Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Художники считают красный, желтый и синий цвета главными
Художники считают красный, желтый и синий цвета главными |
В нестереоскопической фотографии, чтобы подчеркнуть глубину пространства, композицию кадра нужно строить так, чтобы на переднем плане преобладали теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, желтый), а на заднем — холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Эффект глубины пространства достигается и при съемках монохроматических или почти одноцветных ландшафтов (например, пшеничного поля, степи, моря, снежной равнины и др.) при условии, что на переднем или среднем планах в кадре будет находиться один или несколько ярких объектов, цвет которых является дополнительным по отношению к цвету ландшафта как фона. Художники считают красный, желтый и синий цвета главными. На их основе строится вся цветовая палитра. В науке в настоящее время принято пары дополнительных цветов, образующих контрастно-гармонические сочетания, распределять так: красный — зеленовато-голубой; оранжевый — голубой; желтый — синий; желто-зеленый — фиолетовый. Так, если мы фотографируем морской пейзаж, то в кадре целесообразно разместить объект (лодку, бакен и т. п.), в окраске которого преобладали бы (в зависимости от погоды, а потому и от цвета моря) желто-оранжевый или же красные оттенки. Иногда в литературе встречается категорическое предупреждение, что предназначенные для черно-белой фотографии светофильтры нельзя применять в фотографии цветной. Исключение составляют поляризационные и ультрафиолетовые фильтры, в меньшей степени — нейтральные. Этот «канон» возник потому, что каждый фильтр активно поглощает дополнительный и близкие к нему цвета. Поэтому фильтры для черно-белой фотографии на цветных диапозитивных и негативных пленках искажают передачу естественных и искусственных красок. При фотографировании, к примеру, на цветную обращаемую пленку, сбалансированную к дневному освещению, светофильтры оказывают такое воздействие: светофильтры красной зоны передают желтый и зеленый цвета разными оттенками красного, а синий — почти черным; оранжевые фильтры придают красному цвету пурпурные или розовые оттенки; желтый превращается в светло-оранжевый; зеленый — в оранжево - пурпурный; синий — в буро-темно-зеленый. Желтые фильтры придают красному цвету розово-пурпурные оттенки, зеленому — светло-серо-зеленоватые, синему — темно-серые; зеленые преображают желтый цвет в серо-зеленый, красный — в светло-красно-оранжевый, синий — в темно-зеленый. Голубые фильтры накладывают на другие цвета слабый голубой оттенок. При съемке натуры благодаря им хорошо высвечиваются, прорабатываются тени, усиливается голубизна воздушной дымки. Для достижения определенного эффекта, внесения нужных поправок в красочную палитру будущей фото-картины такие светофильтры целенаправленно можно применять в цветной фотосъемке. Сделав несколько проб, предварительно определяют реальную кратность имеющихся фильтров и специфику их действия, в частности передачу цвета при натуральном и искусственном освещении. Для затемнения в кадре яркого синего неба, выявления белизны облаков полезно снимать через поляризационные светофильтры ПФ-36 (3х) и ПФ-42 (4х), а в горах на высоте более 2000 м, на льду или снегу, возле водоемов — через ультрафиолетовый УФ-1Х. Он задерживает ультрафиолетовые лучи, которые могут нарушить соотношение тонов и оттенков, сильно «синят» изображение. Нейтральные серые фильтры применяют для разных целей, например при необходимости значительно увеличить экспозицию, когда часто проходящие мимо объектива пешеходы мешают сфотографировать какой-нибудь архитектурный ансамбль. При длительной выдержке на пленке их видно не будет. Или, скажем, когда по композиционным соображениям нужно снимать при полностью открытой диафрагме, а освещение слишком яркое и пленка высокой чувствительности. Практика съемки показывает, однако, что нейтральные фильтры все же нарушают цветовую гармонию полутонов. Поэтому при ответственной цветной съемке их лучше не применять. В концертных и спортивных залах, в театрах и цирке, закрытых плавательных бассейнах при искусственном освещении можно спокойно фотографировать на цветные универсальные негативные пленки. С цветными обратимыми пленками дело сложнее: поскольку освещение в таких залах смешанное, нужно установить, какая часть спектра преобладает. Если, например, в помещении закрытого бассейна главный источник освещения — мощные лампы дневного света типа ЛД, то можно снимать на пленках ЦО-65Д, UT-21 «Орвохром» или же «Фомахром» IID20. Представления в цирке, театре оперетты, мюзик-холле, дискотеке сопровождаются ярким многокрасочным смешанным освещением мощными софитами, прожекторами, и определить, какой спектр преобладает при световом оформлении той или иной сцены, практически невозможно. Поэтому приходится фотографировать на пленках, предназначенных для дневного и искусственного освещения. Что же получится? На одной части кадров цветопередача будет правильной, на другой появится смещение в сторону красной зоны спектра, а на третьей — смещение в сторону сине-фиолетовой зоны спектра. На пленках чувствительностью 65 — 90 ед. ГОСТа при диафрагме 4 — 5,6 на расстоянии 8—12 м выдержка может колебаться в пределах 1/30 —1/125 с, так как интенсивность освещения часто изменяется. По этой причине полезно делать дубли наиболее интересных сцен. Сказанное касается и съемок на лоне природы. Один кадр снимаем с выдержкой, определенной экспонометром, другой — в полтора раза короче, третий — в полтора раза длиннее. Удобнее всего это делать, изменяя величину диафрагмы на 0,5 деления. При этом окраска слайдов будет отличаться плотностью, яркостью и насыщенностью. Какой из кадров выбрать — дело вкуса. Этот метод давно применяют «асы» фотографии, специалисты с мировым именем, его, кстати, рекомендует большинство ведущих фирм мира и наша «Свема». |