Химия для фотографа > Приемы многократного экспонирования > Фотограмма, или люминограмма
Фотограмма, или люминограмма |
Эти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно применять на черно-белых, цветных негативных, диапозитивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекционным способами). Статичная фотограмма, т. е. фотосилуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изображение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант.
Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстояние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Выдержка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных материалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, рецептуру которых приводим ниже. ![]() Рис. 2. Фотографирование силуэта человека на полупрозрачном фоне.
ФТ-41 и ФТ-2, метолгидрохиновые проявители, позволяющие достигнуть высокой контрастности за короткое время обработки технических пленок типов ФТ-2 и ФТ-41, имеют следующий состав: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 5 Сульфит натрия безводный, г 40 Гидрохинон, г 6 Поташ, г 40 Бромистый калий (для ФТ-41), г 3 Бромистый калий (для ФТ-2), г 6 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура проявителя 20 °С. Для достижения максимальной контрастности время проявления 4— 5 мин. В этих проявителях рекомендуется обрабатывать также пленки типа «Микрат-300» и «Микрат-200», фотопластинки, фототехническую бумагу. Проявитель хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте. Д-11 («Кодак»), метолгидрохиноновый проявитель для достижения очень высокого контраста, имеет такой состав: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 1 Сульфит натрия безводный, г 75 Гидрохинон, г 9 Поташ, г 32,5 Или сода безводная, г 25 Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 50 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура проявителя 20 °С. Время проявления для достижения максимальной контрастности на репродукционных пленках и пластинках составляет примерно 5 мин. Этот проявитель можно использовать в жаркую пору года как «тропический». При температуре раствора 27 °С в него после растворения бромистого калия добавляют 50 г безводного или 115 г кристаллического сернокислого натрия; 30° — соответственно 75 или 170 г; до 33° — соответственно 100 или 230 г; до 35° включительно — соответственно 100 или 230 г. Нужно помнить, что, начиная с температур выше 32 °С, время проявления негативного материала требуется сокращать на 75 %. Проявитель хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в теплом месте. А-71 («Агфа»), метолгидрохиноновый проявитель для достижения высокого контраста, имеет следующий состав: Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700 Метол, г 5 Сульфит натрия безводный, г 40 Гидрохинон, г 6 Потзш, г 40 Бромистый калий (10 %-й раствор), мл 60 Вода холодная до объема, мл 1000 Рабочая температура 20 °С. Время проявления для достижения максимальной контрастности от 2 до 3 мин. Дольше пленку обрабатывать нецелесообразно из-за роста зернистости изображения. Время обработки пленки довольно короткое. Во избежание перепроявления рекомендуем такой порядок работы. В фотобачок наливаем проявитель, в промывочный бак — чистую воду (20 °С). Выключаем свет в лаборатории. В темноте вставляем пленку в спираль катушки. Одновременно с пуском сигнальных лабораторных часов плавно, но быстро опускаем спираль с пленкой в проявитель и вращаем ее. Бачок остается открытым. Когда прозвучит сигнал, пленку вынимаем из проявителя и опускаем в воду для промывки или же в бачок со стоп-раство-ром. Дальнейшее — как обычно. Такой метод дает равномерное проявление по всей площади эмульсии без подтеков. На негативе силуэт объекта съемки будет прозрачным. При контактной или проекционной печати в его контуры можно впечатать нормальное изображение того же самого объекта, применяя контурные маски и контрмаски. В этом случае техника изготовления силуэтного изображения используется как одна из разновидностей фотографического монтажа. Таким образом можно получить фотографии непрозрачных и полупрозрачных предметов, стеклянных и хрустальных изделий, деталей механизмов и др. Печатают силуэтное изображение на глянцевой или матовой бумаге, подбирая ее контрастность в зависимости от того, будет изображение простым или же комбинированным, т. е. в зависимости от степени контрастности негативного изображения, впечатываемого в силуэтное. На фотобумаге статичные фотограммы изготовляются так. При неактиничном (оранжевом, красном) освещении на экран увеличителя кладут эмульсией вверх лист фотобумаги, а на нем в соответствии с задуманной композицией размещают предметы съемки (непрозрачный, полупрозрачный или прозрачный), освещая их светом лампы увеличителя. При ее мощности в 75—100 Вт, диафрагме 3,5—4,5 в конденсорном увеличителе для формата освещения размером 18Х 24 см время экспонирования бумаги «Унибром» или «Фотобром» составит 2—6 с (в зависимости от плотности полупрозрачного предмета съемки). Используя маски, необходимо точно совмещать их внутренние и внешние контуры, согласовывать яркость освещения разных объектов, диафрагмы, глубины резкости, а также добиваться, чтобы плотность разных изображений на конечном фотоотпечатке визуально отвечала замыслу. С помощью масок можно, например, впечатать в пейзаж молнию, Солнце, Луну и т. п. Для этого на черной бумаге форматом 30X40 см рисуем контуры молнии, ножницами аккуратно вырезаем отверстие по контуру и с тыльной стороны заклеиваем его калькой или цветным целлофаном. На расстоянии 0,75—1,5 м за этой маской с молнией устанавливаем глубокий рефлектор с матовой лампой мощностью 100 — 150 Вт (рис. 3). Резкость наводим по контуру изображения молнии; можно сделать и слегка «размытый» снимок. Затем под увеличителем негативное изображение «молнии» впечатывается в какой-нибудь участок ночного облачного неба с другого негатива. ![]() Рис. 3. Техника съемки искусственной молнии.
Снимая на цветные пленки, перед источником освещения можно ставить цветные светофильтры или цветные лампы. Таким простым способом можно изготовить синюю молнию, красное заходящее Солнце, матовый голубой месяц. Фотолюбители, возможно, замечали, что иногда после фотографирования некоторых сцен на освещенных вечерних городских улицах на негативах или слайдах появляются прямолинейные, кривые черно-белые или же цветные полосы (в зависимости от типа пленки в аппарате). Их оставили огни двигавшихся мимо объектива транспортных средств: автомашин, троллейбусов, трамваев. Такие световые «автографы» называются динамичными фотограммами, или люминограммами. Применяют их в науке и технике, рекламе, прикладном искусстве. В домашних условиях люминограммы можно получить с помощью светового маятника. В темном помещении на штативе устанавливаем фотоаппарат объективом вверх; над ним на высоте 0,75 —1,5 м на леске закрепляем один или несколько точечных источников света разных цветов; резкость наводится на один из них. После того как маятникам придают колебания разных амплитуд и направлений, открывают установленный на длительную выдержку затвор. Объективы применяют стандартные и широкоугольные, пленка может быть любая, чувствительностью 65 — 90 ед. ГОСТа, диафрагменное число 8—11, выдержка примерно 15 — 20 с для лампочки мощностью 6,3 Вт. Художественная съемка люминограмм осуществляется так. Вечером или ночью устанавливаем аппарат с центральным затвором на прочном штативе над площадью или улицей на высоте третьего-четвертого этажей, на берегу реки, на холме, мосту и т. п. Объектив — стандартный или широкоугольный в зависимости от задуманной композиции. Фотографировать начинаем после захода Солнца. Первую экспозицию определяем по закатному небу, желательно с облаками, когда небо еще довольно яркое и переливается разными красками. Это в том случае, если его значительная часть входит в кадр. Для цветных и черно-белых пленок чувствительностью 45—65 ед. ГОСТа первая выдержка в такую пору (и зимой и летом) при диафрагменном числе 8—11 может достигать порядка 1/15—1/2 с. С помощью спускового тросика делаем первую, рассчитанную по яркости неба, выдержку. Затем выжидаем, пока не погаснет вечерняя заря и засветятся уличные фонари, свет в окнах, фары транспортных средств, неоновые вывески. Тросиком плавно открываем затвор в то время, когда из улиц на площадь через поле зрения нашего объектива выезжают, сияя белыми, оранжевыми, желтыми, красными и зелеными огоньками, автомашины, автобусы, троллейбусы, мотоциклы. Как раз эти-то огоньки и создают многоцветную палитру люминограммы на фоне вечерней зари. Вторая, третья, четвертая выдержки могут длиться 15 — 30 с в зависимости от скорости движения транспорта. При этом нужно следить за тем, чтобы прямо в объектив при открытом затворе не попал яркий свет автомобильных фар: появятся нежелательные ореолы, пленка может оказаться значительно переэкспонированной. Суммарная выдержка может составлять примерно от 30 с до 4 мин. Желательно сделать несколько дублей. При слишком длительной выдержке слайды выйдут белесыми, светлыми, при короткой — темными. В вечернее и ночное время снимать можно на пленке чувствительностью 32 — 250 ед. ГОСТа, разных типов, так как и природное, и искусственное освещение могут иметь разную цветовую температуру. Обрабатывать черно-белые пленки рекомендуем в проявителе «Финал» или «Д-76», а цветные — по рецептам фирм-изготовителей. |