Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Псевдосоляризация черно-белая и цветная
Псевдосоляризация черно-белая и цветная |
В художественной фотографии (преимущественно в жанрах портрета, пейзажа, архитектуры) иногда объединяются в одном снимке позитивное и негативное изображение, как бы наложенные друг на друга и в то же время отделенные друг от друга белой и черной каймой, контурами. Этот прием основан на эффекте Сабатье и явлении соляризации. Если кинопленку или фотобумагу экспонировать значительно сильнее, чем требует обычная выдержка в фотографии (в сотни и тысячи раз!), то оптическая плотность почернения фотографического изображения на фотоматериале после проявления будет уменьшаться с увеличением экспозиции. Такой процесс преобразования негативного изображения в позитивное (или наоборот) известен в фотохимии как явление соляризации.
В художественной фотографии изготовление снимков с негативно-позитивным изображением осуществляется путем двойного экспонирования и проявления фотоматериалов. Они только внешне похожи на обращенное изображение, возникающее при настоящей соляризации. Поэтому искусственно полученные негативно-позитивные изображения правильно называть псевдосоляризацией. Долю негативного и позитивного изображения в окончательном варианте фотоотпечатка можно регулировать в процессе экспонирования и проявления материалов. Для получения изображения типа карандашного рисунка материал сначала нужно экспонировать, а затем проявлять неполное время, промыть в воде в течение 10 с, остатки воды вытереть, равномерно осветить белым светом матовой электролампочки (примерно от 1 до 30 с) и допроявлять до максимального выявления мелких деталей изображения. В зависимости от состава проявителя продолжительность процесса может колебаться от 30 с до 4 мин. При повторном экспонировании (полном засвечивании) фотоматериала под частично проявленным изображением в светочувствительном слое эмульсии, расположенным под ним, постепенно возникает новое, противоположное по тону изображение, которое также проявляется в процессе дальнейшей обработки этого материала. Так в светочувствительном слое фотоматериала создается комбинированное негативно-позитивное изображение. Вследствие потери слоем фотоэмульсии части своей первоначальной светочувствительности после первого проявления (именно в этом и состоит действие эффекта Сабатье) на границе двух тонов возникает контур или кайма. Таким образом мы получаем черно-белую графику с полутонами. Практически эффект художественной псевдосоляризации зависит от следующих слагаемых: 1) характера освещения объекта съемки; 2) длительности и интенсивности освещения (экспозиции); 3) типа кинофотопленки, ее световой и спектральной чувствительности; 4) состава и температуры первого и второго проявителей; 5) времени допроявления. Даже незначительные изменения на любом участке этой технологической цепочки дают каждый раз другие результаты. Поэтому можно сказать, что каждый псевдосоляризованный фотоотпечаток уникален, повторить его невозможно. Как правило, соляризация первого (оригинального) негатива не дает удовлетворительных результатов. Испорченный негатив восстановить нельзя. Поэтому целесообразно делать дубль-негативы на пленках «МЗ-3 позитив», ФТ-41, ФТ-101, обрабатывать их в проявителях ФТ-41, ФТ-2, Д-11, Д-19 или УП-2М. Во время контратипирования нужно путем проб точно определить выдержку. При передержке изображение на дубль-негативе в процессе проявления появится слишком быстро, что создает зоны неравномерной плотности. Незначительная передержка и нормальная выдержка на 10—20 % сокращают время пребывания пленки в проявителе. Ее промывают около 3 мин в проточной воде перед дополнительным засвечиванием. Дело в том, что при слишком коротком времени (30с— 1 мин) промывки в воде, как иногда делают любители, на пленке остается часть проявляющего раствора, вследствие чего во время второй засветки продолжается процесс неконтролируемого проявления. Он неравномерен по площади негатива, локален в эмульсии, поэтому дальнейший процесс соляризации фактически выходит из-под контроля фотолюбителя, в результате получается брак. Неполное проявление дубль-негатива до момента появления изображения целесообразно в тех случаях, когда на негативе-оригинале имеется широкая шкала тонов и полутонов. Контрастные изображения требуют длительного проявления дубль-негатива. Многое зависит и от поставленной цели. Так, если нужно. получить четкие контурные линии, то первое проявление должно быть кратким, а засвечивание негативного изображения более длительным. Изображение с широкой тональной шкалой можно получить при почти полном проявлении пленки и длительном ее засвечивании. Соляризация — задача со многими неизвестными. Проявленный частично контратип промываем и для равномерного засвечивания погружаем в плоскую ванночку с водой комнатной температуры. Оптимальный источник засветки — матовая лампочка мощностью 75 — 100 Вт, установленная сверху на высоте 1,5 м. Продолжительность засветки лежит в пределах 1—30 с. Засвеченный негатив переносим в тот самый контрастный проявитель, допроявляем, промываем, фиксируем в быстром кислом закрепителе, промываем, сушим. Если исходный или полученный негатив вялый, его следует контратипировать несколько раз. Слишком плотный негатив и контратип можно ослабить в фармеровском ослабителе: Красная кровяная соль, г 7,5 Гипосульфит, г 45 Вода до объема, мл 300 После ослабления негатив промывают в течение 20 мин и сушат. Предложенный раствор ослабляет негатив, уменьшает серую вуаль (если она есть), усиливает контрастность изображения. Длительное проявление в контрастном проявителе может привести к полной соляризации, а краткое — снизит контрастность, детальную проработку полутонов. Замечено, что богатство полутонов, выразительность рисунка главным образом зависят от количества промежуточных стадий контратипирования, от количества дубликатов. На четвертой стадии контратипирования число контурных черных и белых линий увеличивается, а однотонные детали изображения распадаются на все более мелкие, знакомые нам объекты постепенно теряют привычные очертания, как бы расплываются, напоминая мираж. Окончательно выбранный дубликат вставляем в увеличитель и печатаем позитивные копии. Для получения высокой контрастности, четкости белых и черных контурных линий нужен особоконтрастный материал (бумага, фототкань, позитивная пленка для слайда), обрабатывать их следует в контрастных позитивных проявителях. Псевдосоляризовать можно и позитивные копии, засвечивая их во время обработки в позитивном проявителе. Рекомендуем пользоваться стоп-раствором для быстрого прекращения нежелательного проявления отпечатков. Можно взять 2 %-й раствор уксусной, лимонной или 5 %-й раствор виннокаменной кислоты в воде. Он нужен для того, чтобы «поймать» необходимый тон изображения. Следует сказать, что самые светлые участки изображения на бумаге (ткани) под действием вторичной засветки или покрываются значительной вуалью, или полностью обращаются. В зависимости от степени засветки и проявления они могут быть в границах от светло-серого до черного тона. Негативные, теневые участки, получающие большую дозу света, почти не изменяются. Вместе с тем на границах тонов появляются белые полосы. Если фотоотпечаток с нормальным контрастом недо-проявить на 20—25 % по отношению к нормальному времени и интенсивно его засветить, то получим псевдосоляризацию с полутонами. Обращение изображения произойдет на недопроявленных участках бумаги. Если отпечаток с нормальным контрастом проявить полностью, затем его интенсивно засветить и допроявлять, тогда на черном фоне, на границах разных тонов возникнут белые линии. Псевдосоляризация как негатива, так и напечатанного с него позитива называется двойной. Этот эффект можно использовать для изготовления фотографий в стиле фоторельефа. Для этого нужно, чтобы негатив, дубль-негатив с него и сделанный с них обоих диапозитив были изготовлены в масштабе 1:1. Иллюзия рельефности изображения тем больше, чем значительнее сдвиг наложенных друг на друга двух изображений. Кроме термина фоторельеф еще употребляется фотобарельеф, гетерорельеф. В принципе, все они выражают один и тот же процесс получения необычных фотографий. При стиле гетерорельеф масштаб дубль-негатива и диапозитива отличен от 1:1. Он изменяется в ту или иную сторону. Визуально гетерорельеф отличается от фоторельефа тем, что на отпечатке объект съемки окаймлен одновременно и белой и черной линиями. Одна из них проходит по контуру предмета, посередине, а другая — по внешнему краю. Для того чтобы внешняя линия была черной, диапозитив с изображением объекта должен быть меньше дубль-негатива; для белых внешних контуров — наоборот. Вариантов можно напридумывать много, если к тому же использовать общую и локальную, выборочную по участкам засветку разной интенсивности. |