Химия для фотографа > Обработка фотобумаг > Способ печатания в светлой тональности «High Кеу»

Способ печатания в светлой тональности «High Кеу»


«High Кеу» в переводе с английского значит «высокий ключ». Печатание в манере «высокого ключа» — это особый способ для достижения эмоционального воздействия. С тех­нической точки зрения этот способ печатания не представ­ляет собой метода съемки — это особый способ в позитив­ном процесое.
Печатание в манере «высокого ключа» характеризуется двумя элементами. Во-первых, черно-белая шкала тонов изображения должна состоять из нежнейших переходов
от самого яркого белого до светлого и среднего серого, во-вторых, нежные блики должны быть сохранены.
Существуют такие объекты съемки, которые так нежны и светлы, что их нельзя представить себе иначе, как без теней. Способ печатания в светлой тональности наиболее пригоден при съемке детей, ярких блондинок в светлых одеждах, цветов, фарфоровой посуды и т. д. Но тем не менее сюжет в «высоком ключе» должен быть задуман зара­нее. При съемке следует создать светлый спокойный фон, установить мягкий, почти бестеневой свет, а сам объект съемки должен быть выдержан в светлых тонах. Темных пятен надо стараться избегать. В то же самое время от­дельные темные точки создают благоприятный эффект. Однако слишком большое количество техмных точек может значительно снизить этот эффект и даже дать противопо­ложный результат.
Тип негативного фотоматериала не играет никакой роли. Негатив может быть проявлен нормально или мягко.
Техника печатания в «высоком ключе» существенно отличается от техники нормального печатания и обработки фотобумаг.
Прежде всего определяют экспозицию обычным спосо­бом и проявляют отпечаток в нормальном проявителе по­ложенное время. Эта предварительная операция нужна исключительно для определения экспозиции, которая по­том должна быть увеличена в два раза по сравнению с проб­ной. После экспонирования фотобумага купается пример­но 1 мин в 0,5—1%-ном растворе двухромовокислого калия. Для удаления остатков раствора с поверхности лист фото­бумаги ополаскивают в чистой воде и кладут в проявитель, но не в тот, в котором обрабатывались экспозиционные пробы, а в специально приготовленный, разбавленный водой в отношении от l+5 до l+10. К разбавленному проявителю следует добавить эффективное вуалеподавляю-щее вещество типа бензотриазола из расчета 0,1 г/л.
Трудность заключается в согласовании степени разбав­ления проявителя, в правильном выборе контраста фото­бумаги и длительности купания ее в растворе двухромо­вокислого калия. Здесь нельзя установить жесткую норму, потому что имеется много переменных величин, взаимно оказывающих влияние друг на друга.
Купание фотобумаги в растворе двухромовокислого калия делается с целью получения мягкой градации. Продолжительность купания зависит как от контраста негатива, так и от контраста фотобумаги. Если негатив достаточно мягкий, то купание отпечатка в бихромате калия должно быть короче. Бумага контрастных номеров купается дольше, чем мягкая. Так, градация негатива и контраст фотобумаги влияют на продолжительность купа­ния в растворе двухромовокислого калия. В свою очередь, более концентрированный раствор работает энергичнее.
Степень разбавления проявителя зависит от интервала плотностей в негативе. Чем он больше, тем сильнее должен быть разбавлен проявитель. Нельзя забывать, что из-за разбавления раствора значительно удлиняется время проявления. При разбавлении проявителя в десять раз первые следы изображения появляются примерно через 20—30 мин, а через следующие 10—15 мин проявление заканчивается. Далее следуют ополаскивание и фиксиро­вание, как в обычном процессе.
В процессе проявления отпечатка для подчеркивания отдельных частей изображения производят потирание кончиками пальцев эмульсионного слоя. Упомянутые выше эффектные темные места (зрачки, части туалета и т. п.) требуют чрезвычайно точной работы. Когда отпеча­ток проявлен, но не отфиксирован, с него удаляют влагу губкой или промокательной бумагой. Отпечаток кладут на ровную поверхность и при помощи влажной кисточки, смоченной в неразбавленном проявителе, производят «рос­пись» эффектных темных мест. Следует обратить внимание на то, чтобы кисточка была влажной, а не мокрой. Иначе избыток энергичного проявителя может дать потеки и сведет на нет весь труд. Через некоторое время после нанесения проявителя отпечаток нужно снова промыть в воде и удалить влагу, чтобы затем нанести кисточкой проявитель. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое почернение. После фикси­рования й промывки можно увеличить яркость светлых участков слабым раствором ослабителя Фармера, наноси­мого ватным тампоном.