Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Фоторисунок

Фоторисунок


Даже без специальной художественной подготовки каждый фотолюбитель при помощи несложной технологии может сделать привле­кательные рисунки природы, архитектурных ансамб­лей, а также портреты, карикатуры, графические рисунки и т. п. Рисовать можно на бумаге, картоне любыми карандашами и тушью. Чтобы последняя не смывалась, в флакон вместимостью 50 мл добавляют кристаллик хромпика (двухромовокислого калия). Основу лучше выбирать белого цвета. Есть несколько способов изготовления фоторисунка. Рассмотрим два ос­новных, которые выполняются в темном помещении.
При первом способе с помощью диапроектора, увели­чителя проектируем выбранное негативное или позитив­ное изображение на экран (лист бумаги). Если это негатив, то мягким карандашом заштриховываем все светлые места и детали изображения. Постепенно на листе бумаги появится позитивное графическое изобра­жение, или фоторисунок. Если по светлым местам негатива провести жирные черные линии, возникнет чисто графический рисунок, так называемая обводка. Употре­бив тушь, получим черно-белую или цветную графику. Во время обводки лишние детали можно опускать, до­рисовывать новые, изменять масштаб изображения, исправлять  недостатки  оригинального  изображения.
По другому способу отобранное нами изображение через защитный оранжевый светофильтр увеличителя проектируем на фотобумагу с матовой, полуматовой, структурной поверхностью, подбираем масштаб изобра­жения, наводим на резкость. На полоске бумаги «ме­тодом ступенек» определяем нормальную выдержку. При печати даем, однако, двухкратную передержку, а проявляем бумагу только до появления бледных контуров изображения. Недопроявленный отпечаток опускаем в стоп-ванну, промываем в холодной воде и закрепляем в кислом фиксаже 15—20 мин, около часа промываем в проточной воде и высушиваем при помощи электроглянцевателя.
На сухом отпечатке контуры деталей фотографи­ческого изображения аккуратно обводим карандашом или тушью (рис. 18). Тушь можно разбавлять водой и тонкой кистью наводить тени, полутени, дорисовывать детали. После окончательного высыхания туши этот отпечаток обрабатываем в отбеливающем растворе та­кого состава:
 
Вода (50-60 °С), мл 500
Гипосульфит, г 25
Красная кровяная соль, г 10

В этом растворе за 3—5 мин бледное изображение исчезает. На фотобумаге остается только обведенный тушью рисунок. Эту фотобумагу осторожно вынимаем из раствора, даем ему стечь, промываем в холодной про­точной воде 5—7 мин, пока промывная вода не станет чистой. После этого отпечаток высушиваем.
Для изготовления одного рисунка можно использо­вать несколько разных негативов или слайдов, изменяя масштабы изображения, соединяя таким образом порт­реты людей, отснятых в разных местах и в разное время, а также детали разных объектов съемки. Иначе говоря, ак­тивно преобразовывать сюжеты разных фотографий, ком­поновать «новую реальность», осуществлять фотомонтаж методом фоторисунка. Такие графические отпечатки сохраняют в известной мере точность документальной фотографии, и вместе с тем им присущи многие качества обычного рисунка как произведения искусства. Фото­рисунок форматом 18Х 24 см создается за 20—30 мин.
 
Фоторисунок
 
Рис. 18. Уголок старого Таллинна. Выполнен тушью с черно-белого негатива под фотоувеличителем.