cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Обрабатывающие растворы, проявители » Медленноработающие проявители

Медленноработающие проявители

Медленноработающие проявители служат для обработки негативных фотоматериалов с по­лутоновым изображением: пейзаж, портрет и т. п.
Основные требования, предъявляемые к этим прояви­телям,— это получение максимальной светочувствитель­ности при низких значениях коэффициента контрастности, мелкозернистости изображения и хорошей воспроизводи­мости результатов.
Всем перечисленным требованиям отвечают так назы­ваемые выравнивающие проявители, ко­торые имеют малую кислотно-основную буферность, что в основном и определяет их свойства.
Проявитель быстро истощается в участках эмульсион­ного слоя, получивших большие экспозиции от ярких де­талей объекта. Чтобы добиться достаточной оптической плотности изображения, увеличивают время проявления, которое необходимо для поступления свежих порций про­явителя на смену истощенным. В то же самое время в участках слоя, получивших малые экспозиции от темных
деталей, проявляющего раствора оказывается достаточно для проявления, а увеличение времени обработки приво­дит к более интенсивному проявлению этих участков.
В результате такой обработки уменьшается интервал почернений негативного изображения, улучшается про­работка темных деталей объекта съемки и увеличивается светочувствительность негативного фотоматериала.
Дальнейшее повышение времени проявления приводит лишь к росту оптических плотностей в участках больших экспозиций, а следовательно, и к увеличению контраста. Кроме того, общий рост оптических плотностей усиливает зернистость изображения.
Таким образом, слишком длительное проявление сво­дит на нет выравнивающее проявление, так как достигает­ся максимальный контраст изображения, который можно получить и в нормальном проявителе, но за меньшее время.
Эффект выравнивающего прояв­ления может быть достигнут различными способами? применением проявителей с малой кислотно-основной буферностью, сильным разбавлением проявителя, умень­шением концентрации проявляющих веществ, двухраст-ворным проявлением, прикаткой пропитанного прояви­телем при низкой температуре эмульсионного слоя к гладкой инертной поверхности, например к стеклу или к пленке, с последующим нагреванием слоя и др.
Выравнивающие проявители также называют мел­козернистыми. Практически это одно и то же. Совершенно однозначно можно сказать, что зернистость фотографического изображения в первую очередь зави­сит от типа эмульсии и от условий проявления, а также от величины экспозиции. Обстоятельные исследования подтвердили это положение.
Укажем лишь на несколько факторов, способствующих мелкозернистому проявлению.
1. Проявление до низких значений коэффициента контрастности, например, с помощью выравнивающих про­явителей. Это предопределяет получение изображений, состоящих из малых оптических плотностей. А зер­нистость и плотность изображения находятся в прямой зависимости. Практика показывает, что оптимальный коэффициент контрастности составляет 0,6—0,8. Причем для объектов с большим интервалом яркостей, фотографи­руемых в солнечную погоду, рекомендуется у=0,6, а для пасмурной погоды — y=0,8.
2. Проявляющие растворы должны быть малоактив­ными, т. е. должны иметь низкую кислотно-основную бу-ферность. Одновременно раствор должен содержать раст­воритель галогенида серебра. Первое достигается за счет малых концентраций щелочей, а последнее — за счет вы­сокой концентрации сульфита натрия (примерно 100 г/л) или за счет добавок более активных растворителей гало­генида серебра, таких, как, например, роданид натрия или калия, тиосульфат натрия и др. (рабочие концентрации небольшие и не превышают нескольких граммов на 1 л раствора). Причем оптимальная концентрация активного растворителя находится эмпирически для каждого типа эмульсии в отдельности.
Следует также заметить, что особомелкозернистые проявители с активными растворителями галогенида се­ребра не дают увеличения светочувствительности, а даже наоборот — понижают ее. Заметного же эффекта снижения зернистости нет — всего около 40%, что эквивалентно переходу при увеличении на следующий формат фотобу­маги, например переход с размера 13x18 на 18x24 см. Следовательно, предел линейного увеличения расширяется примерно в 1,4 раза. Если же принять во внимание, что светочувствительность при использовании особомелкозер-нистых проявителей снижается примерно в 3 раза, то, ви­димо, целесообразнее использовать фотоматериал меньшей светочувствительности и проявить его в выравнивающем проявителе, повышающем светочувствительность. В этом случае   эффект достигается больший.
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.