Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > ФДП-, ИЛИ ВД- ЭФФЕКТ

ФДП-, ИЛИ ВД- ЭФФЕКТ


Известный русский астроном С. К. Костинский в 1906 г., проявляя фотопластинки с изобра­жением далеких звезд, первым обратил внимание на разную оптическую плотность смежных участков изо­бражения, которые значительно различаются экспози­цией. Если на проявленных пластинках рассматривать такие участки, легко заметить белую полоску — гра­ницу меньшего потемнения слоя эмульсии на поле меньшей плотности, а также большее потемнение вдоль границы на поле большей плотности.
Позже опыты других ученых позволили системати­зировать это явление и его разновидности: эффект Эбергарда, эффект бордюра, линия Маки, линия края, пограничная и др. Все они вошли в науку под общим названием краевых фотоэффектов, хотя можно встре­тить и старые названия.
На сегодня известны две причины их возникновения. Первая — сильное рассеивание света в эмульсионном слое на границе сильно и слабо экспонированных участков и образование диффузные ореолов. Вто­рая причина — аномальная диффузия проявителя, т. е. неравномерность проявления эмульсии на границе по-разному экспонированных участков, вследствие чего снижаются общая резкость и четкость изображения. На участке эмульсии с большей экспозицией и, следо­вательно, большей плотности проявление происходит быстрее, проявитель истощается быстрее и сильнее. Здесь образуется больше свободного бромида. Он диф­фундирует вдоль границы участков, тормозя процесс проявления и образования вуали. Так создается белая кайма.
 
Схематическое изображение поперечного разреза фотопленки
 
Рис. 19. Схематическое изображение поперечного разреза фотопленки и образованного на ней рубежа между участками разной оптической плотности («контурного эффекта» ):
1 — светлый участок изображения; 2 — эмульсия; 3 — посветление светлой (неплотной) зоны — белая   линия;   4 — потемнение   темной   (плотной)   зоны — темная   полоса;
5 — темный участок изображения; 6 — основа пленки.

Не слишком истощенный проявитель с меньшим количеством свободного бромида действует наоборот. Он диффундирует с участка меньшей оптической плот­ности на участок большей плотности, образуя темную кайму (рис. 19).
И в наше время эффективным способом борьбы с краевым эффектом остается нанесение на пленку специальных противоореольных слоев и перемешивание проявителя при обработке пленки, что повышает рез­кость изображения, существенно снижает ореолы и уменьшает вуаль.