cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Бромойль

Бромойль

На основании опытов Понтона и У. Тальботта в 1855 г. Пуатевен предложил исполь­зовать в фотографии при позитивной печати свето­чувствительные свойства солей хромовой кислоты, раст­воренных в слое желатина, в частности при исполь­зовании пигментного, масляного, бромомасляного мето­дов, а позднее — в гидротипии и ее варианте — пинати-пии и т. п. В любительских условиях хорошие резуль­таты можно получить методом бромойлъ, частично вклю­чающим в себя масляный метод и гидротипию.
Бромойль. Название слагается из частей слов бромо­серебряный и ойль (масло). Бромойль — это бромо-масляный многоцветный и монохроматический метод позитивной печати изображений на фотобумаге. Рас­смотрим только монохроматический вариант, так как он значительно проще цветного, а многоцветную печать легче исполнить методом гидротипии, описанным ниже. Последовательность монохроматической операции при этом процессе следующая:
1) выбор или изготовление резкого, со многими полутонами негатива, свободного от вуали;
2) печатание отпечатка на бромосеребряной бумаге;
3) проявление и промывание отпечатка;
4) фиксирование его и промывание;
5) высушивание;
6) отбеливание серебряного изображения и промывка;
7) повторное  фиксирование  отпечатка и  промывка;
8) повышение рельефа;
9) приготовление красителей;
10) нанесение красителей (пигментирование);
11) сушка, ретуширование, окончательная отделка.
На содержащей много серебра бромосеребряной, гладкой, глянцевой, с картонной основой бумаге, в эмульсии которой отсутствуют крахмал, соли бария, дубильные вещества, печатаем копию. Проявляем ее в амидоловом проявителе:

Вода дистиллированная (кипяченая), мл 700
Сульфит натрия кристаллический (чистый), г 11
Мстабисульфит калия, г 22
Бромистый калий, г 1
Амидол, г 5,5
Вода холодная до объема, мл 1000

Этот проявитель, предложенный Беккером, более стой­кий, чем другие амидоловые проявители. Чтобы он не дубил желатин, каждый раз для нового отпечатка нуж­но брать свежий раствор при температуре 18—20 °С, проявляя бумагу до 2 мин. Раствор готовится непосред­ственно перед употреблением. Тон изображения черно-синий на белой бумаге. После проявления отпечаток промываем в воде и закрепляем в простом фиксаже:

Вода дистиллированная, мл 1000
Гипосульфит кристаллический, г 150

Затем отпечаток промываем 30 мин в проточной воде и сушим. При описанной операции слой желатина укрепляется. Перед отбеливанием отпечаток размачи­ваем в холодной воде. Раствор отбеливателя (по Ундербергу) готовим непосредственно перед употребле­нием, рабочая температура 25 °С:

Сернокислая медь (20 %-й раствор), мл 150
Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 180
Хромовая кислота (10 %-й раствор), мл 20
Вода дистиллированная до объема, мл 1000

Отбеливатели других составов работают аналогично.
При неактиничном лабораторном освещении для бро­мосеребряных бумаг выдерживаем отпечаток в отбели­вателе 3—5 мин; за это время изображение почти пол­ностью исчезает. Затем промываем его в проточной воде, пока не исчезнет желтая окраска воды. Теперь на бумажном отпечатке будет виден рельеф. После отбеливания и промывания в слое эмульсии всегда остается определенная доля светочувствительного веще­ства, которое нейтрализуется повторным фиксирова­нием отпечатка в следующем растворе:

Вода дистиллированная (60—70 °С), мл 1000
Гипосульфит кристаллический, г 100

Эта операция продолжается 10 мин с последующим промыванием в проточной воде в течение 15 мин.
В растворе отбеливателя соли хромовой кислоты локально дубят желатин, количество которого почти пропорционально количеству металлического серебра, составляющему первоначальное (оригинальное) изобра­жение. В светлых местах изображения желатин ду­бится меньше, а в темных — максимально. Кроме того, в теплой воде он набухает пропорционально степени задубления слоя, что благоприятствует восстановлению изображения при нанесении на влажный слой жела­тина жирной краски резиновым валиком или линей­кой. К сильно за дубленным участкам краска пристает лучше, к слабо задубленным — хуже, что и создает широкую гамму полутонов. Высоту участков рельефа можно изменять путем его повышения или создания.
Разница в высоте участков рельефа зависит от тем­пературы используемой воды. Лучше всего эту опе­рацию начинать с воды комнатной температуры (20 °С), постепенно повышая ее. В воде желатин набухает и за 3—5 мин при 25—30 °С достигает оптимального состо­яния. Напоминаем, что при комнатной температуре он за 20 мин застывает. Следовательно, за это время на рельеф нужно нанести перетертую и размешанную на олифе минеральную или типографскую краску, цвет которой подбирается по вкусу.
На лист стекла или металла кладут промокатель­ную бумагу, на нее — влажную фотобумагу отбеленным изображением вверх, на который ровным слоем флей­цем легкими ударами наносят краситель. Сочность изо­бражения зависит от высоты рельефа и густоты слоя красителя. Покрашенный отпечаток сушат при темпе­ратуре 18-20 °С
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 0)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.