Химия для фотографа > Как снимать фотоаппаратом > Обработка полученного снимка
Обработка полученного снимка |
Чтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо представить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фотографируемого предмета.
Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнечном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чернеет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место довольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, представляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии. Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро. Зная это, представьте себе то, что произошло в фотоаппарате, когда вы производили съемку... Предположим, вы фотографировали вот этих двух сидящих перед вами девушек (см. рис. 14): вы поставили перед ними аппарат и на матовом стекле получили их ясное и отчетливое изображение. Далее вы точно проделали все так, как было указано на стр. 47 — 51. Вы получили снимок. Теперь в вашей кассете лежит пластинка уже иная, чем несколько минут тому назад; эта пластинка в течение нескольких секунд была освещена; но освещена она была не везде одинаково: те места, на которые падало изображение лица, рук и белых блузок, — были освещены сильнее, и бромистое серебро в этих местах изменилось сильнее; те же места, на которых оказалось изображение темных волос, бровей глаз и темных костюмов, получили меньше света, и бромистое серебро в этих местах изменилось слабее. Как быть дальше? Как получить фотографический снимок на бумаге, который всем нам так хорошо знаком? ![]() Рис. 14. Фотография, снятая описываемым аппаратом.
Обратите внимание на одно очень важное обстоятельство: на азотнокислое и даже бромистое серебро красный свет совершенно не действует; оранжевый и желтый цвета тоже действуют на светочувствительные вещества очень слабо. Это дает нам возможность в комнате, освещенной красным фонарем, работать с фотографическими пластинками вполне спокойно; мы все видим, а для фотопластинок красный свет все равно, что полная темнота. Для дальнейшей работы вам необходимы темная комната и красный фонарь. Темная комната должна быть абсолютно лишена света. Поздно вечером, когда на улице стемнеет, приготовить такую комнату очень легко: следует лишь завесить окна чем-нибудь темным. Гораздо труднее добиться полной темноты днем. Если вы днем будете устраивать темную комнату посредством закрывания темными одеялами и пледами окон и дверей, то не полагайтесь на первое впечатление полной темноты; завесив окна и двери, проведите в этой комнате 5—10 минут, и вот, если после этого срока вы не заметите ни одной щели и ни одного освещенного места,—после этого вы можете считать приготовленную комнату пригодной для дальнейшей работы. Красный фонарь можно купить. Можно и самому сделать, затянув стенки обыкновенного фонаря красной бумагой. Нужно только позаботиться, чтобы в фонаре не было щелей, через которые может проникать белый свет. Можно склеить из картона небольшой фонарь для свечи, вставив в одну из его стенок красную бумагу. Имейте в виду: не всякая красная бумага дает свет, не влияющий на фотопластинку. Мы рекомендуем вам для фонаря или купить красную бумагу в фотографическом магазине, или воспользоваться той красной бумагой, в которую часто заворачивают фотопластинки. Помните: свет должен быть только красным! Фонарь со щелями, пропускающими белый свет, не годится! Вот вы с кассетой, в которой находится только-что сделанный вами снимок, в темной комнате перед красным фонарем. Вы открыли кассету и видите такую же белую, чистую пластинку, какую вы вложили в кассету. Не думайте, что у вас ничего не вышло. Весьма возможно, что у вас получится великолепный снимок. Изображение на пластинке есть, но оно пока еще невидимо; его нужно сделать видимым, его нужно проявить. Для проявления снимка нужен проявитель. Откуда его взять и как приготовить, сказано в приложении. Нужна также и посудинка, в которую вы положите ваш снимок и потом обольете его проявителем. Конечно, это можно сделать в обыкновенной тарелке или блюдечке, но для проявления гораздо удобнее пользоваться специальными ванночками, или кюветами. Можно кюветку сделать и самому все из того же картона, из которого вы соорудили камеру (как самому сделать кювету, указано в приложении). Вы вынимаете снимок из кассеты, кладете его в кювету светочувствительной (покрытой желатиной) стороной кверху, обливаете проявителем и начинаете медленно покачивать, чтобы светочувствительная поверхность то соприкасалась с воздухом, то смачивалась проявителем. При этом может быть следующее: Очень скоро, через несколько секунд после того как вы обольете снимок проявителем, на нем начнут появляться темные пятна, и вся белая поверхность пластинки начнет быстро сереть; это указывает, что снимок передержан. Первые темные пятна в тех местах, на которых было изображение наиболее освещенных частей снимка (лицо, белое платье, небо, снег, белые стены и т. д.) начинают медленно вырисовываться через 11/2—2 минуты после смачивания снимка проявителем; это показывает, что выдержка была сделана правильно. Первые темные пятна начинают проявляться минут через 5 — 7 после смачивания снимка проявителем; это показывает, что снимок недодержан: выдержка была слишком короткой. Приятно и весело проявлять нормально выдержанный снимок: постепенно на ваших глазах вырисовываются мельчайшие детали снятой вами картины. Время от времени поднимайте снимок (не поцарапайте ногтем желатиновый слой) и, поднеся его к фонарю, рассматривайте, насколько отчетливо проявились все детали. Проявление можно считать законченным тогда, когда отчетливо выступят все полутени, а места наиболее светлые будут на снимке совершенно черными. Вы проявили снимок, но его пока еще нельзя выносить из темной комнаты и подвергать действию обычного света, так как он остается по-прежнему светочувствительным. Чтобы закрепить, фиксировать, полученное изображение и сделать снимок к свету нечувствительным, нужно его положить в кюветку с фиксажем, Вынув снимок из проявителя, сполосните его водой и положите его в фиксаж. Обычно в фиксаже снимок остается минут 10 —15. Не бойтесь передержать: если снимок пролежит и больше, вреда ему не будет. Признак, по которому можно судить об окончании фиксирования, такой: выньте снимок из фиксажа и посмотрите на его обратную (непокрытую желатиной) сторону; если фиксирование не закончилось, то с этой стороны видны мутные, белые пятна; если фиксирование закончилось, то нижняя (стеклянная сторона) при падающем на нее свете кажется совершенно темной. Закончив фиксирование, хорошенько промойте ваш снимок. В проточной воде (под струей водопровода) промывать нужно минут 20; если проточной воды нет, нужно оставить снимок в кюветке или в другой посуде с водой часа на 1 1/2 — 2 ив течение этого времени раз 6 — 8 переменить воду. После промывки снимок нужно поставить в вертикальном положении сушить; можно, например, прислонить к стенке. Имейте в виду: сохнет снимок долго, несколько часов. Защитите на это время его от пыли и от мух. Что же у вас получилось? А получится у вас то, что изображено на рисунке 15, т. е. обратное или, как говорят, отрицательное, негативное изображение, или просто негатив: лицо, светлое платье, небо и другие в действительности светлые места на негативе оказываются черными, а темные волосы, темное платье, темная зелень и вообще темные места на негативе оказываются светлыми. Так и должно получиться: в местах более освещенных бромистое серебро сильнее изменилось и почернело; напротив, в местах менее освещенных оно изменилось меньше, а быть может и совсем не изменилось. Имейте в виду, что самые яркие красные, оранжевые и желтые цвета (платья, цветы растений, знамена, плакаты и т. п.) на негативе выходят светлыми, как-будто бы эти места в действительности были черными или очень темными. ![]() Рис 15. Негатив снимка, изображенного на рис. 14.
Еще несколько указаний:
1. Не надейтесь особенно на то, что свет вашего фонаря совершенно не действует на светочувствительную пластинку, и без нужды не подвергайте ее освещению даже красным светом. Мы проявляем, держа кюветку в стороне от фонаря, и даже прикрываем ее картоном. К фонарю мы подносим снимок только для того, чтобы посмотреть, как идет проявление, и, посмотрев, сейчас же уносим его от света. 2. Вся описанная работа требует чистоты: руки должны быть чистыми; посуда должна быть чисто вымытой; особенно остерегайтесь переноса фиксажа в проявитель: несколько капель фиксажа, попав в проявитель, совершенно портят снимок. 3. Сделанный снимок вы проявили, и ваша кассета теперь пуста. Воспользуйтесь темной комнатой и зарядите кассету новой пластинкой: откройте коробку с пластинками, разверните (держа в стороне от фонаря) бумагу, в которую они тщательны упакованы, выньте одну пластинку и, отложив остальные в сторону, вложите ее в кассету светочувствительной стороной кверху к шторке. Не ошибитесь! Светочувствительную сторону, покрытую желатиной, вы легко отличите, поднеся пластинку к фонарю. Еще лучше отличать ее на ощупь. Испытайте! Закрыв кассету, не забывайте упаковать остальные пластинки, прежде чём открыть занавешенные окна и двери. |