Химия для фотографа
Секреты фотосъемки Партнеры Объявления
» Экспонирование светочувствительных фотоматериалов
Наиболее объективным способом определения экспозиции является использование светоизмерительных устройств. На принципе измерения яркости или освещенности объекта съемки построены все измерительные приборы для определения экспозиции, так называемые экспонометры. Экспонометры снабжены специальными пересчетными устройствами — калькуляторами, которые автоматизируют пересчет и упрощают опреде ... » Рациональная рецептура проявителей В связи с тем что фотоматериал может иметь разнообразное назначение, нельзя обрабатывать все фотоматериалы (негативные, позитивные, репродукционные и т. п.) одним проявляющим раствором. Поэтому для каждого конкретного случая необходим свой проявитель, который обеспечивает оптимальный результат. Например, основным требованием при проявлении негативного материала является получение высокой свето ... » Черный бархат Давно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку освещенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чувствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фон ... » Окончательная промывка фотобумаги Заключительная промывка фотоотпечатка должна проводиться тщательно с целью более полного отмывания тиосульфата. Так как позитивные эмульсии более мелкозернисты в сравнении с негативными, то имеется большая опасность взаимодействия металлического серебра изображения с остатками тиосульфата. Обычной промывкой невозможно полностью удалить остатки тиосульфата натрия, которые адсорбированы волокнами ... » Зависимость времени экспонирования от масштаба изображения при макросъемке Негативные насадочные линзы удлиняют фокусное расстояние объективов, что позволяет снимать объекты в более крупном плане, с ощутимо более крупным изображением на пленке. Интересно, что удлинение фокусного расстояния объективов при неизменном формате кадра уменьшает их угловое поле и светосилу. И напротив, положительные насадочные линзы сокращают фокусное расстояние объектива, увеличивают их углов ... » Резкость изображения объекта при микрофотосъемке Простейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкурировать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К ... » Кислотно-основная буферность растворов Скорость многих процессов находится в прямой зависимости от рН раствора. Одни вещества очень чувствительны к изменению рН раствора на десятую долю значения, другие менее чувствительны. На рис. 12 показана зависимость проявляющей способности некоторых веществ от величины рН проявляющего раствора при постоянной экспозиции и постоянном времени проявления. Так, парааминофенол и глицин менее чув ... » Серная кислота Серная кислота, H2SO4. Тяжелая бесцветная маслопо-добная жидкость с удельным весом 1,84. При разбавлении водой разогревается. Всегда приливать только кислоту в воду, причем небольшими порциями, при осторожном помешивании. В случае попадания брызг кислоты на кожу надо пораженное место обильно промыть водой с мылом или содой.Для предохранения глаз надеть защитные очки. Применяется для приготовления ... » Цианотипия Английский физик и астроном Дж. Гершель в 1842 г. создал светочувствительную ферропрус-сиатную, или цианотипную, бумагу на основе солей железа. Под действием света соль аммиачного лимоннокислого железа переходит в соль закиси железа, а с красной кровяной солью образует турнбулеву соль (синь). Она не растворима ни в воде, ни в кислотах, стойка на свету. Один из рецептов Гершеля состоит из двух ч ... » Квасцы Квасцы — кристаллические двойные соли сульфатов алюминия, хрома, железа и др. с сульфатом калия и аммония. При растворении квасцов в воде они полностью диссоциируют на составные ионы. Квасцы алюмоаммониевые, AlNH4(SO)2·12Н2O бесцветные кристаллы или белый порошок. Растворимость 15 г. Применяются вместо алюмокалиевых квасцов. Квасцы алюмокалиевые, AlK(SO)2·12Н2O бесцветные твердые кристалл ... » Разгадка В этот день я проснулся довольно поздно: солнечный луч, проникающий через дырочку в ставне, давал яркое пятно на полу уже далеко от моей кровати. День был ясный. Я, как и всегда в последнее время, сейчас же начал всматриваться в хорошо знакомую загадочную картину; сегодня она выступала особенно отчетливо. И вдруг в верхней ее части я заметил что-то движущееся. Это было нечто новое; в этом месте я ... » Матовое стекло и рамка для него Конечно, экран для получения изображения можно было бы приготовить из бумаги, смазав ее маслом, чтобы она лучше просвечивала. Но бумага постоянно рвется, а вклеивать ее так, чтобы она точно совпадала со светочувствительной поверхностью фотопластинки (а это необходимо!), чрезвычайно трудно. Поэтому рекомендуем вам для экрана приготовить матовое стекло. Описанный аппарат предназначается для фотопла ... » Диэтилпарафенилендиаминсульфат, парааминодиэтиланилинсульфат, N,N-диэтил парафенилендиаминсульфат Диэтилпарафенилендиаминсульфат, парааминодиэтиланилинсульфат, N,N-диэтил парафенилендиаминсульфат. Цветное проявляющее вещество. Известно также под другими условными названиями: ЦПВ-1, TSS, S28, Activol-S и др. Сернокислая соль диэтилпарафенилендиамина может быть заменена его солянокислой солью. Проявляющее вещество легко растворимо в воде. Вещество представляет собой мелкие кристаллы слабо-же ... » Химия извлечения серебра из фиксирующих растворов На построение фотографического изображения расходуется в среднем около 20% серебра, содержащегося в светочувствительном слое. Остальная часть серебра практически переходит в фиксирующий раствор. В 1 л использованного фиксажа обычно содержится от 2 до 7 г серебра. Серебро является драгоценным металлом, поэтому выливать в канализацию отработанный фиксаж нельзя. Серебро можно извлечь из раствора ... » Холокопия Холокопия — это способ значительного уменьшения зернистости негатива и регулирования его плотности. Способ и название предложили в 1963 г. ученые из ГДР. Опытами было установлено, что на любом негативе имеется значительно больше деталей, чем их удается перенести на фотобумагу с обычных негативов традиционными методами обработки. В процессе холокопирования мелкие детали на черно-белом не ... » Специальные проявители Специальные проявители используют для особых случаев обработки, например для некоторого повышения контраста, для специального увеличения зернистости изображения и т. д. Максимальный коэффициент контрастности, до которого может быть проявлен фотоматериал, предопределен свойствами самого фотоматериала. Чем шире диапазон микрокристаллов галогенида серебра по размерам, тем «мягче» фотоматериал, тем ... » Обращение с химикатами и растворами Многие химикаты чувствительны к свету, кислороду, углекислому газу и к воде. Поэтому хранить химикаты лучше всего в герметически закрытых сосудах из коричневого стекла, в сухом и прохладном помещении. Сосуды можно закрывать резиновыми, корковыми или полиэтиленовыми пробками, а также притертыми стеклянными пробками, кроме особо оговоренных случаев. Завинчивающиеся пластмассовые пробки должны ... » Параформальдегид Параформальдегид, (НСНО)n — полимерный вид формальдегида в виде белого порошка. Применяется в тех же случаях, что и формальдегид. См. Формальдегид. » Хранение фотоматериалов При хранении свойства всех фотографических материалов меняются, и тем скорее, чем выше температура и влажность окружающего воздуха. В свою очередь высокочувствительные фотоматериалы меняют свойства скорее, чем низкочувствительные, а цветные — скорее, чем черно-белые. Изменение свойств заключается прежде всего в увеличении плотности вуали, снижении светочувствительности, уменьшении контрас ... » Усиление негативов Усиление достигается за счет отложения на серебряном изображении нерастворимых и непрозрачных соединений с целью увеличения эффективной оптической плотности изображения. Многие химические усилители обладают одним существенным недостатком: со временем на усиленном изображении образуются неравномерные металловидные слои, особенно на больших плотностях. При печатании эти слои выявляются в виде пяте ... » Повышение светочувствительности черно-белых кинофотопленок Нередко фотолюбитель может оказаться в ситуации, когда сюжет интересный, однако черно-белая кино-фотопленка в аппарате слишком малой чувствительности, естественное или искусственное, «подвернувшееся под руку», освещение крайне слабое, настолько, что даже не шевелится стрелка экспонометра (вечером или ночью, например падающий из окна или витрины свет и т. п.), что и останавливает сделать снимок. ... » Проявители с большим содержанием сульфита натрия и небольшими концентрациями слабых щелочей К первой группе относятся широко известные проявители с большим содержанием сульфита натрия и небольшими концентрациями слабых щелочей. Как правило, эти проявители практически не содержат бромидов. Концентрации проявляющих веществ нормальные. Низкая щелочность и высокая концентрация сульфита натрия предопределяют сравнительно медленное проявление. Отсутствие бромидов способствует полной прораб ... » Быстро работающие проявители Быстроработающие проявители, как правило, состоят из активных проявляющих веществ в концентрации до нескольких десятков граммов. В качестве ускоряющего средства использована едкая щелочь. Концентрация сульфита натрия в проявителе нормальная и составляет в среднем 50 г/л. Высокие концентрации противовуалирующих веществ также характерны для быстродействующих проявителей. Чтобы ускорить процесс, обр ... » Печать на тканях Негатив подбираем среднего или крупного формата, прозрачный в светлых местах и с повышенной контрастностью, поскольку изображение на тканях получается мягче, чем на бумаге. Черными масками можно выделять сюжетно важные места изображения, используя фактуру материала как фон. Печатать можно на впитывающих водные растворы материалах: хлопке, льне, натуральном шелке, предварительно нанеся на них с ... » Особенности фотографирования на цветных негативных и диапозитивных (обращаемых) кинофотопленках Пространство, форма, структура, фактура предметов, богатство палитры реального мира передаются в черно-белой фотографии определенным размещением и чередованием разных оттенков черно-белой шкалы. В фотографии цветной эту роль играют цвета, их оттенки, контрастно-гармоническое сочетание красок. Создать определенный впечатляющий образ можно, соединяя цветовые эффекты с другими художественными сред ... » Особые способы печатания с недоброкачественных негативов В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы печатания и обработки фотобумаг, в которых использованы различные фотографические эффекты, особенности кинетики химического проявления или элементарные законы физики. При помощи этих способов печатания можно получить либо определенный фотографический эффект, либо избавиться от дефектов негатива. В результате получаются фотоотпечатки с доброкачествен ... » Вода, ее свойства и растворы Свойства воды зависят от ее происхождения. Для приготовления фотографических растворов годится питьевая вода, т. е. прозрачная, бесцветная, без привкуса и запаха. Но всеми перечисленными признаками обладает и жесткая вода. Общая жесткость воды обусловливается присутствием в ней солей кальция, магния, железа и др. Кипячением воды устраняется временная жесткость, или карбонатная, так как при наг ... » Художники считают красный, желтый и синий цвета главными В нестереоскопической фотографии, чтобы подчеркнуть глубину пространства, композицию кадра нужно строить так, чтобы на переднем плане преобладали теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, желтый), а на заднем — холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Эффект глубины пространства достигается и при съемках монохроматических или почти одноцветных ландшафтов (например, пшеничного поля, степи ... » Можно ли цветной обращаемый фотоматериал обработать как цветной негативный? Доброкачественный цветной диапозитив окантовывают в соответствующую диапозитивную рамочку и проецируют диапроектором на экран или же рассматривают через специальные устройства, так называемые диаскопы.Часто возникают вопросы, связанные с размножением диапозитивов, использованием недоброкачественных диапозитивов и т. д.Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся вопросы, встающие перед фото ... » Фотографирование вечером, вечернего солнца, ночью, при свете луны и луны, утром и утреннего солнца С наступлением сумерек предметы и пространство постепенно утрачивают объемность, пейзаж становится как бы плоским, преобладают контуры. Фотографируя в западном направлении, экспозицию определяют по небу над линией горизонта. Объективы лучше применять с многослойным покрытием линз типа МС, поскольку они противоореольны и дают, особенно на цветных пленках, четкое изображение. Если по замыслу в кад ... |
Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обработка фотобумаг » Процессы ослабления и усиленияПроцессы ослабления и усиленияВ фотографической практике иногда встречаются случаи, когда по тем или иным причинам негативы малопригодны для получения доброкачественных позитивов. В большинстве случаев такие негативы можно исправить ослаблением или усилением, т. е. уменьшением или увеличением оптических плотностей. При современном состоянии фотографической техники, при наличии высококачественных фотоматериалов, а также благодаря надежным способам их обработки надобность в дополнительных процессах уменьшилась. Негативы, подлежащие ослаблению или усилению, должны быть хорошо отфиксированы и тщательно промыты во избежание образования пятен, полос и других дефектов. Если в тщательности фиксирования и промывки негатива имеются сомнения, он должен быть повторно обработан в свежем фиксаже и хорошо промыт. Для уничтожения возможных следов от пальцев негативы должны быть протерты ватным тампоном, смоченным спиртом, чистым бензином или четыреххлористым углеродом. Не рекомендуется обрабатывать сразу много негативов или фотопленок, так как очень трудно одновременно следить за степенью ослабления или усиления нескольких негативов. Перед обработкой сухие негативы обязательно размачивают в воде не менее 10 мин, а после каждой операции хорошо промывают.
|
|
123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654 Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved. |