Химия для фотографа > Химия цветной фотографии > Принцип цветного фотографирования
Принцип цветного фотографирования |
Принцип цветного фотографирования тесно связан с трехцветной теорией зрения, основы которой были впервые высказаны М. В. Ломоносовым в 1756 году. Впоследствии трехцветная теория зрения была развита Юн-гом, Гельмгольцем и Максвеллом.
Еще в 1867 году французские изобретатели Шарль Крое и Дюко дю Орон независимо друг от друга предложили слоистый фотоматериал, который производил бы цветоделение и цветовоспроизведение без смещения контуров и исключал бы получение цветного изображения из отдельных элементов. В 1905 году в Германии Шинцель предложил принцип построения цветных многослойных фотоматериалов с суб-трактивным синтезом цвета (Любой цвет получается вычитанием из белого света излучений того или иного спектрального состава.), Несколько позднее, в 1911 — 1912 годах, Р. Фишер открыл способ получения красителей вторичным цветным проявлением, когда красители образуются в результате взаимодействия продуктов окисления проявляющих веществ (производных парафенилен-диамина) со специальными соединениями, называемыми цветными компонентами. Реальные цветные обращаемые фотоматериалы были впервые выпущены фирмами «Кодак» в 1935 году и «Агфа» в 1936 году. Большой интервал по времени объясняется тем, что для создания трехслойного цветного фотоматериала требовались определенные достижения в области химии (создание сенсибилизаторов, цветных компонент, цветных проявляющих веществ) и технологии изготовления фотоматериалов. В СССР цветные фотоматериалы производят с 1947 года. Существует очень много способов получения цветных изображений. Мы рассмотрим только один: получение цветного изображения на трехслойном цветном фотоматериале способом обращения. Трехслойный цветной фотоматериал имеет три светочувствительных слоя, политых друг на друга. Эти слои неразделимы и подвергаются обработке одновременно. Каждый слой регистрирует определенную зону спектра: синюю, зеленую или красную. Верхний (несенсибилизи-рованный) слой светочувствителен только к синей зоне; средний — только к зеленой зоне; нижний — только к красной зоне спектра. Поскольку светочувствительным началом во всех трех слоях является галогенид серебра, имеющий собственную светочувствительность к синей зоне спектра, между верхним и средним слоями имеется специальный желтый фильтровый слой, задерживающий синюю часть спектра. Таким образом, к среднему и нижнему слоям проходят только зеленые и красные части спектра, к которым светочувствительны соответствующие слои. В каждом слое имеются специальные добавки — цветные компоненты, которые сами по себе бесцветны, но, соединяясь с окисленной формой цветного проявляющего вещества, дают соответствующие цветные красители. Так, в верхнем (синечувствительном) слое после цветного проявления образуется желтый краситель, в среднем (зеленочувствительном) слое — пурпурный краситель, а в нижнем (красночувствительном) слое — голубой краситель. Между нижним (красночувствительным) слоем и подложкой находится противоореольный слой. Как видно, цветной фотоматериал имеет пять слоев. Поэтому цветные фотоматериалы часто называют многослойными. Типичный многослойный цветной фотоматериал схематически показан на рис. 26. Рис. 26. Схема многослойного цветного фотоматериала Чтобы получить высококачественный многослойный фотоматериал, требуются хорошее сырье, высокая техника изготовления и полива фотографических эмульсий. А для получения высококачественного изображения необходимы точная экспозиция и правильная обработка. Немаловажное значение при этом имеют условия хранения цветных фотоматериалов как до экспонирования, так и после него. |