Химия для фотографа > Секреты фотосъемки > Художники считают красный, желтый и синий цвета главными

Художники считают красный, желтый и синий цвета главными


В нестереоскопической фотографии, чтобы подчерк­нуть глубину пространства, композицию кадра нужно строить так, чтобы на переднем плане преобладали теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, жел­тый), а на заднем — холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Эффект глубины пространства достигается и при съемках монохроматических или почти одноцвет­ных ландшафтов (например, пшеничного поля, степи, моря, снежной равнины и др.) при условии, что на пе­реднем или среднем планах в кадре будет находиться один или несколько ярких объектов, цвет которых явля­ется дополнительным по отношению к цвету ландшафта как фона.
Художники считают красный, желтый и синий цвета главными. На их основе строится вся цветовая палитра. В науке в настоящее время принято пары дополнитель­ных цветов, образующих контрастно-гармонические со­четания, распределять так: красный — зеленовато-голу­бой; оранжевый — голубой; желтый — синий; желто-зеленый — фиолетовый. Так, если мы фотографируем морской пейзаж, то в кадре целесообразно разместить объект (лодку, бакен и т. п.), в окраске которого преоб­ладали бы (в зависимости от погоды, а потому и от цвета моря) желто-оранжевый или же красные оттенки.
Иногда в литературе встречается категорическое предупреждение, что предназначенные для черно-белой фотографии светофильтры нельзя применять в фотогра­фии цветной. Исключение составляют поляризационные и ультрафиолетовые фильтры, в меньшей степени — нейтральные. Этот «канон» возник потому, что каждый фильтр активно поглощает дополнительный и близкие к нему цвета. Поэтому фильтры для черно-белой фото­графии на цветных диапозитивных и негативных плен­ках искажают передачу естественных и искусственных красок.
При фотографировании, к примеру, на цветную обра­щаемую пленку, сбалансированную к дневному освеще­нию, светофильтры оказывают такое воздействие: светофильтры красной зоны передают желтый и зеленый цвета разными оттенками красного, а синий — почти черным; оранжевые фильтры придают красному цвету пурпурные или розовые оттенки; желтый превращается в светло-оранжевый; зеленый — в оранжево - пурпурный; синий — в буро-темно-зеленый. Желтые фильтры придают красному цвету розово-пурпурные оттенки, зеленому — светло-серо-зеленоватые, синему — темно-серые; зеленые преображают желтый цвет в серо-зеленый, красный — в светло-красно-оранжевый, синий — в темно-зеленый. Голубые фильтры накладывают на другие цвета слабый голубой оттенок. При съемке на­туры благодаря им хорошо высвечиваются, прорабаты­ваются тени, усиливается голубизна воздушной дымки.
Для достижения определенного эффекта, внесения нужных поправок в красочную палитру будущей фото-картины такие светофильтры целенаправленно можно применять в цветной фотосъемке. Сделав несколько проб, предварительно определяют реальную кратность имеющихся фильтров и специфику их действия, в част­ности передачу цвета при натуральном и искусственном освещении.
Для затемнения в кадре яркого синего неба, выявле­ния белизны облаков полезно снимать через поляриза­ционные светофильтры ПФ-36 (3х) и ПФ-42 (4х), а в горах на высоте более 2000 м, на льду или снегу, возле водоемов — через ультрафиолетовый УФ-1Х. Он задер­живает ультрафиолетовые лучи, которые могут нару­шить соотношение тонов и оттенков, сильно «синят» изображение. Нейтральные серые фильтры применяют для разных целей, например при необходимости значи­тельно увеличить экспозицию, когда часто проходящие мимо объектива пешеходы мешают сфотографировать какой-нибудь архитектурный ансамбль. При длительной выдержке на пленке их видно не будет. Или, скажем, когда по композиционным соображениям нужно сни­мать при полностью открытой диафрагме, а освещение слишком яркое и пленка высокой чувствительности. Практика съемки показывает, однако, что нейтральные фильтры все же нарушают цветовую гармонию полуто­нов. Поэтому при ответственной цветной съемке их
лучше не применять.
В концертных и спортивных залах, в театрах и цирке, закрытых плавательных бассейнах при искусственном освещении можно спокойно фотографировать на цвет­ные универсальные негативные пленки. С цветными обратимыми пленками дело сложнее: поскольку освеще­ние в таких залах смешанное, нужно установить, какая часть спектра преобладает. Если, например, в помеще­нии закрытого бассейна главный источник освещения — мощные лампы дневного света типа ЛД, то можно сни­мать на пленках ЦО-65Д, UT-21 «Орвохром» или же «Фомахром» IID20.
Представления в цирке, театре оперетты, мюзик-холле, дискотеке сопровождаются ярким многокрасоч­ным смешанным освещением мощными софитами, про­жекторами, и определить, какой спектр преобладает при световом оформлении той или иной сцены, практически невозможно. Поэтому приходится фотографировать на пленках, предназначенных для дневного и искусствен­ного освещения. Что же получится? На одной части кад­ров цветопередача будет правильной, на другой появит­ся смещение в сторону красной зоны спектра, а на третьей — смещение в сторону сине-фиолетовой зоны спектра. На пленках чувствительностью 65 — 90 ед. ГОСТа при диафрагме 4 — 5,6 на расстоянии 8—12 м выдержка может колебаться в пределах 1/30 —1/125 с, так как интенсивность освещения часто изменяется. По этой причине полезно делать дубли наиболее инте­ресных сцен.
Сказанное касается и съемок на лоне природы. Один кадр снимаем с выдержкой, определенной экспономет­ром, другой — в полтора раза короче, третий — в пол­тора раза длиннее. Удобнее всего это делать, изменяя величину диафрагмы на 0,5 деления. При этом окраска слайдов будет отличаться плотностью, яркостью и насы­щенностью. Какой из кадров выбрать — дело вкуса. Этот метод давно применяют «асы» фотографии, специа­листы с мировым именем, его, кстати, рекомендует большинство ведущих фирм мира и наша  «Свема».