Химия для фотографа > Приемы многократного экспонирования > Фотограмма, или люминограмма

Фотограмма, или люминограмма


Эти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно при­менять на черно-белых, цветных негативных, диапози­тивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекци­онным способами). Статичная фотограмма, т. е. фото­силуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изобра­жение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант.
Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстоя­ние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Вы­держка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных мате­риалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, ре­цептуру которых приводим ниже.
 
Фотографирование силуэта человека на полупрозрачном фоне
 
Рис. 2. Фотографирование силуэта человека на полупрозрачном фоне.

ФТ-41 и ФТ-2, метолгидрохиновые проявители, позволяющие достигнуть высокой контрастности за ко­роткое время обработки технических пленок типов ФТ-2 и ФТ-41, имеют следующий состав:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Поташ, г 40
Бромистый калий (для ФТ-41), г 3
Бромистый калий (для ФТ-2), г 6
Вода холодная до объема, мл 1000

Рабочая температура проявителя 20 °С. Для достиже­ния максимальной контрастности время проявления 4— 5 мин. В этих проявителях рекомендуется обрабатывать также пленки типа  «Микрат-300»  и  «Микрат-200», фотопластинки, фототехническую бумагу. Проявитель хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте.
Д-11 («Кодак»), метолгидрохиноновый проявитель для достижения очень высокого контраста, имеет такой состав:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 1
Сульфит натрия безводный, г 75
Гидрохинон, г   9
Поташ, г 32,5
Или сода безводная, г 25
Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 50
Вода холодная до объема, мл 1000

Рабочая температура проявителя 20 °С. Время про­явления для достижения максимальной контрастности на репродукционных пленках и пластинках составляет примерно 5 мин. Этот проявитель можно использовать в жаркую пору года как «тропический». При температу­ре раствора 27 °С в него после растворения бромистого калия добавляют 50 г безводного или 115 г кристалли­ческого сернокислого натрия; 30° — соответственно 75 или 170 г; до 33° — соответственно 100 или 230 г; до 35° включительно — соответственно 100 или 230 г. Нуж­но помнить, что, начиная с температур выше 32 °С, время проявления негативного материала требуется сок­ращать на 75 %. Проявитель хорошо сохраняется пол­года в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в теплом месте.
А-71 («Агфа»), метолгидрохиноновый проявитель для достижения высокого контраста, имеет следующий состав:

Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Потзш, г 40
Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 60
Вода холодная до объема, мл 1000

Рабочая температура 20 °С. Время проявления для достижения максимальной контрастности от 2 до 3 мин. Дольше пленку обрабатывать нецелесообразно из-за роста зернистости изображения. Время обработки пленки довольно   короткое.   Во   избежание   перепроявления рекомендуем такой порядок работы. В фотобачок на­ливаем проявитель, в промывочный бак — чистую воду (20 °С). Выключаем свет в лаборатории. В темноте вставляем пленку в спираль катушки. Одновременно с пуском сигнальных лабораторных часов плавно, но быстро опускаем спираль с пленкой в проявитель и вра­щаем ее. Бачок остается открытым. Когда прозвучит сигнал, пленку вынимаем из проявителя и опускаем в воду для промывки или же в бачок со стоп-раство-ром. Дальнейшее — как обычно. Такой метод дает рав­номерное проявление по всей площади эмульсии без подтеков.
На негативе силуэт объекта съемки будет прозрач­ным. При контактной или проекционной печати в его контуры можно впечатать нормальное изображение того же самого объекта, применяя контурные маски и контр­маски. В этом случае техника изготовления силуэт­ного изображения используется как одна из разновид­ностей фотографического монтажа. Таким образом мож­но получить фотографии непрозрачных и полупрозрач­ных предметов, стеклянных и хрустальных изделий, деталей механизмов и др.
Печатают силуэтное изображение на глянцевой или матовой бумаге, подбирая ее контрастность в зависи­мости от того, будет изображение простым или же комбинированным, т. е. в зависимости от степени кон­трастности негативного изображения, впечатываемого в силуэтное.
На фотобумаге статичные фотограммы изготовля­ются так. При неактиничном (оранжевом, красном) освещении на экран увеличителя кладут эмульсией вверх лист фотобумаги, а на нем в соответствии с заду­манной композицией размещают предметы съемки (не­прозрачный, полупрозрачный или прозрачный), осве­щая их светом лампы увеличителя. При ее мощности в 75—100 Вт, диафрагме 3,5—4,5 в конденсорном уве­личителе для формата освещения размером 18Х 24 см время экспонирования бумаги «Унибром» или «Фото­бром» составит 2—6 с (в зависимости от плотности по­лупрозрачного предмета съемки).
Используя маски, необходимо точно совмещать их внутренние и внешние контуры, согласовывать яркость освещения разных объектов, диафрагмы, глубины рез­кости, а также добиваться, чтобы плотность разных изображений на конечном фотоотпечатке визуально от­вечала замыслу.
С помощью масок можно, например, впечатать в пей­заж молнию, Солнце, Луну и т. п. Для этого на черной бумаге форматом 30X40 см рисуем контуры молнии, ножницами аккуратно вырезаем отверстие по контуру и с тыльной стороны заклеиваем его калькой или цвет­ным целлофаном. На расстоянии 0,75—1,5 м за этой маской с молнией устанавливаем глубокий рефлектор с матовой лампой мощностью 100 — 150 Вт (рис. 3). Рез­кость наводим по контуру изображения молнии; можно сделать и слегка «размытый» снимок. Затем под увеличителем негативное изображение «молнии» впеча­тывается в какой-нибудь участок ночного облачного неба с другого негатива.
 
Техника съемки искусственной молнии.
 
Рис. 3. Техника съемки искусственной молнии.
 
Снимая на цветные пленки, перед источником осве­щения можно ставить цветные светофильтры или цвет­ные лампы. Таким простым способом можно изгото­вить синюю молнию, красное заходящее Солнце, мато­вый голубой месяц.
Фотолюбители, возможно, замечали, что иногда пос­ле фотографирования некоторых сцен на освещенных вечерних городских улицах на негативах или слайдах появляются прямолинейные, кривые черно-белые или же цветные полосы (в зависимости от типа пленки в аппарате). Их оставили огни двигавшихся мимо объектива транспортных средств: автомашин, троллей­бусов, трамваев. Такие световые «автографы» называ­ются динамичными фотограммами, или люминограммами. Применяют их в науке и технике, рекламе, прикладном искусстве.
В домашних условиях люминограммы можно полу­чить с помощью светового маятника. В темном поме­щении на штативе устанавливаем фотоаппарат объек­тивом вверх; над ним на высоте 0,75 —1,5 м на леске закрепляем один или несколько точечных источников света разных цветов; резкость наводится на один из них. После того как маятникам придают колебания разных амплитуд и направлений, открывают установ­ленный на длительную выдержку затвор. Объективы применяют стандартные и широкоугольные, пленка мо­жет быть любая, чувствительностью 65 — 90 ед. ГОСТа, диафрагменное число 8—11, выдержка примерно 15 — 20 с для лампочки мощностью 6,3 Вт.
Художественная съемка люминограмм осуществля­ется так. Вечером или ночью устанавливаем аппарат с центральным затвором на прочном штативе над пло­щадью или улицей на высоте третьего-четвертого эта­жей, на берегу реки, на холме, мосту и т. п. Объек­тив — стандартный или широкоугольный в зависимости от задуманной композиции.
Фотографировать начинаем после захода Солнца. Первую экспозицию определяем по закатному небу, желательно с облаками, когда небо еще довольно яр­кое и переливается разными красками. Это в том слу­чае, если его значительная часть входит в кадр. Для цветных и черно-белых пленок чувствительностью 45—65 ед. ГОСТа первая выдержка в такую пору (и зи­мой и летом) при диафрагменном числе 8—11 может достигать порядка 1/15—1/2 с. С помощью спускового тросика делаем первую, рассчитанную по яркости неба, выдержку. Затем выжидаем, пока не погаснет вечерняя заря и засветятся уличные фонари, свет в окнах, фары транспортных средств, неоновые вывески. Тросиком плавно открываем затвор в то время, когда из улиц на площадь через поле зрения нашего объектива выез­жают, сияя белыми, оранжевыми, желтыми, красными и зелеными огоньками, автомашины, автобусы, троллей­бусы, мотоциклы. Как раз эти-то огоньки и создают многоцветную палитру люминограммы на фоне вечер­ней зари.
Вторая, третья, четвертая выдержки могут длиться 15 — 30 с в зависимости от скорости движения транспор­та. При этом нужно следить за тем, чтобы прямо в объек­тив при открытом затворе не попал яркий свет автомо­бильных фар: появятся нежелательные ореолы, пленка может  оказаться  значительно  переэкспонированной.
Суммарная выдержка может составлять примерно от 30 с до 4 мин. Желательно сделать несколько дублей. При слишком длительной выдержке слайды выйдут белесыми, светлыми, при короткой — темными.
В вечернее и ночное время снимать можно на пленке чувствительностью 32 — 250 ед. ГОСТа, разных типов, так как и природное, и искусственное освещение могут иметь разную цветовую температуру. Обрабатывать черно-белые пленки рекомендуем в проявителе «Финал» или «Д-76», а цветные — по рецептам фирм-изготови­телей.