Химия для фотографа > Фотоматериалы > Оценка фотографического изображения по экспозиции

Оценка фотографического изображения по экспозиции


Качество изображения зависит не только от правиль­ности проведения химико-фотографической обработки фотоматериалов, но и от правильности экспонирования его как при съемке, так и при печатании.
В очень краткой форме мы рассмотрим элементарные основы экспонирования фотоматериалов в связи с их свой­ствами. Поскольку вопросы экспонометрии нельзя рас­сматривать в отрыве от фотографического изображения (негативного или позитивного), то сначала мы рассмотрим качественную сторону оценки негатива, а также диапози­тива, полученного на обращаемом фотоматериале.
Качество негатива определяется как по общей плот­ности изображения, так и по интервалу плотностей между самым плотным и самым прозрачным участками изображе­ния, т. е. между светами и тенями.
Общая плотность оценивается по степени почернения изображения в тенях, т. е. в тех участках изо­бражения, которые соответствовали теневым или очень темным участкам объекта съемки. Если почернение в те­нях велико (Оптическая плотность изображения более чем 0,5. Трудно дать словесную оценку величине оптической плотности без сравне­ния ее с каким-либо эталоном. Приблизительным эталоном для ви­зуальной оценки оптической плотности черно-белого изображения может служить серая подложка черно-белых негативных фотопленок, оптическая плотность которых составляет 0,25.), то негативы называют плотными. Наоборот, если почернение в тенях слишком мало, а изо­бражение в целом прозрачно, негативы называют тон­кими.
При оценке почернения в тенях нужно остерегаться того, чтобы не принять плотность вуали за плотность изображения. Вуаль нужно оценивать по неэкспониро­ванным участкам фотоматериала. В качестве таковых мо­гут быть использованы с некоторым приближением меж­кадровые промежутки, перфорационные дорожки, неэкс­понированные начало или конец фотопленки.
Плотность теневых участков определяет величину экспозиции при печатании позитивов.
Различие в почернениях между светами и тенями изображения характеризует контраст негатива. Негативы с различными общими плотностями могут быть одного контраста. Решающей является только разница в почернении между тенями и светами, но не абсолютные значения почернения.
Если при нормальном объекте разница в почернении между светами и тенями велика, негатив называют кон­трастным. У негативов среднего контраста разница
в почернениях меньше и интервал оптических плотностей изображения нормального объекта в среднем составляет около 1,5. У мягкого негатива подобный же объект имеет интервал плотностей несколько меньший. Если контраст негативного изображения слишком мал, такие негативы называют вялыми. Подобная оценка нега­тивов носит чисто условный характер.
Негативы, предназначенные для увеличения (проекци­онное печатание), должны быть мягкими. Негативы для контактного печатания должны быть несколько контраст­нее, чем негативы, предназначенные для увеличения. Это можно объяснить явлением светорассея­ния в почернениях. При этом, чем больше оптическая плотность почернения, тем сильнее и светорассеяние.
При контактном печатании весь свет, прошедший по­чернение (нерассеянный и рассеянный), участвует в экс­понировании позитивного фотоматериала. При проекци­онном печатании определенная доля рассеянного света не принимает участия в экспонировании. Таким образом, эффективные оптические плотности при проекционном пе­чатании больше, чем при контактном. Соответственно один и тот же негатив будет мягче при контактном печатании, чем при проекционном. Это хорошо подтверждается прак­тикой проекционного и контактного печатания с одного негатива на одну и ту же фотобумагу.
Как же должен выглядеть доброкачественный негатив?
Критерием оценки качества негатива с точки зрения правильности экспонирования обычно служат теневые участки изображения, т. е. изображения темных деталей объекта.
Теневые участки полутонового негатива должны иметь заметное для глаза почернение, отличаемое от вуали. Так, в изображении очень темных объектов, например черного бархата (поверхность с наименьшим коэффициентом от­ражения), должны различаться детали. В то же самое вре­мя через плотные участки негатива, например изображе­ние неба, можно было бы различать шрифт при накла­дывании негатива на текст на хорошей мелованной бу­маге.
Теневые участки негатива полутоновой репродукции должны иметь довольно заметную оптическую плотность, не менее, чем 0,6. Негатив должен быть плотным. Тем са­мым обеспечивается построение изображения на прямоли­нейном участке характеристической кривой с целью обеспечения минимальных искажении при репродуцировании-
Теневые участки негатива штриховой репродукции должны быть совершенно прозрачными, а фон — доста­точно плотным. Негатив должен быть контрастным.
Это основные критерии, по которым можно ориентиро­ваться при оценке черно-белого негатива по экспозиции.
Правильно экспонированный доброкачественный диа­позитив, полученный на обращаемом фотоматериале, дол­жен иметь довольно светлые участки изображения ярких деталей объекта и плотные участки изображения темных деталей объекта съемки. Следовательно, при просмотре диапозитива на экране белое должно выглядеть белым, а черное — черным. Если белое выглядит серым, то при съемке была дана слишком малая экспозиция (недодерж­ка). Если же черное выглядит серым, то при съемке была дана слишком большая экспозиция (передержка). Основ­ной критерий — серое должно быть серым.
Как показывает практика, при съемке на черно-белые и цветные обращаемые фотоматериалы правильное воспро­изведение объекта может быть получено только при пра­вильной экспозиции.
Определение правильной экспозиции осуществляется несколькими способами.