Можно ли изготовить черно-белый диапозитив непосредственно с цветного диапозитива?Да, можно. Для этого необходимо произвести контактную или оптическую печать на черно-белый обращаемый фотоматериал и обработать фотоматериал способом обращения либо изготовить черно-белый промежуточ ный негатив, а затем — позитив.
Оптическую печать выполнить легче, чем контактную, особенно если требуется изготовить малоформатный негатив. Кроме того, возможна выкопировка только требуемой части кадра. На рис 27 показана принципиальная схема установки оптической печати для изготовления диапозитива или промежуточного негатива в требуемом масштабе. Задача съемки сводится к определению расчетным путем только двух параметров: 1) величины выдвижения объектива, или толщины промежуточных колец, устанавливаемых между объективом и корпусом камеры,— х'; 2) места положения репродуцируемого оригинала (диапозитива или негатива) относительно фильмового канала камеры, т. е. расстояния между оригиналом и фильмовым каналом Р; у — линейный размер предмета (оригинала); у' — линейный размер изображения; f' — фокусное расстояние объектива; x = f' * y/y' — расстояние от предмета до переднего фокуса объектива; x'= f' * y'/y--расстояние от заднего фокуса объектива до изображения; P — расстояние от предмета до изображения Р = х + x' + 2f'. ![]() Рис. 27. Принципиальная схема установки оптической печати для изготовления диапозитива или промежуточного негатива: 1 — белый экран; 2 — источник света; 3 — оригинал (диапозитив или негатив); 4 — светозащитная бленда; 5 — объектив; 6 — мех или промежуточные кольца; 7 — фотокамера типа «Зенит»; 8 — корректирующий светофильтр для цветной печати
Иногда встречаются случаи, когда получается недоброкачественный цветной диапозитив, например сильно разбалансированный по цвету, очень плотный или же слишком светлый и т . п.В этих случаях также целесообразно изготовить черно-белый диапозитив. Для этого надо либо переснять диапозитив на черно-белый обращаемый фотоматериал, либо сделать промежуточный черно-белый негатив.
Что делать, если цветной обращаемый фотоматериал ошибочно обработан, как черно-белый негативный фотоматериал?Изображение в этом случае состоит из металлического серебра. Кроме того, имеются два равномерных слоя: желтый фильтровый и серо-коричневый противоореольный, также состоящие из металлического серебра. На просвет почти ничего не видно. Печатать с такого негатива бесполезно. Для того чтобы получить позитивные изображения, следует фотоматериал обработать в цветном проявителе и во всех других растворах и с полученного цветного негатива печатать черно-белые позитивы. Для печатания на цветную фотобумагу такой негатив малопригоден. Цветное негативное изображение образуется за счет оставшихся в слое цветных компонент, которые могут вступать в реакцию только с окисленной формой цветного проявляющего вещества. Обработку проводят следующим образом. Негатив тщательно промывают в проточной воде. После промывки негативное серебряное изображение, а вместе с ним противоореольный и фильтровый серебряные слои подвергаются отбеливанию, т. е. переводятся в галогенид серебра. Затем следует тщательная промывка и засветка фотопленки с двух сторон, как в процессе обращения. Теперь засвеченное изображение, состоящее из галогенида серебра, проявляют цветным проявителем. После промывки следует повторное отбеливание с целью перевода всего металлического серебра в галогенид серебра. Далее идет промывка, фиксирование и окончательная промывка. Продолжительность процесса в мин при температуре 20—25°С и последовательность операций следующие: Промывка............. 10 Отбеливание............ 5 Промывка............. 15 Засветка .............. 5 Цветное проявление........ 6—10 Промывка............. 15 Отбеливание............ 5 Промывка............. 5 Фиксирование........... 5 Промывка............. 15 Сушка..... — Во всех стадиях обработки спираль следует вращать. Промывку проводить в проточной воде.
|
![]() ![]() |