Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Изогелия черно-белая и цветная

Изогелия черно-белая и цветная


На любом черно-белом негативе или позитиве можно выделить участки одинаковой плотности. Наиболее простой случай — черно-белая графика, т. е. наличие зоны двух тонов изображения. Изогелия — тоноделение, способ фотопечати (контакт и проекция) для разделения исходного полутонового изображения на зоны одинаковой светлоты.
Такое разделение тона цветного изображения с печатью конечного цветного позитива называется цветной графикой, или изополихромией. Для работы наиболее удобны фотопластинки размером 6X9 см репродукционно - штриховые чувствительностью 11 ед. ГОСТа и коэффициентом контрастности 4, так как их можно обрабатывать при темно-красном свете, а также плоские пленки ФТ-41П, ФТ-101, ФТ-111.
Циклом копировальных операций с негативов (Н) зоны определенной плотности распределяем по отдель­ным позитивам (П), каждый из которых есть изобра­жение одной из зон. Рассмотрим деление на четыре зоны, хотя, в принципе, возможно деление на три, пять, семь зон, от чего зависит конечное количество цветов. Одна из упрощенных технологических схем такова.
1. Перед печатанием на негативе-оригинале (или позитиве) и промежуточных негативах в двух местах по краям острой иглой ставим метки «+» для последую­щей точной приводки (совмещения) негативов и позити­вов. С исходного черно-белого или цветного негатива печатаем на черно-белой позитивной пленке исходный позитив размером 6Х 9 см.
2. Этот черно-белый позитив копируем четыре раза в контактной копировальной рамке на черно-белую пленку (засветка от увеличителя). Соотношение време­ни экспонирования — 1:2:4:8 или 1:3:9: 27. Так получаем четыре черно-белых негатива разной плотнос­ти: H1, Н2, НЗ и Н4.
3. Копируем H1, Н2 и НЗ при одинаковой экспози­ции на позитивную черно-белую пленку и получаем позитивы П1, П2 и ПЗ.
4. Образуем пары из ранее полученных негативов и только что полученных позитивов. Порядок их сложе­ния такой: H1 (самый прозрачный негатив) + П1 (самый плотный позитив); Н2 + П2, НЗ + ПЗ (самый прозрачный позитив); самый плотный негатив Н4 откладываем в сторону на некоторое время.
Теперь сложенные пары (позитив + негатив) точно совмещаем по меткам « + » и контуру изображе­ния, скрепляем по краям клейкой лентой типа «скотч».
Теперь отдельные зоны плотности исходного негатива разделены по четырем кадрам, т. е. мы выполнили черно-белое тоноразделение. Если последовательно на черно-белую бумагу с этих негативов напечатать портрет или пейзаж, то он будет выполнен в манере черно-белой изогелии. Напоминаем, что приводку осуществляем по меткам. Обрабатывать кинофотопленки можно в прояви­телях УП-2М и «Агфа-36», рецептура которых приведе­на ниже, или в аналогичных им.
УП-2М, метолгидрохиноновый проявитель для кино­фототехнических пленок типа «Микрат 300» и «Мик­рат 200», а также фотопластинок, имеет следующий состав:
 
Вода дистиллированная (25—45 °С), мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Сода безводная, г 31
Бромистый калий, г 4
Вода холодная до объема, мл 1000
 
Проявитель работает быстро и энергично, обеспечивает достижение высокой контрастности за сравнительно короткий срок. Рабочая температура 20 °С Время проявления для достижения максимального контраста на пленках «Микрат» — 4—8 мин, а для пленок МЗ-ЗЛ — около 2 мин. Хорошо сохраняется полгода в наполнен­ном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте.
«Агфа-36», А-36 («Орво-36»), метолгидрохиноновый проявитель для быстрого проявления кинофотопленок, представляет собой смесь двух растворов, А и Б, в пропорции 4:1 (смесь готовят непосредственно перед употреблением):
 
А. Вода дистиллированная, мл 700
Метол, г 5
Сульфит натрия безводный, г 40
Гидрохинон, г 6
Бромистый калий, г 1,5
 
Б. Вода дистиллированная холодная, мл 300
Едкий натрий, г 16

В зависимости от типа пленки при 20 °С время проявления колеблется в пределах всего 30—45 с По­этому ее следует обрабатывать по методике, предлагае­мой нами для проявителя А-71. Пользоваться стоп — раствором обязательно, иначе пленку легко перепроявить. Время обработки в стоп — растворе зависит от его состава, температуры и дальнейших операций. Так, в уксусно­кислом тропическом прерывателе «Агфа-203» негатив между проявлением и закреплением обрабатывается в этом стоп — растворе в течение 30 с. После закрепления пленку промывают 20 мин и сушат, оберегай от пыли.
С цветом работаем так. Сложенные и скрепленные пары и негатив Н4, который мы на время отложили в сторону, поочередно копируем на один и тот же кадр цветной негативной или обратимой пленки, осуществляя засветку от увеличителя. При этом для каждой пары берем светофильтр другого цвета — всего четыре цвета намеченной гаммы, что зависит от художественного вкуса и поставленной цели. Конечный отпечаток по внешнему виду напоминает литографию. Величины экспозиций зависят от многих причин и подбираются пробным путем.