cup Химия для фотографа Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Способы повышения чувствительности отснятых пленок

Способы повышения чувствительности отснятых пленок

В съемочной практике нередки такие ситуации: у фотографа есть и аппарат с пленкой, и экспонометр, и «блиц», а снять ничего нельзя: и л и слишком мала чувствительность пленки, или отказал источник питания лампы-вспышки, или же последней нельзя воспользоваться ввиду запрета со стороны адми­нистрации (музеи, выставки и т. п.). Выход из этого, казалось бы, безвыходного положения все же есть. Можно увеличить чувствительность отснятой пленки в лаборатории. Цветную обращаемую пленку можно перепроявить и повысить ее чувствительность в 2—8 раз, а чувствительность негативной черно-белой — в 10—50. Следует помнить, что увеличить чувствительность цвет­ной пленки можно только в первом процессе, т.е. при черно-белом проявлении.
Однажды автор этих строк присутствовал на репети­ции балетной труппы Киевского мюзик-холла. Освеще­ние сцены было рабочим, а потому — слабым. «Блица» с собой не взял, в «Зените-В» была обращаемая пленка «Орвохром» UT-18. Экспонометр «Свердловск-2» по­казал: можно снимать при выдержке 1/125 с и диафраг­ме 5,8. Но для этого нужна была пленка чувствитель­ностью 23 ДИН. Самым интересным в той ситуации была полная раскованность танцовщиц благодаря от­сутствию официальных зрителей. Место можно было вы­бирать любое. Даже из первого ряда объектив «Индустар 61 Л/3» вбирал в кадр много мелких фигур, а «Зоянаром 3,5/135 мм» можно было снять из четвертого ряда три-четыре фигуры в полный рост. Пленка 18 ДИН экспони­ровалась как имеющая чувствительность 23 ДИНы. При проявлении в первом, черно-белом, проявителе при температуре 30°С (в этом режиме была обрабо­тана вся пленка, во всех операциях) время обработки было выбрано с учетом необходимости ввода всех поправок:
1) на то, что пленка не новая, а следовательно, в ней реальных осталось не 18, а 17 ДИН;
2) температура раствора на 5 °С выше нормы;
3) нужно добавить время на форсаж чувствительно­сти до 23 ДИН.
Напомним, что первое, негативное, изображение об­разуется из наиболее светочувствительных «зерен» эмульсии. Но в процессе обработки они превращаются в растворимые соли и вымываются из эмульсион­ного слоя. Позитивное же, цветное, изображение соз­дается при втором, так называемом «цветном», проявле­нии, что улучшает структуру и общее качество изобра­жения.
Таким образом, возможность увеличить длитель­ность первого, черно-белого, проявления позволяет зна­чительно повысить практическую светочувствитель­ность кинофотопленки. Происходит это, при строгом соблюдении температурного и временного режима, без заметного ухудшения качества изображения. Вуаль повышенной плотности, которая образуется при этом, полностью удаляется в процессе отбеливания.
 
Влияние температуры (t) и времени (т) черно-белого проявления
 
Рис. 1. Влияние температуры (t) и времени (т) черно-белого проявления на коэффициент повышения эффективной чувствительности (n) пленки «Орвохром» UT-18.
 
Мы воспользовались предложенной Ю. Шиловым номограммой, показывающей влияние температуры (t) и времени (т) черно-белого проявления на коэффициент повышения чувствительности (п) пленки «Орвохром» UT-18 (рис.1). Номограммой удобно пользоваться. Так, если мы желаем повысить чувствительность пленки в четыре раза при температуре 25 °С, то ее нужно проявлять 16 мин 15 с (прямая Б). При 22 °С для п = 1 время проявления составит 13 мин (прямая В).
В данном случае пленка имела чувствительность примерно 17 ДИН, так что для четырехкратного форса­жа при t = 30 °С следовало принимать т = 10 мин 20 с (прямая А), причем вводить поправку на разницу в чувствительности в 1 ДИНу  (около 8 ед. ГОСТа).
Таким образом, в первом, черно-белом, проявителе пленку мы держали 4 мин 15 с, а в цветном при той же температуре — 3 мин 45 с.
Было принято во внимание и такое соображение. Из практики обработки цветных обратимых пленок известно, что увеличение времени первого, черно-белого, проявления способствует повышению оптической плот­ности нижних слоев и, следовательно, уменьшению выхода красителей при цветном проявлении. Слайд бу­дет иметь меньшую максимальную оптическую плот­ность с преобладанием теплых тонов. Повышение же температуры того же проявителя уменьшает степень оптической плотности нижних слоев и соответственно увеличивает в них выход красителей при нормальном цветном проявлении. В результате — преобладание сине-зеленых оттенков.
В пашем случае имели место оба процесса, так что, вполне возможно, произошли компенсация и относи­тельное выравнивание цветового баланса. Все диапо­зитивы получились нормальной плотности, без вуали, резкие, зерно — мелкое. Цветопередача была, конечно, не абсолютно достоверной, но вполне приемлемой. Со­вершенно точной она быть не могла из-за смешанного освещения сцены и ослабления части свето- и цвето­чувствительности пленки, а также из-за повышенной температуры обработки. Вместе с тем эти «экспери­менты» над пленкой дали хорошие результаты. Следует напомнить, что такие крупные фирмы по производству пленок, как «Агфа», «Кодак», «Фудзи» и др., преду­сматривают форсированную обработку в фирменных лабораториях для повышения чувствительности черно-белых и цветных пленок, отснятых в неблагоприятных условиях, в частности при недостаточном освещении.
Так как иногда издательства принимают цветные слайды только форматом 6Х6 см и крупнее, можно со слайда размером 24X36 мм сделать черно-белую фото­графию. Контактом на пленке МЗ-ЗЛ был сделан нега­тив и отпечатана фотография. Пленка обрабатывалась в разбавленном в соотношении 1:1 позитивном проявителе «Агфа-130», где метол был заменен метифенидоном.
Черно-белую пленку форсировать проще. Однако желательно соблюдать следующие условия: снимать на «свежих» пленках, обрабатывать их не позднее чем через три дня после экспонирования и только в свежих растворах. При таких условиях зернистость будет не­большой, вуаль — в пределах допустимых значений.
Все кадры на одной пленке должны быть отсняты с одинаковой экспозицией. Для этого случая разработано много составов проявителей, мы предложим читателям гидрохинонфенидоновый:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл     700
Сульфит натрия безводный, г 45
Метабисульфит калия, г 6
Гидрохинон, г 10
Бура, г 4
Борная кислота, г 2
Фенидон (метилфенидон), г 0,5
Калий бромистый, г 1
Бензотриазол (0,1 %-й раствор), мл 20
Вода холодная до объема, мл 1000

Рабочая температура раствора 22 °С, рН 10. При более низкой температуре активность проявителя снижается, при более высокой более интенсивно образуется вуаль. Это, кстати, присуще всем проявителям с фенидоном. Растворять фенидон нужно только в спирте, так как при растворении в ацетоне он образует крупное «зерно». Нагревать воду для растворения фенидона следует толь­ко до 70 °С, поскольку при более высокой температуре он разлагается. В 1 л проявителя можно обработать 12 пленок.
В табл. 8 показана зависимость получаемой чувстви­тельности от времени проявления. В ней даны прибли­женные значения чувствительности, получаемые в ре­жиме «форсаж». Реальная чувствительность проявлен­ной пленки будет зависеть от ее реальной изначальной чувствительности (например, сейчас в продаже бывает пленка «Фото-65» с обозначением на упаковке «63 ед. ГОСТа» и т.п.), активности проявителя, его темпера­туры и т.д. Для начинающих любителей поясняем, что удобнее всего исходить из нужной нам и реальной чувст­вительности пленки в аппарате и в соответствии с этими данными обрабатывать пленку в течение определенного времени при температуре 22 °С. Предложенный прояви­тель является аналогом проявителя «Микрофен» английской фирмы «Ильфорд», в котором при 20 °С и удлинении времени обработки до 35 мин и разбав­лении водой в пропорции 1:1 удается повысить ре­альную чувствительность отснятых кинофотопленок до 41 ДИНы, т.е. до 10000 АСА/ИСО или ГОСТ/ИСО.

Таблица 8.

Зависимость реальной светочувствительности пленки от времени проявления
 
Зависимость реальной светочувствительности пленки от времени проявления
Категория: Секреты фотосъемки.
 (голосов: 1)
cup Читайте также:
cup Опрашиваем фотографов cup Популярные материалы

Rambler's Top100 123567 г. Москва. ул. Печорская д. 654, т/ф. +7 (495) 235654
Химия для фотографа. Copyright © 2009. All rights reserved.