cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратом » Обработка полученного снимка

Обработка полученного снимка

Чтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо предста­вить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фото­графируемого предмета.
Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнеч­ном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чер­неет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место до­вольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, предста­вляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии.
Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро.
Зная это, представьте себе то, что произошло в фо­тоаппарате, когда вы производили съемку... Предполо­жим, вы фотографировали вот этих двух сидящих пе­ред вами девушек (см. рис. 14): вы поставили перед ними аппарат и на матовом стекле получили их ясное и отчетливое изображение. Далее вы точно проделали все так, как было указано на стр. 47 — 51. Вы получили сни­мок. Теперь в вашей кассете лежит пластинка уже иная, чем несколько минут тому назад; эта пластинка в тече­ние нескольких секунд была освещена; но освещена она была не везде одинаково: те места, на которые падало изображение лица, рук и белых блузок, — были осве­щены сильнее, и бромистое серебро в этих местах изме­нилось сильнее; те же места, на которых оказалось изображение темных волос, бровей глаз и темных костюмов, получили меньше света, и бромистое серебро в этих местах изменилось слабее. Как быть дальше? Как получить фотографический снимок на бумаге, ко­торый всем нам так хорошо знаком?
 
Фотография, снятая описываемым аппаратом.
 
Рис. 14. Фотография, снятая описываемым аппаратом.

Обратите внимание на одно очень важное обстоя­тельство: на азотнокислое и даже бромистое серебро красный свет совершенно не действует; оранжевый и желтый цвета тоже действуют на светочувствительные вещества очень слабо. Это дает нам возможность в ком­нате, освещенной красным фонарем, работать с фото­графическими пластинками вполне спокойно; мы все видим, а для фотопластинок красный свет все равно, что полная темнота.
Для дальнейшей работы
вам необходимы темная ком­ната и красный фонарь.
Темная комната должна быть абсолютно лишена света. Поздно вечером, когда на улице стемнеет, приготовить такую комнату очень легко: следует лишь завесить окна чем-нибудь темным. Гораздо труднее   добиться    полной
темноты днем. Если вы днем будете устраивать тем­ную комнату посредством закрывания темными одея­лами и пледами окон и дверей, то не полагайтесь на первое впечатление полной темноты; завесив окна и двери, проведите в этой комнате 5—10 минут, и вот, если после этого срока вы не заметите ни одной щели и ни одного освещенного места,—после этого вы мо­жете считать приготовленную комнату пригодной для дальнейшей работы.
Красный фонарь можно купить. Можно и самому сделать, затянув стенки обыкновенного фонаря красной бумагой. Нужно только позаботиться, чтобы в фонаре не было щелей, через которые может проникать белый свет. Можно склеить из картона небольшой фонарь для свечи, вставив в одну из его стенок красную бумагу. Имейте в виду: не всякая красная бумага дает свет, не влияющий на фотопластинку. Мы рекомендуем вам для фонаря или купить красную бумагу в фотографическом магазине, или воспользоваться той красной бумагой, в которую часто заворачивают фотопластинки. Помните: свет должен быть только красным! Фонарь со щелями, пропускающими белый свет, не годится!
Вот вы с кассетой, в которой находится только-что сделанный вами снимок, в темной комнате перед крас­ным фонарем. Вы открыли кассету и видите такую же белую, чистую пластинку, какую вы вложили в кассету. Не думайте, что у вас ничего не вышло. Весьма воз­можно, что у вас получится великолепный снимок. Изо­бражение на пластинке есть, но оно пока еще невидимо; его нужно сделать видимым, его нужно проявить.
Для проявления снимка нужен проявитель. Откуда его взять и как приготовить, сказано в приложении. Нужна также и посудинка, в которую вы положите ваш снимок и потом обольете его прояви­телем. Конечно, это можно сделать в обыкновенной тарелке или блюдечке, но для проявления гораздо удоб­нее пользоваться специальными ванночками, или кюве­тами. Можно кюветку сделать и самому все из того же картона, из которого вы соорудили ка­меру (как самому сделать кювету, указано в приложении).
Вы вынимаете снимок из кассеты, кладете его в кювету   светочувствительной   (покрытой   желатиной) стороной кверху, обливаете проявителем и начинаете медленно покачивать, чтобы светочувствительная поверх­ность то соприкасалась с воздухом, то смачивалась проявителем. При этом может быть следующее:
Очень скоро, через несколько секунд после того как вы обольете снимок проявителем, на нем начнут появляться темные пятна, и вся белая поверхность пластинки начнет быстро сереть; это указывает, что снимок передержан.
Первые темные пятна в тех местах, на которых было изображение наиболее освещенных частей снимка (лицо, белое платье, небо, снег, белые стены и т. д.) начинают медленно вырисовываться через 11/2—2 ми­нуты после смачивания снимка проявителем; это пока­зывает, что выдержка была сделана правильно.
Первые темные пятна начинают проявляться минут через 5 — 7 после смачивания снимка проявите­лем; это показывает, что снимок недодержан: вы­держка была слишком короткой.
Приятно и весело проявлять нормально выдержан­ный снимок: постепенно на ваших глазах вырисовы­ваются мельчайшие детали снятой вами картины. Время от времени поднимайте снимок (не поцарапайте ногтем желатиновый слой) и, поднеся его к фонарю, рассмат­ривайте, насколько отчетливо проявились все детали. Проявление можно считать законченным тогда, когда отчетливо выступят все полутени, а места наиболее светлые будут на снимке совершенно черными.
Вы проявили снимок, но его пока еще нельзя выно­сить из темной комнаты и подвергать действию обыч­ного света, так как он остается по-прежнему светочув­ствительным. Чтобы закрепить, фиксировать, получен­ное изображение и сделать снимок к свету нечувстви­тельным, нужно его положить в кюветку с фиксажем,
Вынув снимок из проявителя, сполосните его водой и положите его в фиксаж. Обычно в фиксаже снимок остается минут 10 —15. Не бойтесь передержать: если снимок пролежит и больше, вреда ему не будет. При­знак, по которому можно судить об окончании фикси­рования, такой: выньте снимок из фиксажа и посмо­трите на его обратную (непокрытую желатиной) сто­рону; если фиксирование не закончилось, то с этой стороны видны мутные, белые пятна; если фиксирова­ние закончилось, то нижняя (стеклянная сторона) при падающем на нее свете кажется совершенно темной.
Закончив фиксирование, хорошенько промойте ваш снимок. В проточной воде (под струей водопровода) промывать нужно минут 20; если проточной воды нет, нужно оставить снимок в кюветке или в другой посуде с водой часа на 1 1/2 — 2 ив течение этого времени раз 6 — 8 переменить воду.
После промывки снимок нужно поставить в верти­кальном положении сушить; можно, например, присло­нить к стенке. Имейте в виду: сохнет снимок долго, несколько часов. Защитите на это время его от пыли и от мух.
Что же у вас получилось? А получится у вас то, что изображено на рисунке 15, т. е. обратное или, как говорят, отрицательное, негативное изображение, или просто негатив: лицо, светлое платье, небо и другие в действительности светлые места на негативе ока­зываются черными, а темные волосы, темное платье, темная зелень и вообще темные места на негативе оказываются светлыми. Так и должно получиться: в местах более освещенных бромистое серебро сильнее измени­лось и почернело; напротив, в местах менее освещенных оно изменилось меньше, а быть может и совсем не изме­нилось.
Имейте в виду, что самые яркие красные, оранжевые и желтые цвета (платья, цветы растений, знамена, пла­каты и т. п.) на негативе выходят светлыми, как-будто бы эти места в действительности были черными или очень темными.
 
 
Негатив снимка
 
 
Рис 15. Негатив снимка, изобра­женного на рис. 14.
 
Еще несколько указаний:
1.  Не надейтесь особенно на то, что свет вашего фонаря совершенно не действует на светочувствитель­ную пластинку, и без нужды не подвергайте ее освеще­нию даже красным светом. Мы проявляем, держа кю­ветку в стороне от фонаря, и даже прикрываем ее кар­тоном. К фонарю мы под­носим снимок только для того, чтобы посмотреть, как идет проявление, и, посмо­трев, сейчас же уносим его от света.
2. Вся описанная работа требует чистоты: руки дол­жны быть чистыми; посуда должна быть чисто вымы­той; особенно остерегайтесь переноса фиксажа в про­явитель: несколько капель фиксажа, попав в прояви­тель, совершенно портят снимок.
3. Сделанный снимок вы проявили, и ваша кассета теперь пуста. Воспользуйтесь темной комнатой и заря­дите кассету новой пластинкой: откройте коробку с пластинками, разверните (держа в стороне от фонаря) бумагу, в которую они тщательны упакованы, выньте одну пластинку и, отложив остальные в сторону, вло­жите ее в кассету светочувствительной стороной кверху к шторке. Не ошибитесь! Светочувствительную сторону, покрытую желатиной, вы легко отличите, поднеся пла­стинку к фонарю. Еще лучше отличать ее на ощупь. Испытайте! Закрыв кассету, не забывайте упаковать остальные пластинки, прежде чём открыть занавешен­ные окна и двери.
Категория: Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратом.
 (голосов: 1)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.