cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Химия для фотографа » Фотоматериалы » Экспонирование светочувствительных фотоматериалов

Экспонирование светочувствительных фотоматериалов

Наиболее объективным способом определения экспо­зиции является использование светоизмерительных уст­ройств.
На принципе измерения яркости или освещенности объекта съемки построены все измерительные приборы для определения экспозиции, так называемые экспо­нометры. Экспонометры снабжены специальными пере­счетными устройствами — калькуляторами, ко­торые автоматизируют пересчет и упрощают определение пары выдержка + диафрагма по заданной светочувстви­тельности фотоматериала с учетом потерь света в объек­тиве.
Мы рассмотрим физические основы получения правиль­но экспонированного фотоматериала, опираясь на его сенситометрические свойства.
Объект съемки, как правило, состоит из деталей, имеющих  самые  разнообразные  яркости.  Яркость того или иного участка объекта определяется его осве­щенностью и способностью отра­жать упавшие на него световые лучи. Наибольшее по­чернение фотоматериала вызовет экспозиция, получен­ная им от наиболее яркой детали, а наименьшее почерне­ние — от наименее яркой.
Поверхности средней яркости со средним коэффици­ентом отражения р ( Величина коэффициента отражения показывает, какая доля светового потока, падающего на поверхность, отражается ею. Ко­эффициент отражения всегда меньше единицы.) воспроизводятся почернениями средних плотностей, которые при просмотре в проходящем све-те адаптированный глаз оценивает как серые или средне-яркие.
При равномерной освещенности, создаваемой источ­ником света, от каждого предмета отражается свет, коли­чество которого прямо пропорционально коэффициенту отражения. Таким образом, для расчета экспозиции до­статочно измерить какую-либо одну величину — яркость объекта съемки или его освещенность.
Чтобы получить нормальную экспозицию по яркости объекта съемки, измерение следует производить по его деталям, которые глаз оценивает по яркости как средние или как серые для данного объекта. Серые поверхности обычно имеют коэффициент отражения, близкий к 0,17, например сухая булыжная мостовая, асфальтовые покры­тия, гранитный щебень и т. п.
Исследования показывают, что интегральный (Интегральный — значит средневзвешенный, общий.) коэф­фициент отражения большинства объектов съемки состав­ляет также 0,17, т. е. отраженный свет, действующий на светоприемник, составляет примерно 1/6 часть от света, упавшего на объект съемки.
Калькуляторы большинства экспонометров построены таким образом, что при измерении яркости объекта съем­ки со средним коэффициентом отражения в интервале р = 0,16—0,20 показывают правильную экспозицию. Здесь очень важно заметить, что чем больше коэффициент отра­жения объекта отличается от среднего, тем больше будет ошибка в определении экспозиции по яркости.
Дело в том, что сам экспонометр «не знает» отражатель­ной способности объекта съемки. Он регистрирует лишь абсолютную величину яркости объекта, а калькулятор прибора указывает экспонометрические параметры: выдержку и диафрагму, которые следует установить на фото­камере, чтобы получить на фотоматериале изображение с принятой за норму величиной оптической плотности, на­пример 0,85 над плотностью вуали.
Таким образом, при определении экспозиции по ярко­сти объекта экспонометр приводит ее к «серому».
Чтобы исключить ошибки в определении экспозиции, при использовании экспонометров с большим углом вос­приятия рекомендуется несколько наклонять их к земле, с тем чтобы уменьшить влияние яркого источника света (каковым является небо) на показания прибора.
При определении экспозиции объектов съемки с боль­шим интервалом яркостей рекомендуется направлять экспонометр на объект таким образом, чтобы доли ярких и темных участков этого объекта были равны. В этом слу­чае очень удобны экспонометры с видоискателями.
Если негативная фотопленка экспонирована правиль­но, то каждый кадр с фотопленки печатают с одной и той же выдержкой, независимо от объекта съемки.
В большинстве случаев этого можно достигнуть опре­делением экспозиции по освещенности объекта или же из­мерением яркости эталонной серой поверхности, помещен­ной рядом с объектом съемки. Определение экспозиции по яркости эталонной серой поверхности (* Эталонную серую поверхность можно заменить белой, но в этом случае необходимо вносить поправку в показания экспоно­метра. Экспозиция должна быть увеличена во столько раз, во сколь­ко белая поверхность ярче серой.), диффузно рас­сеивающей свет, собственно, является косвенным методом определения экспозиции по освещенности. Ведь яркость поверхности прямо пропорциональна  освещенности.
Определение экспозиции по освещенности дает воз­можность получить такие негативы и диапозитивы, плот­ности которых наилучшим образом соответствуют яркостям объекта съемки. Преимущество определения экспозиции по освещенности особенно наглядно выявляется при съем­ке на обращаемые фотоматериалы.
В связи с изложенным рассмотрим распределение оп­тических плотностей негативного изображения на харак­теристической кривой в зависимости от общей экспози­ции (рис. 11).
На графиках под каждой осью экспозиций дополни­тельно дана вспомогательная ось с числовыми значениями коэффициентов отражения различных объектов. Точками отмечены величины коэффициентов отражения тех пред­метов, по яркостям которых определялись экспозиции: по серому предмету со средним коэффициентом отражения р≈0,16 (рис. 11, б), по темному предмету с коэффициентом отражения р≈0,01 (рис. 11, а) и по светлому предмету с коэффициентом отражения р≈1 (рис. 11, в).
 
Распределение яркостей объекта съемки на характеристической кривой не­гативного фотоматериала
 
Рис. 11. Распределение яркостей объекта съемки на характеристической кривой не­гативного фотоматериала
 
Во всех случаях точкой привязки на характеристи­ческой кривой является оптическая плотность 0,85 над плотностью вуали при рекомендованной степени прояв­ленности Урек=0,8 Координаты этой точки нам известны из формулы определения числа светочувствительности:

S0.85 = 10/Hkp

Экспонометр всегда указывает на экспозицию, необ­ходимую для получения определенной оптической плотности в соответствии со светочувствительностью фотома­териала и усредненными потерями света в объективе. Экспозиция для получения нормально экспонированного кадра зависит только от светочувствительности фотомате­риала.
На каждой характеристической кривой показаны участ­ки воспроизведения символического объекта съемки, в котором имеются - предметы с различными коэффициентами отражения — от свежевыпавшего снега до черного бар­хата, т. е. интервал яркостей (* Интервал яркостей — отношение максимальной яркости к минимальной. В некоторых случаях для удобства сопо­ставления   пользуются логарифмическим выражением интервала яркостей. Для приведенного примера lg 100/2 = 2.) объекта съемки состав­ляет 100:1.
Графики наглядно показывают, что негатив, для кото­рого экспозиция определялась по темному предмету, оце­нивается как плотный, по серому — как нормальный и по светлому — как тонкий.
В плотном негативе с меньшим контрастом воспроиз­водятся детали объекта съемки в светах. В тонком негативе, наоборот, совершенно неудовлетворительно полу­чаются темные детали. Нормально экспонированный нега­тив имеет гармоничное распределение оптических плотно­стей изображения в соответствии с яркостями объекта съемки.
Категория: Химия для фотографа » Фотоматериалы.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.