Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Псевдосоляризация черно-белая и цветная

Псевдосоляризация черно-белая и цветная


В художественной фотографии (пре­имущественно в жанрах портрета, пейзажа, архитек­туры) иногда объединяются в одном снимке позитив­ное и негативное изображение, как бы наложенные друг на друга и в то же время отделенные друг от друга белой и черной каймой, контурами. Этот прием осно­ван на эффекте Сабатье и явлении соляризации. Если кинопленку или фотобумагу экспонировать значительно сильнее, чем требует обычная выдержка в фотографии (в сотни и тысячи раз!), то оптическая плотность почернения фотографического изображения на фото­материале после проявления будет уменьшаться с уве­личением экспозиции. Такой процесс преобразования негативного изображения в позитивное (или наоборот) известен в фотохимии как явление соляризации.
В художественной фотографии изготовление сним­ков с негативно-позитивным изображением осуществля­ется путем двойного экспонирования и проявления фотоматериалов. Они только внешне похожи на обра­щенное изображение, возникающее при настоящей со­ляризации. Поэтому искусственно полученные нега­тивно-позитивные изображения правильно называть псевдосоляризацией.
Долю негативного и позитивного изображения в окончательном варианте фотоотпечатка можно регули­ровать в процессе экспонирования и проявления ма­териалов. Для получения изображения типа карандашного рисунка материал сначала нужно экспонировать, а затем проявлять неполное время, промыть в воде в течение 10 с, остатки воды вытереть, равномерно осветить белым светом матовой электролампочки (при­мерно от 1 до 30 с) и допроявлять до максимального выявления мелких деталей изображения. В зависимости от состава проявителя продолжительность процесса может колебаться от 30 с до 4 мин.
При повторном экспонировании (полном засвечи­вании) фотоматериала под частично проявленным изоб­ражением в светочувствительном слое эмульсии, рас­положенным под ним, постепенно возникает новое, противоположное по тону изображение, которое также проявляется в процессе дальнейшей обработки этого материала. Так в светочувствительном слое фотома­териала создается комбинированное негативно-пози­тивное изображение. Вследствие потери слоем фото­эмульсии части своей первоначальной светочувствитель­ности после первого проявления (именно в этом и со­стоит действие эффекта Сабатье) на границе двух тонов возникает контур или кайма. Таким образом мы полу­чаем черно-белую графику с полутонами.
Практически эффект художественной псевдосоляри­зации зависит от следующих слагаемых: 1) характера освещения объекта съемки; 2) длительности и интен­сивности освещения (экспозиции); 3) типа кинофото­пленки, ее световой и спектральной чувствительности; 4) состава и температуры первого и второго прояви­телей; 5) времени допроявления. Даже незначительные изменения на любом участке этой технологической це­почки дают каждый раз другие результаты. Поэтому можно сказать, что каждый псевдосоляризованный фо­тоотпечаток уникален, повторить его невозможно.
Как правило, соляризация первого (оригинального) негатива не дает удовлетворительных результатов. Ис­порченный негатив восстановить нельзя. Поэтому целе­сообразно делать дубль-негативы на пленках «МЗ-3 позитив», ФТ-41, ФТ-101, обрабатывать их в прояви­телях ФТ-41, ФТ-2, Д-11, Д-19 или УП-2М. Во время контратипирования нужно путем проб точно опреде­лить выдержку. При передержке изображение на дубль-негативе в процессе проявления появится слишком быстро, что создает зоны неравномерной плотности.
Незначительная передержка и нормальная выдержка на 10—20 % сокращают время пребывания пленки в проявителе. Ее промывают около 3 мин в проточной воде перед дополнительным засвечиванием. Дело в том, что при слишком коротком времени (30с— 1 мин) промывки в воде, как иногда делают любители, на пленке остается часть проявляющего раствора, вслед­ствие чего во время второй засветки продолжается про­цесс неконтролируемого проявления. Он неравномерен по площади негатива, локален в эмульсии, поэтому дальнейший процесс соляризации фактически выходит из-под контроля фотолюбителя, в результате получается брак.
Неполное проявление дубль-негатива до момента появления изображения целесообразно в тех случаях, когда на негативе-оригинале имеется широкая шкала тонов и полутонов. Контрастные изображения требуют длительного проявления дубль-негатива. Многое зави­сит и от поставленной цели. Так, если нужно. полу­чить четкие контурные линии, то первое проявление должно быть кратким, а засвечивание негативного изоб­ражения более длительным. Изображение с широкой тональной шкалой можно получить при почти пол­ном проявлении пленки и длительном ее засвечива­нии. Соляризация — задача со многими неизвестными.
Проявленный частично контратип промываем и для равномерного засвечивания погружаем в плоскую ван­ночку с водой комнатной температуры. Оптимальный источник засветки — матовая лампочка мощностью 75 — 100 Вт, установленная сверху на высоте 1,5 м. Продолжительность засветки лежит в пределах 1—30 с. Засвеченный негатив переносим в тот самый контраст­ный проявитель, допроявляем, промываем, фиксируем в быстром кислом закрепителе, промываем, сушим. Если исходный или полученный негатив вялый, его следует контратипировать несколько раз. Слишком плотный негатив и контратип можно ослабить в фармеровском ослабителе:

Красная кровяная соль, г 7,5
Гипосульфит, г 45
Вода до объема, мл 300

После ослабления негатив промывают в течение 20 мин и сушат. Предложенный раствор ослабляет негатив, уменьшает серую вуаль (если она есть), усиливает контрастность изображения.
Длительное проявление в контрастном проявителе может привести к полной соляризации, а краткое — снизит контрастность, детальную проработку полутонов. Замечено, что богатство полутонов, выразительность ри­сунка главным образом зависят от количества про­межуточных стадий контратипирования, от количества дубликатов. На четвертой стадии контратипирования число контурных черных и белых линий увеличива­ется, а однотонные детали изображения распадаются на все более мелкие, знакомые нам объекты посте­пенно теряют привычные очертания, как бы расплы­ваются, напоминая мираж.
Окончательно выбранный дубликат вставляем в уве­личитель и печатаем позитивные копии. Для получения высокой контрастности, четкости белых и черных кон­турных линий нужен особоконтрастный материал (бумага, фототкань, позитивная пленка для слайда), обрабатывать их следует в контрастных позитивных проявителях.
Псевдосоляризовать можно и позитивные копии, засвечивая их во время обработки в позитивном про­явителе. Рекомендуем пользоваться стоп-раствором для быстрого прекращения нежелательного проявления от­печатков. Можно взять 2 %-й раствор уксусной, ли­монной или 5 %-й раствор виннокаменной кислоты в воде. Он нужен для того, чтобы «поймать» необхо­димый тон изображения. Следует сказать, что самые светлые участки изображения на бумаге (ткани) под действием вторичной засветки или покрываются зна­чительной вуалью, или полностью обращаются. В зави­симости от степени засветки и проявления они могут быть в границах от светло-серого до черного тона. Негативные, теневые участки, получающие большую дозу света, почти не изменяются. Вместе с тем на гра­ницах тонов появляются белые полосы.
Если фотоотпечаток с нормальным контрастом недо-проявить на 20—25 % по отношению к нормальному времени и интенсивно его засветить, то получим псевдо­соляризацию с полутонами. Обращение изображения произойдет на недопроявленных участках бумаги. Если отпечаток с нормальным контрастом проявить полно­стью, затем его интенсивно засветить и допроявлять, тогда на черном фоне, на границах разных тонов воз­никнут белые линии.
Псевдосоляризация как негатива, так и напечатан­ного с него позитива называется двойной. Этот эф­фект можно использовать для изготовления фотографий в стиле фоторельефа. Для этого нужно, чтобы негатив, дубль-негатив с него и сделанный с них обоих диапози­тив были изготовлены в масштабе 1:1. Иллюзия рель­ефности изображения тем больше, чем значительнее сдвиг наложенных друг на друга двух изображений.
Кроме термина фоторельеф еще употребляется фото­барельеф, гетерорельеф. В принципе, все они выражают один и тот же процесс получения необычных фото­графий. При стиле гетерорельеф масштаб дубль-не­гатива и диапозитива отличен от 1:1. Он изменяется в ту или иную сторону. Визуально гетерорельеф отли­чается от фоторельефа тем, что на отпечатке объект съемки окаймлен одновременно и белой и черной лини­ями. Одна из них проходит по контуру предмета, посередине, а другая — по внешнему краю.
Для того чтобы внешняя линия была черной, диа­позитив с изображением объекта должен быть меньше дубль-негатива; для белых внешних контуров — на­оборот. Вариантов можно напридумывать много, если к тому же использовать общую и локальную, выбороч­ную по участкам засветку разной интенсивности.